Поиск в словарях
Искать во всех

Театральная энциклопедия - московский

 
 

Московский

московский
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (М о сковский государственный театр о п е р е'т т ы) первый государственный театр оперетты в СССР. Создан на базе опереточной труппы, работавшей в Москве в 1922-27. Открылся 24 ноября 1927 (в помещении т-ра "Аквариум") пост. оперетты "Игра с Джокером" Багриновского (пост. Р. Симонова и Ярона). В труппу т-ра вошли артисты Т. Я. Бах, Е. В. Грановская, В. Р. Лейкина, Клара Милич, К. М. Новикова, М. А. Руджиери, 3. А. Смирнова, Д. Л. Сокольская, М. П. Юдина, В. С. Володин, М. Л. Волховской, В. Н. Даминский, М. И. Днепров, Т. К.Дунаев, С. В. Каминский, В.А.Катун, А. Г.Ровный, И. В. Стравинский, И. В. Торский, Е. Н. Чу-гаев, В. М. Эльтон, Г. М. Ярон (он же зав. худ. частью); дирижёры С. Я. Орланский, Ф. Ф. Эк-керт; балетмейстер Б. В. Орлов; худ. Е. Г. Соколов.
Важнейшая задача, стоявшая перед т-ром,- создание жанра сов. оперетты. Т-р впервые поставил оперетты (в скобках указаны фамилии постановщиков): "Женихи" (первая сов. оперетта; 1927, Гутман), "Миллион терзаний" (1932, Донатов), "Золотая долина" (1938, Феона) Дунаевского, "Чёрный амулет" (1928, Лапицкий), "Холопка" (1932, Смолич), "Сердце поэта" (1934, Баратов) Стрельникова, "Людовик ...надцатый" Сахновского (1928, Алексеев), "Взаимная любовь" Каца (1940, Алексеев) и др. Правдивые, насыщенные бытовой характерностью спектакли пост. Г. М. Ярон: "Сорочинская ярмарка" Рябова (1937), "На берегу Амура" Блантера (1939) и спектакль "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова (1937), воплотивший революц. романтику в жанре нар. муз. комедии. Новое решение получили оперетты зарубежных авторов:
"Роз-Мари" Фримля и Стодгардта (1928, Феона), "Летучая мышь" Штрауса (1933, Марджанов), "Фиалка
Монмартра'" (1933), "Сильва" (1941) Кальмана (обе в пост. Ярона).
В годы Великой Отечеств, войны одна часть труппы работала в Кузбассе; другая - в Москве. Были пост.:
"Девушка из Барселоны" Б. Александрова (1942), "Табачный капитан" Щербачёва (1942), "Украденная невеста" (по "Аскольдовой могиле" Верстовского, 1944). В 1947-53 гл. режиссёром т-ра был И. М. Туманов, к-рый привлёк в т-р артистич. молодёжь, стремился в пост. к единству актёрского ансамбля. Пост.:
"Вольный ветер" Дунаевского (1947), "Акулина" Ков-нера (1949), "Трембита" (1949), "Первая любовь" (1953) Милютина, "Самое заветное" Соловьёва-Седого (1952) и др. В М. т. о. в разное время работали артисты:
С. М. Вермель, Р. Ф. Лазарева, Е. Ф. Савицкая, Стефания Петрова, А. Г. Цензор, С. М. Аникеев, Н. М. Бравин, И. И. Гедройц, Г. А. Заичкин, В. Т. Карпов, Н. Н. Радошанский, В. В. Ротмаковский, Н. О. Рубан, В. Я. Хенкин, С. Я. Хмельницкий и др.; дирижёры - М. Н. Жуков, А. А. Залевский, Д. Д. Пекарский, Г. С. Фукс-Мартин; реж. - А. Г. Алексеев, В. М. Бебутов, И. А. Донатов. К оформлению спектаклей привлекались худ. - Н. П. Акимов, Б. И.Волков, Б. Г. Кноблок, И. С. Федотов, Н. А. Шифрин и др.
В 1954 гл. режиссёром стал В. А. Канделаки, гл. дирижёром - Г. А. Столяров. В т-р были привлечены видные сов. композиторы, выдвинулись новые молодые артисты. Лучшие спектакли т-ра отличаются тщательной разработкой характеров действующих лиц, яркой театральностью: "Белая акация" Дунаевского (1955), "Поцелуй Чаниты" (1956), "Фонари-фонарики" (1958), "Цирк зажигает огни" (1960) Милютина, "Весна поёт" Кабалевского (1957), "Москва, Черёмушки" Шостаковича (1959), "Ромео, мой сосед" (1960), "Куба, любовь моя" (1963) Гаджиева, "Граф Люксембург" Легара (1960), "Севастопольский вальс" Листова (1961), "Седьмое небо" Певзнера (1962), "100 чертей и одна девушка" Хренникова (1963), "Марина" Кальмана (1963) и др.
В труппе т-ра (1964): нар. артисты РСФСР О. Н.Власова, В. И. Алчевский; засл. артисты РСФСР Н. В. Куралесина, Е. Я. Лебедева, Т. Л. Санина, Т. И. Шмыга, Ю. Н. Богданов, А. 3: Горелик, В. Г. Зарубеев, М. А. Качалов, Н. К. Каширский, Ю. А. Савельев, А. А. Феона и др.; гл. реж. - нар. арт. РСФСР В. А. Канделаки, реж. - А. Р. Закс; дирижёры - А. Г. Михайлов (гл. хорм.), Л. М. Оссов-ский, Е. А. Синицын; гл. балетм. - засл. деят. иск-в РСФСР Г. А. Шаховская; гл. худ. - Г. Л. Кигель; зав. лит. частью - Я. А. Гринберг.
Лит.: Луначарский А. В., Эхо Октября в театре, газ" "Вечерняя Москва", 1928, 16 мая, ј 112; Янковский М., Советский театр оперетты, Л.- М., 1962;
Ярон Г., О любимом жанре, 2 изд., М., 1963. М. Лифш.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое московский
Значение слова московский
Что означает московский
Толкование слова московский
Определение термина московский
moskovskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины