Поиск в словарях
Искать во всех

Театральная энциклопедия - жемье

 
 

Жемье

жемье
ЖЕМЬЕ (Gemier) (наст. фам. Т о н н е р; Tonnerre), Фирмен (21.11.1869, Обервилье, близ Парижа,26.XI.1933,Париж) французский актёр, режиссёр и театральный деятель. Род. в семье трактирщика. После смерти матери был вынужден бросить школу. Ж. работал в химич. лаборатории и одновременно учился на частных драм. курсах. В 1887 поступил статистом в Свободный т-р, откуда его вскоре уволили. В 1898-90 выступал в т-ре "Бельвиль". 3 раза держал экзамен в драм. класс Парижской консерватории, но не был принят. В 1892 А. Антуан снова пригласил Ж. в Свободный т-р. В 1895-1906 Ж. работал во мн. т-рах Парижа "Творчество", "Амбигю", Т-р Антуана, "Жимназ", "Ренес1 сане", "Шатле" и др. В янв. 1904 выступал (вместе с женой, актрисой А. Мегар) в Петербурге в Михайловском т-ре, в к-ром постоянно играла франц. труппа. В 1906-21 Ж. возглавлял Т-р Антуана, в 1920-33 основанный им Национальный народный театр (ТНП), в 1920-21 т-р "Комеди Монтень", в 1921-30-"Одеон".
В начале творч. деятельности Ж. значит, влияние на формирование его эстетич. взглядов оказала работа с Антуаном. Ж. вступил на путь борьбы "против рутины, против обветшавших и вредных взглядов, с теми, кто приносит новые идеи, смелые, полезные обществу...". Считая обществ, назначением театр. иск-ва служение народу, он подчинял этой задаче своё актёрское творчество. Пропагандируя принципы реализма, высокие гуманистич. идеалы, Ж. подвергал осмеянию явления жизни, мешающие прогрессу человечества. Он играл самые разнообразные роли - острохарактерные, лирич., трагедийные, сатирические. Среди образов, созданных Ж.,- ловкий пройдоха Патлен (фарс "Адвокат Патлен"), надменный, жестокий Филипп II ("Дон Карлос" Шиллера), гротесковый Убю ("Король Убю" Жарри), сухой, бездушный Каренин ("Анна Каренина" по Л. Толстому), остро комедийный Журден ("Мещанин во дворянстве" Мольера), страшный по силе воздействия Шейлок ("Венецианский купец" Шекспира), авантюрист Филипп Бридо ("Жизнь холостяка" по Бальзаку). Большое творч. удовлетворение приносило Ж. исполнение ролей рабочего Бау-мерта ("Ткачи" Гауптмана), каменотёса Папильона ("Папильон, справедливый лионец"), в к-рых он показывал душевное благородство простых людей. Ж. владел блестящей, виртуозной техникой, дававшей ему возможность играть остро, темпераментно, с тонкими нюансами. По словам А. В. Луначарского -"Во Франции сторонники чисто реалистической игры часто выдвигали его как величайшего носителя их принципа. На сцене Жемье был сама естественность" ("Фирмен Жемье", см. газ. "Известия", 1933, 4 дек.). Движения и жесты Ж. были так же красноречивы, как и его интонации. Он был великолепным мастером грима, умел неузнаваемо изменять свой внешний облик. *
В своей режиссёрской деятельности (начал в 1900, т-р "Жимназ") Ж. также утверждал реалистич. методы. Он считал основой творчества режиссёра - раскрытие идеи произв. средствами актёрского иск-ва. Режиссёр-новатор, Ж. постоянно экспериментировал, смело искал новые формы театр. представлений, стремился сочетать яркую театральность с жизненной правдой, добиваться красочности, динамичности спектакля, выступал против рутинёрства, застывшего "академизма" в игре актёров и в режиссуре. Борясь за обновление франц. т-ра, Ж. обращался к идейно значительным произв. совр. драматургии и мировой классики. Среди пост. Ж. в т-ре "Ренессанс" - "Общественная жизнь" Фабра, "Парижанка" Бека, "Тереза Ракен" Золя, "14 июля" Роллана, "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобы-лина (все в 1901-02); в "Т-ре Антуана" - "Анна . Каренина" по о. п. Л. Толстого (1907), "Победители" Фабра (1908), "Война" Жермена и Т ре-бора (1908), "Папильон, справедливый лионец" Беньера (1909), "Гамлет" (1913, совм. сМ. О. Лю-нье-Поэ), "Венецианский купец" (1916), "Антоний и Клеопатра" (1917), "Укрощение строптивой" (1918).
Создавая в 1920 На-циональный народный т-р (ТНП), Ж. стремился осуществить свою заветную мечту о подлинно народном т-ре. Он добился, чтобы ТНП стал гос. т-ром (наряду с "Гранд-Опера", "Комеди Франсез" и "Одеоном"), этому т-ру было предоставлено спец. помещение - зал дворца Трокадеро, вмещавший 4 000 зрителей. Ж. мечтал о постановке здесь массовых, нар. спектаклей-зрелищ. Однако материальные затруднения, неприспособленность помещения мешали Ж., он с огромным трудом и лишь частично осуществил нек-рые из своих замыслов.
Особое внимание Ж. уделял воспитанию актёра. В нач. 20-х гг. он открыл "Драматич. консерваторию" - учебное заведение при Т-ре Антуана, в к-ром преподавание было направлено на освобождение актёрского иск-ва от декламационности, насаждавшейся в Парижской консерватории.
Ж. был крупным обществ, деятелем; при его участии в 1916 создано Шекспировское об-во для популяризации произв. Шекспира во Франции, организован профсоюз деятелей т-ра. В 1926 Ж. выступил инициатором основания Всемирного театр. об-ва, к-рое должно было способствовать культурному сближению между странами (устройство междунар. театр. фестивалей, гастролей т-ров, конференций и т. п.). В 1928 Ж. посетил СССР; в Москве он встречался с театр. деятелями, выступал с докладами. Его дружеств. отношение к СССР вызвало ожесточённую травлю со стороны реакц. прессы. Оставив т-р "Одеон" (1930), Ж. снимался в кино.
Соч.: Le theatre. Entretiens reunis par Paul Gsell, P., 1925; в рус. пер.-Фирмен Жемье. Театр. Беседы, собр. П. Гзеллем, М., 1958 (см. вступ. ст. и комментарии А. Гулиева). Лит.: Gsell P., Pirmin Gemier. P., 1921; В 1 an-char t P., Firmin Gemier, P., [1954]; Megard-Gemi er A., Et l'on revient toujours... Souvenirs d'une comedienne, P., 1932; Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, M., 1958, с. 566-67. Др. Г.
"ЖЕН ПРЕМЬЕ" (франц. jeune premier - первый молодой) - устаревшее амплуа актёра, играющего ,роли "первых любовников" (напр., Ромео, Фердинанд и др.). ,
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое жемье
Значение слова жемье
Что означает жемье
Толкование слова жемье
Определение термина жемье
zheme это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины