Театральная энциклопедия - заньков‚цкой
Заньков‚цкой
заньков‚цкой
ЗАНЬКОВ‚ЦКОЙ ИМЕНИ ТЕАТР (Л ь в о вский ордена Трудового Красного Знамени украинский драматический театр им. М. Заньковецкой)один из ведущих драматических т-ров Украины. Организован на базе гос. Нар. т-ра (1918-22) под рук. П. К. Саксаганского. Открылся 15 ноября 1922 в Киеве спектаклем "Лихолетье" Хоткевича. Художеств. руководителем т-ра стал Б. В. Романицкий, к-рый возглавлял его до 1948. В числе создателей т-ра А. Корольчук и В. Яременко. Молодой коллектив стремился стать активным участником строительства новой жизни, развивать реалистич. демо-кратич. принципы иск-ва М. К. Заньковецкой и П. К. Саксаганского, к-рые принимали активное участие в деятельности труппы. После неск. месяцев работы в Киеве т-р начал разъездную работу по городам и сёлам республики. В течение 8 лет т-р показывал свои спектакли шахтёрам и рабочим Юзовки (ныне Донецк), Артёмовска, горнякам Криворожья, судостроителям Николаева, металлургам Днепропетровска и Запорожья, машиностроителям Харькова. В этот период были осуществлены пост. пьес сов. укр. драматургов: "Сентиментальный чёрт" Кротевича, "97" Кулиша, "Фея горького миндаля" Кочерги, "Над бездной" Мамонтова, "Семья щёточников" Ирчана, "Диктатура" Микитенко, "Комсомольцы" Первомайского, "Яблоневый плен" Днепровского и др. Большое место в репертуаре т-ра с первых лет его организации занимает классич. драматургия. Здесь впервые на укр. сов. сцене была пост. трагедия Шекспира "Отелло" (1926, реж. Саксаганский; Отелло -Романицкий, Яго Яременко, Дездемона Любарт).
В 1931 т-р был стационирован в Запорожье. 30-е гг. стали периодом формирования мастерства, овладения методом социалистич. реализма. В это время были созданы спектакли: "Гибель эскадры" (1933), "Платон Кречет" (1935); "Мой друг", "После бала" (1934), "Аристократы" (1936) Погодина, "Васса Железнова"
(1936), "Последние" (1938), "На дне" (1940), "Беспокойная старость" (1938); "Павел Греков" Войтехова и Ленча (1939). В т-ре были пост. пьесы "Песня о Свечке" Кочерги (1935), "В степях Украины" Корнейчука (1940), "Камо" Левады (1941) и др.
В годы Великой Отечеств, войны, находясь в эвакуации в Тобольске, а затем в Кузбассе, т-р создал ряд ярких патриотич. спектаклей: "Партизаны в степях Украины" Корнейчука, "Русские люди"; "Накануне" Афиногенова, "Олеко Дундич" Каца и Рже-шевского и др. Бригады т-ра выезжали на фронт, давали концерты в госпиталях, на заводах и т. д.
С ноября 1944 т-р работает во Львове. Новый этап в развитии т-ра наступил после опубликования решения партии по идеологич. вопросам 1946-48. Были пост. пьесы сов. драматургов, посв. темам современности:
"Макар Дубрава" Корнейчука (1948, реж. Тягно; Дубрава - Яременко), "Счастье" Павленко и Радзинского (1949, реж. Романицкий; Воропаев - Романицкий), "Калиновая роща" Корнейчука (1950), "Под золотым орлом" (1951), "Любовь на рассвете" (1952) Галана (пост. Б. Тягно). В спектаклях "Правда" Корнейчука
(1937) и "Кремлёвские куранты" (1955) был создан образ В. И. Ленина (артисты Дударев, Гай, Бедро). В творч. содружестве с драматургом Хижняком т-р создал спектакль "На большую землю", посв. коллективизации зап. областей Украины, борьбе с частнособственнич. пережитками в сознании б. галицкого крестьянства. Спектакль (реж. Романицкий, худ. Бори-совец; Вовчук - Романицкий, Стадник - Дударев, Ольга Птах - Любарт, Петращук - Яременко, Козак - Рубчак) был отмечен Гос. пр. СССР (1950). Среди лучших пост. классич. драматургии: "Три сестры" (1946, реж. Романицкий; Ольга - Кривицкая, Маша - Любарт, Ирина - Доценко), "Вей, ветерок!" Райниса (1950, реж. Ивченко; Улдыс - Данчен-ко, Барба - Доценко, мать - Кривицкая, Орта - Любарт, Гатынь - Голота), "Тарас Бульба" по Гоголю (1952, реж. Тягно; Бульба - Яременко), "Сон князя Святослава" Франко (1954, реж. Тягно; Святослав - Романицкий), "Гамлет" (1957, реж. Тягно; Гамлет-Гай), "Фауст и смерть" Левады (1960, реж.Тягно).
В 1951, 1960 т-р участвовал в декадах укр. лит-ры и нск-ва в Москве. В 1951 был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Т-р бережно наследует и развивает лучшие традиции передовой демократич. нац. сценич. культуры прошлого, обогащая её живым опытом современности. Лучшие спектакли т-ра характеризуются героико-романтич. направленностью, реа-листпч. образностью, народностью.
В т-ре выросла плеяда мастеров укр. сов. сцены: нар. арт. УССР В. Харченко, засл. деят. иск-в УССР И. Чабаненко, В. Ивченко, нар. художник УССР Ф. Нпрод, засл. арт. УССР И. Богаченко, композитор А. Радченко и др.
Т-р гастролировал в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Таллине, Баку, Алма-Ате, Ташкенте; в Польской Народной Республике (1958). При т-ре работает 2-годичная актёрская студия. В труппе т-ра (1962): нар. арт. СССР Б. В. Романицкий, В. П. Яременко, нар. арт. УССР Ф. Г. Гаенко, А. Д. Гай, В. А. Данченко, Н. П. Доценко, Г. Д. Козачковский, А. С. Кривицкая, В.А. Любарт, засл. арт. УССР В. Аркушенко, А. Босен-ко, В. Полинская, Г. Полинский. Гл. реж. т-ра - нар. арт. УССР Б. Тягно, гл. художник-Ю. Стефан-чук. - Б. Кор.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое заньков‚цкой
Значение слова заньков‚цкой
Что означает заньков‚цкой
Толкование слова заньков‚цкой
Определение термина заньков‚цкой
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |