Поиск в словарях
Искать во всех

Театральная энциклопедия - здание

 
 

Здание

здание
ЗДАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ. Сооружения, предназначенные для показа зрелищ, появились в начале возникновения древнегреческого т-ра и видоизменялись на всем протяжении истории театр. иск-ва. Архитектура и технологич. структура 3. т. определялись социальным составом зрителей, идейными и художеств. задачами т-ра, уровнем развития постановочной и строительной техники.
Сооружения древнегреч. т-ра (см. илл. к ст. Древнегреческий театр) первоначально представляли собой круглую земляную площадку (орхестра), расположенную у подножия горы, на склоне к-рой размещались места для зрителей (театрон). На рубеже 6-5 вв. до н. э. сзади орхестры возводили помещение (скена) для переодевания актёров и хранения бутафории. К 4-3 вв. до н. э. скена превратилась в 2-этажное прямоугольное в плане здание с пристройкой впереди (проскений), плоское перекрытие к-рой (ло-гейон), расположенное на уровне основного этажа, служило для игры актёров. Театрон и скена первых т-ров Др. Греции были вначале деревянными, но постепенно их заменили каменными. Греч. т-ры, к-рые должны были вмещать всех членов общины данного города, имели большие размеры. Т-р в Эфесе, напр., вмещал ок. 23 тыс. зрителей. Диаметр его театрона - 152 м, диаметр орхестры - 31 м, удаление последнего ряда мест для зрителей от центра орхестры - 76 м.
Наряду с открытыми т-рами древние греки воздвигали крытые 3. т. (одеон), предназначавшиеся, по предположению исследователей, для выступлений музыкантов и певцов. Древнейший одеон был построен в Афинах Периклом в сер. 5 в. до н. э.
В древнеримском т-ре 3. т. (см. илл. к ст. Древне-римский театр) во многом формируется на основе опыта греч. т-ра, но существенно от него отличается. Орхестра не служила здесь местом выступлений хора. Передняя граница игровой площадки (просцениум) проходила через центр орхестры, а в другой ее половине размещались места для привилегированных зрителей, что вызвало необходимость значительно понизить просцениум, по сравнению с греческим, доведя его высоту до 1,5 м. Ряды возвышающихся уступами сидений (кавеа) полукружиями охватывали орхестру и торцами примыкали к боковым помещениям сцены, образуя единый архитектурный объём. Амфитеатр венчался крытой колоннадой. Стены сцены служили постоянным декоративным фоном (представляли собой богато отделанный фасад Дворца). Римляне строили свои т-ры на городских площадях и улицах, располагая амфитеатр на искусственных сводчатых конструкциях. В греч. т-рах зрители заполняли театрон со стороны орхестры, а в т-рах римлян - поднимались по внутренним лестницам. Размеры древнерим-ских т-ров были значительны. Первое капитальное 3. т. римлян-т-р Помпея в Риме (55-52 до н. э.)вмещал более 17 тыс. зрителей. Диаметр его амфитеатра - 160 м, глубина просцениума - 25 м, ширина - 100 м. Римляне, как и греки, строили также крытые 3. т. (театрум-тектум), иногда рядом с открытыми. Таковы т-ры в Помпеях-Большой и Малый (1 в. до н. э.).
В античных 3. т. была разрешена важнейшая проблема массовых зрелищных сооружений - хорошая видимость и слышимость театр. представления почти всеми зрителями, достигнута высокая степень единения актёра и зрителя. Влияние античного т-ра сказалось на всём дальнейшем развитии театр. архитектуры (подробнее об устройстве античных 3. т. см. в ст. Древнегреческий театр и Древнеримский театр).
В период Раннего средневековья новые 3. т. не строились. Представления литургической драмы (9-12 вв.) происходили внутри храма, впоследствии (конец 12 в.) представления разыгрывались на паперти. Постановки мистерий (14-16 вв.) осуществлялись на площадях и улицах городов (см. Пэджент), моралите (15-16 вв.) - на сценич. подмостках типа балаганов. Иск-во строительства 3. т. возродилось в Италии в эпоху Ренессанса. Развитие трагедии, комедии и пасторальной драмы вызвало появление нового типа закрытого т-ра. Используя опыт античности, итал. архитекторы опирались в основном на трактат о построении т-ров др.-рим. архитектора и инженера Витрувия (развалины т-ров Др. Греции и Рима начали раскапывать лишь в сер. 19 в.). Первый известный нам т-р был построен в Ферраре в 1528, он был деревянным и вскоре сгорел. Представление об итальянском 3. т. сер. 16 в. даёт трактат архитектора С. Серлио (1545). Сохранив амфитеатральный зрительный зал, Серлио реформировал сцену, расположив за просцениумом вместо традиционной стены глубинную сцену с перспективными декорациями. Жемчужиной театр. архитектуры является сохранившийся до нашего времени т-р "Олимпико" в Виченце, сооружённый в 1580- 1584 по проекту арх. А. Палладио. Форма участка, на котором было расположено здание, вынудила Палла-дио придать амфитеатру очертания не полукруга, а полуэллипса. Следуя античной традиции, он, в противоположность Серлио, вернул сцене обрамляющие её с 3 сторон стены, выполненные в виде фасадов великолепного дворца. Особенность т-ра "Олимпико" по сравнению с античными образцами в том, что за дверными проёмами стен сцены Палладио построил перспективно сокращавшиеся улицы города. Архитектура этого небольшого т-ра (он вмещает ок. 1 000 зрителей) представляет собой непревзойдённый образец гармонии и единства сцены и зрительного зала. Но построенный для постановки античной драмы т-р Палладио не мог стать основой дальнейшего развития 3. т. Важный шаг в этом направлении был сделан арх. Дж. Б. Алеотти, воздвигнувшим в 1618- 1619 придворный т-р "Фарнезе" в Парме. В этом т-ре впервые появилась глубинная сцена с относительно широким (12,5 м) порталом. В планировке амфитеатра и архитектуре зала заметно влияние античности. Однако принципиально новая система сценич. площадки не была увязана с амфитеатральным залом, к тому же сильно вытянутым в длину и неудобным для зрителей. Этот т-р, отделанный с большой роскошью, не обладает той совершенной гармонией частей и целого, к-рая отличает архитектуру т-ра Палладио (т-р в Парме сохранился до нашего времени, но сильно обветшал).
В нач. 17 в. был создан т. н. ранговый т-р с ярусным зрительным залом, принципиально отличный от амфитеатров античной демократии. Идея полукруглого театр. зала с амфитеатром и ярусными галереями по его периметру зародилась еще в эпоху Возрождения. Изображение такого зала дано арх. М. Чезариано в комментированном им издании трактата Витрувия (1521). Процесс формирования ярусного 3. т. ускорила возникшая в Италии опера (16 в.), для которой нужен был достаточно вместительный и вместе с тем компактный зрительный зал с хорошей акустикой. В 1630 арх. А. Сегицци построил в Венеции т-р "Сан-Кассиано", зрительный зал к-рого имел три яруса сплошных открытых галерей с возвышающимися друг над другом рядами. Сословная разобщённость зрителей рангового т-ра привела вскоре к разделению галерей поперечными перегородками, так образовались изолированные ячейки-ложи. В последующие десятилетия продолжаются напряжённые поиски наиболее совершенной формы зрительного зала. Об этом, в частности, свидетельствует трактат итал. архитектора и театр. машиниста К. Мотта (1671). Многоярусный зал с ложами в форме усечённого в плане овала (получил впоследствии наименование "итальянского") был впервые осуществлён арх. К. Фонтана в построенном им т-ре "Тординона" в Риме (1675). Вершина архитектуры 3. т. этого типа - знаменитый оперный т-р Ла Скала" в Милане (1778), сооружённый по проекту арх. Дж. Пиермарини. Зал т-ра "Ла Скала", вмещающий 3 тыс. зрителей, безукоризнен в акустич. отношении, но значительная часть зрителей плохо видит происходящее на сцене. Т. о., в этом т-ре наглядно проявились недостатки сочетания многоярусного зала с глубинной сценой.
Самобытное 3. т. было создано в последней четверти 16 в. в Англии. Городские т-ры Лондона сочетали в себе элементы гостиного двора, где выступали труппы бродячих актёров, и ярусного амфитеатра. Они разделялись на публичные и частные. Публичные т-ры (первый построен в 1576 и назван "Театр") не имели крыши; представления в них давались при дневном свете. Круглую или овальную площадку окружала, образуя зал, высокая стена. Вдоль стен размещались два или три яруса галерей, небольшая часть к-рых была отведена ложам. В партере зрители смотрели представление стоя, окружая с трёх сторон вынесенный в зал просцениум. Знатные посетители сидели на боковых сторонах просцениума на табуретках. Зал вмещал 1500-1800 зрителей. В закрытых частных т-рах зрительный зал обычно имел четырехугольную форму. В партере были сидячие места, вместимость зала в два раза меньше, чем в публичных т-рах [труппа, к к-рой принадлежал Шекспир, играла в открытом т-ре "Глобус" (построен в 1599) и закрытом "Блэкфрайерс" (перестроен в 1596)].
Наряду с городскими т-рами в Англии в этот период существовал придворный т-р, следовавший в своей архитектуре и сценич. технике образцам итал. т-ра позднего Ренессанса. В 1622 архитектор и театр. декоратор И. Джонс строит специальный "Банкетный дом", а в 1632 - придворный т-р, названный "Кок-пит при дворе". Внутри он имел форму восьмиугольника, пять сторон к-рого были заняты зрительным залом, остальные три - сценой. По боковым стенам были расположены галереи, против сцены - королевская ложа.
В годы англ. бурж. революции (1642-60) театр. жизнь замерла. Оживление наступило в период Реставрации, но старый английский т-р времён Шекспира отошёл в прошлое. В 1672 англ. арх. К. Рен построил "Дьюк-тиэтр", в архитектуре к-рого сказалось сильное влияние итал. театр. сооружений.
Франц. театр. архитектура и сценич. техника, как и в большинстве др. европ. стран, первоначально следовали выработанным в Италии приёмам, нередко прибегая к прямым заимствованиям. Так, напр., в 1640 арх. Ж. Лёмёрсье построил роскошный т-р во дворце РишеЛьё; зрительный зал в этом т-ре имел амфитеатр и два позолоченных балкона, а сцена была оснащена новинками итал. техники. Рас. цвет франц. театр. архитектуры наступает во 2-й пол. 18 века. В строительстве 3. т. Франция в этот период занимает ведущее положение. Постепенно формируется "французский" тип зрительного зала, в к-ром открытые балконы, не разделённые на ячейки лож, опираются на колонны большого ордера. Зал в плане принимает не овальную, а круглую форму. Переднюю часть партера занимают кресла привилегированных посетителей -
"паркет". Значительное развитие получают вестибюли, кулуары, анфилады фойе, парадные лестницы и др. подсобные помещения. Начало этому типу 3. т. положил арх. Ж. Суфло, построивший в Лионе в 1756 первое во Франции отдельное 3. т. (ранее 3. т. были частью дворцов), внешний вид к-рого свидетельствовал о его назначении. Прекрасный по архитектуре зрительный зал создал в Версальском дворце арх. Ж. Габриель (открыт в 1770). В этом зале присущие итал. т-рам высокие акустические достоинства сочетались с лучшей видимостью сцены. Вершиной франц. театр. архитектуры считается Большой т-р в Бордо, созданный в 1777-80 арх. В. Луи. Многоколонный портик акцентирует главный фасад строгого в своей классич. простоте здания, с большим мастерством и художественным вкусом выполнены интерьеры. Особое место в истории театр. строительства занимает т-р в Безансоне (окончен 1784). Арх. К. Леду, создавший этот т-р, предпринял навеянную демократическими идеями французской буржуазной революции попытку отойти от сложившейся формы рангового т-ра и вернуться к античным традициям. Он отказался от ярусов, построил полукруглый амфи театр. завершавшийся колоннадой, впервые установил в партере постоянные места.
В 19 веке монументальные 3. т. сооружаются во многих ев-роп. городах. Используя и развивая всё лучшее, что было создано в 17-18 вв. Италией и Францией, театральные архитекторы продолжают совершенствовать форму зрительного зала, расширяют и во всех деталях разрабатывают сцену и подсобные помещения. В 18611874 арх. Ш. Гарнье создал Большую Парижскую оперу ("Гранд-Опера") - одно из лучших 3. т. Зап. Европы по удобству расположения зрительских мест и сце-нич. технологии. Однако, проявив незаурядное композиционное мастерство, Гарнье 'утратил чувство художеств. меры в отделке. Помпезность внешнего облика здания и его интерьеров свидетельствует о наступившем упадке иск-ва архитектуры.
Недостатки 3. т., обусловленные сочетанием глубинной сцены с многоярусным зрительным залом (значит. части зрителей сцена была видна плохо), а также несоответствие феодального рангового т-ра требованиям, выдвинутым эпохой развития капиталистич. отношений, обусловили поиски нового типа 3. т. Однако на протяжении первых трёх четвертей 19 в. эти поиски не выходили за пределы проектных предложений. Еще в 20-х гг. нем. арх. Ф. Шинкель задумал секторальный зрительный зал - усечённый с обеих сторон полукруглый амфитеатр. Идея эта была осуществлена лишь в 1876 в т-ре Р. Вагнера в Байрёйте, построенном арх. О. Брюквальдом по проекту последователя Шинкеля арх. Г. Земпера. Секторальная форма зала была повторена арх. М. Литма-ном в новом здании Т-ра принца-регента в Мюнхене (1899- 1901) и в последующем получила широкое распространение.
В 20 в. поиски новых форм 3.т. принимают особенно широкий размах. Архитекторы и инженеры в творч. содружестве с ведущими деятелями т-ра создают проекты т-ров, разнообразных по величине, техноло-гич. структуре и архитектурному облику. Применение новых строительных материалов (алюминиевые сплавы, стекло, пластики) и конструкций (лёгкие своды-оболочки, консольные козырьки с большим выносом, стеклянные витражи в металлическом или железобетонном обрамлении) сблизило архитектуру 3. т. с архитектурой др. обществ, сооружений: кинотеатров, спортивных и выставочных павильонов. В композиции интерьера большое значение приобрели акустич. устройства, сочетающиеся со скрытыми источниками света, декоративное освещение и цветовые контрасты стен, потолков и пола, дополненные живописными или мозаичными панно. Продолжается процесс разделения 3. т. по жанрам (оперно-балетные, драматические, музыкальные, детские, кукольные). Наряду с этим (в 30-х гг.) разрабатываются проекты зданий сип-тетпч. т-ра, предназначенного для разл. жанров театр. иск-ва. Среди наиболее значит. 3. т., сооружённых в Зап. Европе в 1-й пол. 20 в.,- Большой драм. т-р в Берлине, построенный арх. Г. Пельцигом по заданию режиссёра М. Рейнхардта. Амфитеатральный зал этого т-ра, вмещавший 2 500 зрителей, имел далеко вынесенный вперёд просцениум и глубинную сцену за широким (30 м) порталом. В этот период получил распространение т. н. "аудиторный" тип зрительного зала, в к-ром амфитеатр или партер были дополнены одним, иногда двумя глубокими балконами. Пример такого сооружения - подземный Дворец Шайо в Париже (1937), сооружённый арх. Ж. Карлю, Л. Буало и Л. Азема. Его секторальный зал с пологим партером, завершающимся амфитеатром и кон-сольно вынесенным балконом, вмещает 3 тыс. зрителей. В последние годы в Зап. Европе и Америке возводятся 3. т. с трансформируемыми зрит. залами и сценой. В них возможна организация спектаклей как на глубинной сцене, так и на открытой площадке в пределах зала (3. т. в г. Мальмё в Швеции, 1945, арх. Э. Лаллерштедт, С. Леверенс, Д. Хелледен; в г. Ман-гейме в Германии, 1956, арх. Г. Вебер).
Наряду с закрытыми 3. т. с конца 17 в. строятся открытые т-ры, обычно в парках дворцов и вилл. Партер или амфитеатр такого т-ра, основанный на земляном холме, вмещал до 100 зрителей, сцену обрамляли кулисы из зелёных насаждений (17 в.- т-ры вилл Гори, Марлия и Горцони в Италии; конец 18 в.- "Воздушный т-р" в Кусково под Москвой). В последней четверти 19 и в 20 вв. в странах Европы и Америки строится большое количество открытых т-ров при колледжах, университетах, а также в обществ. садах и парках. Устройство и вместимость их разнообразны, но преобладают два основных типа: с открытой сценич. площадкой, как в античных т-рах, и с закрытой сценой, имеющей портал и невысоко поднятые колосники. Вместимость этих т-ров до 10 тыс. зрителей. Открытые зрелищные сооружения, предназначенные для выступлений симфонич. оркестров, хора и танцевальных коллективов с большим количеством участников, имеют вместо колосниковой сцены акустич. раковину - эстраду. Вместимость их до 20 тыс. зрителей. В числе наиболее значительных открытых т-ров - т-р в Берлине на спортивном поле "Дитерикс Эккарт" (1936, арх. В. Марк), "Амфитеатр в Красных скалах" в
Колорадо (1941, арх. Б. Хойт), "Зелёный т-р" в ЦПКиО им. М. Горького в Москве (1957, арх. Ю. Шевердяев).
В строительстве 3. т. выдающееся место принадлежит России. Возникнув значительно позже, чем в Западной Европе, русские 3. т. уже в конце 18 в. и особенно в 1-й пол. 19 в. не уступали по размерам, достоинствам архитектуры и оснащению лучшим т-рам мира, а в градостроительном отношении нередко превосходили их. Первое 3. т. в России было построено в 1672 в подмосковной усадьбе царя Алексея Михайловича - селе Преображенском. Это было деревянное здание, окружённое оградой. Стены "комедийной хоромины", как её называли, были убраны красным и зелёным сукном, царское место вынесено к самой сцене.
Новый этап в развитии рус. театр. иск-ва начинается при Петре I. В 1702, по его указу, па Красной площади в Москве был построен деревянный т-р, вмещавший до 400 зрителей,- первый в России общедоступный т-р. В Петербурге первый т-р был устроен в доме сестры царя Наталии Алексеевны (1714-15). Публичный т-р был сооружён лишь в 1723 (арх. Н. Гербель). Затем по проекту В. Растрелли построены: т-р "Комедия и опера" в Новом Зимнем доме (1737), Большой оперный дом с четырёхъярусным зрительным залом и значительной по размерам кулисной сценой (1743), деревянный т-р на Царицином Лугу у Невы и Каменный близ Еловой рощи (1750). Ок. 1764 Растрелли воздвиг два т-ра в новом Зимнем дворце - Большой и Малый. Подковообразный в плане зал Большого т-ра имел центральную царскую ложу, боковые ложи, партер и завершающий его ступенчатый амфитеатр. Среди публичных т-ров 1-й пол. 18 в. был т-р на Невском проспекте, против Казанского собора, перестроенный из Манежа (после 1738). В последней четверти 18 в. были сооружены 2 обществ, т-ра: непрнмечательный по архитектуре деревянный т-р Книппе-ра (1781) и намного превосходящий его великолепием внешнего облика, размерами и оборудованием Большой каменный т-р (1783, арх. М. Деденев и Тишбейн). Свободно поставленный на просторной городской площади Большой т-р выделялся среди окружающих его зданий торжественной монументальностью архитектуры. В нём впервые определился своеобразный характер рус. 3. т.: увенчанная фронтоном центральная часть, выступающий вперёд гл. подъезд, акцентированный большим ордером пилястр (позже колоннада портика). В 1784 в набережной части "Театрального корпуса" Старого зимнего дома по проекту Д. Кваренги был построен Эрмитажный театр-выдающееся произведение рус. архитектуры. Эрмитажный т-р представляет собой древнеримский т-р в миниатюре. Его полукруглый амфитеатр вмещал только 100 зрителей, за просцениумом вместо традиционной стены раскрывалась глубинная сцена.
В Москве в 1758 антрепренёр Д. Локателли построил на Красном пруду (около теперешней Комсомольской площади) оперный т-р. В 1763 был заново отделан старый т-р в Головинском дворце. В 1769 под т-р переоборудовали дом Воронцова на Знаменке. Об устройстве этих т-ров достоверных сведений не сохранилось. В 1780 арх. X. Розберг построил для антрепренёра М. Медокса каменный т-р, названный по имени улицы Петровки, на к-рую выходил его главный фасад, Петровским. Зрительный зал этого т-ра имел 4 яруса лож, галерею - "раёк" для простого зрителя, партер и несколько рядов кресел перед сценой - "паркет". Т-р вмещал (не считая галереи) 800 чел. Сцена по размерам и оснащению отвечала постановочным требованиям того времени. Достопримечательностью этого театра стала пристроенная в 1787 "ротунда" - круглый в плане маскарадный зал, вмещавший вместе с др. помещениями т-ра до 4 тыс. участников маскарадов.
В 1-й пол. 19 в. интенсивно протекает процесс превращения рус. 3. т. в общественное сооружение, занимающее видное место в городской застройке. Арх. Тома де Томон, реконструируя в 1802-04 Большой каменный т-р в Петербурге, особое внимание уделил зрительному залу, гл. фойе и др. помещениям для зрителя. Следуя принципам франц. театр. архитектуры, Томон придаёт зрительному залу подковообразную форму, в основу построения к-рой положена правильная окружность, применил большой во всю высоту ордер зала. Пристроенный Томоном парадный входной портик в дальнейшем стал неотъемлемой принадлежностью наиболее значительных 3. т. России. На основе тех же приёмов композиции, но с ещё большим размахом создал Томон проект Александрийского театра в Петербурге (1811). Столь же грандиозный по замыслу проект Большого Каменного т-ра в Петербурге разработал (1811-13) Д. Кваренги. Оба эти проекта, свидетельствующие о высоком уровне и передовых тенденциях рус. театр. зодчества, не были осуществлены. В 1805 старый
Петровский т-р в Москве сгорел. Взамен его в 1808 по проекту К. Росси был сооружён на Арбатской площади большой по размерам деревянный т-р, уничтоженный пожаром Москвы 1812 года. С 1816 началась разработка проектов нового Петровского т-ра, в к-рой приняли участие архитекторы О. Бове, И. Жилярди, Ф. Ком-порези, А. Бакарев и др. Был принят (по конкурсу Петерб. Академии художеств) проект А. Михайлова, несколько изменённый и доработанный арх. О. Бове, руководившим строительством т-ра. Торжественное открытие т-ра состоялось в янв. 1825. Строгое монументальное здание Петровского т-ра, с величественным восьмиколонным портиком главного фасада, доминировало на специально для него созданной Театральной площади. Зрительный зал т-ра имел партер, 4 яруса лож и галерею "райка", он вмещал до 3 тыс. чел. Вестибюль, обширное фойе и кулуары были просторны и со вкусом отделаны. Период блестящего расцвета рус. театральной архитектуры завершает Александрийский т-р в Петербурге (1832), сооружённый по проекту К. Росси. Отличительной особенностью этого здания является его островное расположение на городской площади, образующей вместе с расположенной позади т-ра улицей (ныне ул. зодчего Росси) один из самых совершенных архитектурных ансамблей мира. В Александрийском т-ре гармонично сочетались строгая пропорциональность всего сооружения с тщательностью прорисовки деталей, парадное великолепие архитектуры рус. классицизма с новаторскими системами конструкций.
В последующие десятилетия рус. театр. архитектура переживает упадок, развиваясь в сторону чисто внешнего декоративного обогащения при нек-рых тех-нологич. улучшениях здания в целом и сцены в особенности.' Сгоревший в 1853 московский Большой т-р восстановил в 1856 архитектор А. Кавос, много работавший в области строительства т-ров. Сохранив общую композицию здания Большого т-ра, сооружённого по проектам Бове и Михайлова, Кавос внёс значительные изменения в его наружный облик и отделку интерьеров. Ему принадлежит также реконструкция и перестройка нескольких петерб. т-ров: Мари-инского, Михайловского, Каменноостровского и др. Реконструируя т-ры, Кавос добивался улучшения акустики, расширял и модернизировал сцену и подсобные помещения. Но мастерство Кавоса было не столь совершенно, как у его предшественников. Это сказалось на фасадах и интерьерах мн. т-ров, выполненных по его рисункам и чертежам.
Наряду с городскими 3. т. в последней четверти 18 в. получили распространение усадебные т-ры, расположенные в поместьях рус. знати. Наиболее значительные дворцовые театры конца 18 - нач. 19 вв. были построены в подмосковных имениях Шереметева и Юсупова: театры в Кускове (не сохранился), Останкине (строители - крепостные зодчие П. Аргунов, А. Миронов и Г. Дикушин, в проектировании принимали участие арх. Ф. Кампорези, Е. Назаров и
Д. Кваренги, консультировали строительство В. Баженов и К. Бланк), Архангельском (в строительстве участвовали арх. О. Бове, крепостной арх. В. Стри-жаков, С. Мельников, Е. Тюрин и др.). Эти сооружения по своему устройству и оборудованию не уступали лучшим франц. и итал. дворцовым театрам того времени. театр. зал в Останкине был одним из самых парадных, богато отделанных помещений дворца. В его устройстве был использован редкий для того времени механич. подъём пола партера до уровня помоста сцены, что позволяло превращать зрительный зал и сцену в большой танцевальный зал. Нижнее машинное отделение (трюм) уничтожено при ремонте дворца в 60-х гг. 19 в. Верхнее двухэтажное машинное отделение, обслуживающее сцену, уцелело. Круглый в плане зрительный зал в Останкине имел партер и галерею. Зрительный зал здания т-ра в Архангельском, овальный по форме, имеющий амфитеатр и двухъярусную галерею, по периметру расчленён полуколоннами, поддерживающими плафон зала. Расположенные на галерее места для зрителей выступали в зал в виде балконов с баллюстрадами.
С сер. 19 - нач. 20 вв. 3. т. были построены в губернских и нек-рых уездных городах России: Рыбинске (1880), Тифлисе (1888), Иркутске (1893), Нижнем Новгороде (1896) и др. Обычно это были небольшие т-ры с минимальным количеством подсобных помещений и скромными по размерам и оснащению сценами. Их архитектура не поднималась выше среднего уровня гражданского строительства тех лет. Превосходной планировкой всего комплекса помещений для зрителей выделялся городской оперный т-р в Одессе (1887), построенный по проекту венских архитекторов Ф. Фельнера и Г. Гельмера. Однако его архитектура во многом компилирует композиционные приёмы, использованные в Парижской Большой опере (Огапа-Орега) и других театрах Западной Европы.
После Октябрьской революции в Советском Союзе строительство 3. т. получило широкое развитие. Ещё в проекты 20-х гг. в комплексы Дворцов культуры включались театр. залы вместимостью 1-3 тыс. чел., имевшие большие сцены. Среди осуществлённых проектов - два ленинградских дворца культуры: имени М. Горького с зрительным залом на 2 200 мест (1927, архитекторы А. Гегелло и Д. Кричевский) и Промкооперации с залом на 2 100 мест (1935, архитекторы Е. Левинсон и В. Мунц). Строительство 3. т. относится к нач. 30-х гг. В этот период театр. деятели и архитекторы разрабатывают 3. т. нового типа, рассчитанное на т. н. синтетич. представления, включающие самые различные жанры. Эти искания получили отражение в многочисл. проектных предложениях, среди к-рых наибольший интерес представляют конкурсные и заказные проекты т-ров для Еревана (1926), Ростова-на-Дону (1930), Харькова (1931), Новосибирска (1931), Иванова (1931), Свердловска (1932), Минска (1934), Ашхабада (1934), московских театров (им. Вс. Мейерхольда, 1932, МОСПС, 1933), Таганрога (1939), разработанные выдающимися советскими архитекторами И. В. Жолтовским, братьями Весниными, А. В. Щусевым, В. А. Щуко, И. А. Фоминым, А. И. Таманяном, Г. П. Гольцем, Г. В. Гель-фрейхом, К. С. Алабяном, А. В. Власовым и др. Для большинства проектов этих лет характерны: огромная вместимость зрительного зала, трансформация сцены и зрительного зала, дающая возможность переносить действие со сцены в зрительный зал, чрезмерная механизация сцены. Подлинно новаторские замыслы нередко сочетаются в этих проектах с надуманными, граничащими с утопией идеями; они не учитывают действит. требования театр. иск-ва, реальные возможности строительной промышленности тех лет, экономич. показатели строительства и эксплуатации. Не многие из этих проектов были осуществлены. Но и в построенных т-рах в процессе строительства вносились существ, коррективы, направленные на упрощение первонач. замысла проектировщиков. Так, напр., в оперно-балетном театре в Новосибирске (арх. А. 3. Гринберг, худ. М. И. Курилко), законченном строительством лишь в 1945, не была осуществлена сложнейшая система механизации сцены и зала. Большинство 3. т., построенных в эти годы, имеет много подсобных помещений, большую сцену с карманами и арьерсценой. Для них типично расположение мест для зрителей в пологом амфитеатре, круглая или секторальная в основе компактная форма зала, обширные фойе и вестибюли. Таковы оперно-ба-летный т-р в Минске (1935, арх. А. А. Лангбард), т-р в Ростове-на-Дону (1936, арх. А. Щуко и Гельфрейх), т-р в Иванове (1940, арх. Власов), Театр оперы и балета пм. Спендиарова в Ереване (1939, арх. Таманян). Архитектура сов. 3. т. 30-х гг. разнообразна. В т-рах, построенных до 1935, заметно сильное влияние конструктивизма. Затем архитекторы обратились к использованию наследия классич. рус. и мировой архитектуры, широко применяли портики, колоннады, арки* и другие атрибуты классицизма.
После Отечественной войны был построен ряд новых 3. т. во мн. городах страны. Для этого нового этапа театр. строительства характерен отказ от больших по размерам т-ров, ориентация гл. обр. на недорогие, экономичные в эксплуатации 3. т. с зрительными залами на 600-1 000 мест. В новых проектах резко сокращается состав помещений, предназначенных для зрителей, уменьшаются размеры сцены. Наиболее значительное театр. сооружение послевоенных лет - оперно-балетный театр в Ташкенте (1947), построенный по проекту Щусева. В композиции фасадов и интерьеров архитектор использовал традиции рус. театр. зодчества 18-19 вв.; для украшения зрительного зала, фойе и кулуаров были привлечены узб. мастера (орнаментальная резьба и др.). В большинстве новых 3. т. зрительные залы имеют прямоугольную, полукруглую и реже круглую или овальную формы. Зрители располагаются в партере и на двух балконах либо в амфитеатре и на одном балконе. В этих т-рах видимость значительно лучше, чем в многоярусных. Но архитектура мн. т-ров конца 40 - нач. 50-х гг. эклектична. В отделке фасадов и интерьеров допущены не оправданные художеств. требованиями излишества.
На основе указаний Коммунистич. партии и Советского правительства о необходимости борьбы с излишествами и широкой индустриализации всего процесса возведения зданий в практику проектирования 3. т. внесены коренные изменения. Разрабатываются нормы для т-ров разной вместимости, предусматривающие использование новейших строительных материалов и оборудования. Наряду с разработкой типовых 3. т. ведутся работы по созданию экспериментальных т-ров для определённых творческих коллективов (для Т-ра им. Вл. Маяковского в Москве, т-ров Комедии и Юных зрителей в Ленинграде, Латв. Художеств. т-ра в Риге, и др.). В этих работах принимали участие ведущие режиссёры И. П. Охлопков, Н. П. Акимов, А. А. Брянцев, Э. Я. Смильгис и др.
В СССР впервые в мире построен (1962) специальный т-р для детей - Ленинградский театр юных зрителей (авторы: арх. А. Н. Жук, инженер И. Е.Мальцин, режиссёр А. А. Брянцев). Секторальный зал т-ра вмещает 1 000 чел. и представляет собой единый амфитеатр. Кроме глубинной сцены, устроена открытая полукруглая площадка типа античной орхестры, вынесенная в зрительный зал.
В Советском Союзе создан единственный в мире специализированный проектный институт по проектированию зданий т-ров, дворцов культуры, клубов и других зрелищных сооружений - "Гипротеатр". Наряду со строительством новых 3. т. планомерно осуществляются работы по реконструкции старых т-ров - укрепление фундаментов, замены обветшавших конструкций новыми, оснащение сцены совр. техникой. В зданиях, имеющих художеств. ценность, восстанавливаются все элементы интерьеров, включая мебель, драпировки и др. предметы убранства. Наиболее значит, по объёму и сложности работы были проведены в зданиях моек. т-ров (Большого, Малого, имени Евг. Вахтангова, имени К. С. Станиславского и Вл. И,
Немировича-Данченко) и ленингр. т-ров, построенных в 19 в. В последние годы в СССР возник новый тип зрелищного сооружения - универсальное здание, рассчитанное на проведение съездов, конференций и др. собраний. Сцена этих сооружений рассчитана на пост. оперных, балетных, драм. спектаклей и концерты с большим количеством участников. Передвиж" ные экраны позволяют показывать фильмы обычного формата, широкоэкранные и широкоформатные. Выдающееся сооружение этого типа - Дворец съездов в Моск. Кремле, сооружённый к XXII съезду партии (группа архитекторов, рук. М. В. Посохин).
Лит.: Б а р х и н Г. Б., Архитектура театра, М., 1947;
Быков В. Е., Архитектура открытых театров, М., 1954: его же, Античные принципы композиции театрального здания, "Вопросы теории архитектурной композиции", 1958, ј4;Витрувий М.П., Десять книг об архитектуре, пер. слатинск., т. 1, М., 1936; Варнеке Б. В., История античного театра, М.-Л., 1940; Гернгросс В., Театральные здания в С.-Петербурге в XVIII ст., "Старые годы", февр. 1910, март 1910; Х р и п у н о в Ю. Д., Архитектура Большого театра, М., 1955; А 1 о i R., Architecture per lo spettacolo, t. 14, Mil., 1958; B u r r i s-M e у е г Н., С о-le E. C., Theatres and auditoriums, N. Y., 1949; T h e i I H. W., Saalbau, Munch., 1959; С ass i R. A., Edifici per gli spettacoli, 3 ed., Mtl., 1956; С a vos A., Traite de la construction des theatres. P.,1847; Z u с k e r Р., Theater und Lichtsspielhauser, В., 1926. Вен. Б.
Акустика театральных зданий. Акустика театральных (и концертных) залов преследует задачу получения хорошей слышимости речи и музыки, а также защиты от проникания шумов. Важным показателем акустических свойств закрытого помещения является т. н. реверберация, т. е. продление звука в помещении после приостановки звучания источника. Для количественной оценки этого явления служит время реверберации. Оно равно времени, в течение к-рого уровень звука в помещении спадает на 60 децибелов (или звуковая энергия в нём уменьшается в миллион раз). Оптимальное время реверберации в диапазоне частот 500-2 000 герц для зрительных залов драм. т-ров -1,2-1,4 сек, а для оперных -1,5- 1,7 сек. Время реверберации возрастает при увеличении объёма помещения и при уменьшении звукопоглощения его внутренних поверхностей; оно может быть рассчитано методами архитектурной акустики. Объём зала, приходящийся на одного зрителя, не должен превышать 4,5 м3 для драм. и 6,5 м3 - для оперного театров; длина зала (от занавеса до задней стены) не должна быть более 27 м высота - не более 12 м в драм. и 15 л в оперных т-рах. Для достижения нужного времени реверберации требуется (при указанных выше нормах объёма на одного зрителя) введение сравнительно небольшого дополнительного звукопоглощения сверх даваемого обычными строп-тельными материалами. Наиболее простыми эффективными звукопоглотителями являются тяжёлые ткани, портьеры, ковровые дорожки и т. п. Аналогично действуют и специальные звукопоглощающие материалы - пористые штукатурки и плиты, покрытые дырчатым экраном, пористые маты из минеральной ваты, стеклянного волокна и т. п. Кресла следует по возможности делать хорошо звукопоглощающими (с мягкой обивкой), что делает акустику зала мало зависящей от степени заполнения его слушателями. Для поглощения низких звуков (ниже 400 герц) применяют специальные конструкции. Самой простой из них является тонкая деревянная панель, позади к-рой помещается пористый мат, увеличивающий звукопоглощение. Деревянные панели улучшают также и тембр звука. Для равномерного распределения звуковой энергии форма зала должна быть компактной и пропорциональной. При этом необходимо обеспечить поступление возможно большего числа ранних звуковых отражений, запаздывающих по сравнению с идущим от источника прямым звуком не более, чем на 0,035 сек для залов драм. театров и не более, чем на
0,05 сек - для оперных. Вредное влияние на акустику зала оказывают большие вогнутые поверхности (напр., купольные и сводчатые формы потолков), фокусирующие отражённый звук. В зонах такого фоку-сирования получается повышенная интенсивность звука, приводящая к неравномерности звукового поля, переходящей при большом запаздывании отражённого звука в раздельное эхо.
Для создания хороших акустических условий необходима изоляция театр. зала от проникающих шумов. Стены и перекрытия зала должны проектироваться с соблюдением норм звукоизоляции. Двери зала делаются массивными, плотно закрывающимися, снабжаются тяжёлыми портьерами; ещё лучший эффект дают двойные двери с тамбуром. Машинные установки (вентиляторы, лебёдки и т. п.) монтируются на амортизаторах, изолирующих передачу сотрясений и звуковых колебаний. Для изоляции шумов, распространяющихся от вентиляторов по воздуховодам, устраиваются специальные глушители.
В зрительных залах больших размеров применяются звукоусилительные установки, основными элементами к-рых являются микрофоны, электронные усилительные устройства и громкоговорители.
Лит.: Л и ф ш и ц С. Я., Курс архитектурной акустики, 3 изд., М., 1937; Кнудсен В. О., Архитектурная акустика, Харьков - Киев, 1936; В а т с о н Ф. Р., Архитектурная акустика, М., 1948; Ингерслев Ф., Акустика в современной строительной практике, М., 1957. Ц. Л,
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое здание
Значение слова здание
Что означает здание
Толкование слова здание
Определение термина здание
zdanie это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины