Театральная энциклопедия - дягилев
Дягилев
дягилев
ДЯГИЛЕВ, Сергей Павлович [19(31).III. 187219.VIII.1929] русский театральный деятель, антрепренёр. В 1896 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (параллельно учился в Петерб. консерватории, ученик Рим-ского-Корсакова). Увлекался живописью, т-ром, историей художественных стилей и приобрёл в этих областях большие познания. В 1898 был одним из организаторов группы "Мир искусства" и редактором (вместе с А. Бе-нуа) одноимённого журнала (1899 1904), боровшегося против академич. рутины и пропагандировавшего принципы декадентского иск-ва.
В 1906-07 Д. организовывал в Париже, Берлине, Монте-Карло, Венеции выставки рус. художников, а с 1907 - ежегодные выступления рус. артистов, т. н. "Русские сезоны за границей" (1907- симфонич. концерты, носившие название "Исторические русские концерты", в к-рых принимали участие А. Никиш, Римский-Корсаков, Рахманинов, Глазунов, Шаляпин, пианист И. Гофман; 1908 - "сезоны" русской оперы с участием Шаляпина - "Борис Годунов";
1909 - первый оперно-балетный "сезон"-"Иван Грозный" ("Псковитянка"), 1-й акт "Руслана и Людмилы", "Половецкие пляски" из "Князя Игоря". В балетный репертуар первых дягилевских "сезонов", к-рые длились до 1913, вошли "Павильон Армиды" Черепнина (1909), "Шехеразада" Римского-Корсакова (1910), "Жи-зель" (1910);"Петрушка" Стравинского (1911) и др. Для этой гастрольной труппы Д. пригласил гл. балетмейстера М. Фокина и группу ведущих солистов балета Ма-риинского и Большого т-ров - А. Павлову, В. Ни-жинского, Т. Карсавину, Е. Гельцер, М. Мордкина, В. Каралли и др. Кроме Парижа, дягилевская балетная труппа гастролировала в Лондоне, Риме, Берлине, Монте-Карло, в городах Америки. Эти выступления явились не только триумфом рус. балетного иск-ва, но и способствовали возрождению балета в ряде стран Европы, а также возникновению балетных т-ров в странах, не имевших своего балета (США, Латинская Америка, и др.). После успеха первых "сезонов" Д. решил в 1911 организовать балетную труппу, к-рая сформировалась в 1913 и получила название "Русский балет Сергея Дягилева" (существовала до 1929). В последующие годы (1914-17 и 1918-29) репертуар дягилевской антрепризы меняется, в нём появляются балеты на муз. композиторов-модернистов Э. Сати, В. Риети и др., а также на муз. Де Фальи. В пост. дягилевской труппы танцевальность постепенно подменялась акробатич. трюками, в спектаклях начинают преобладать элементы импрессионизляк, реакц. бурж. модернизма, теряется преемственность традиций рус. балета. Постановкой балета "Спящая красавица" в Лондоне (1921) Д. безуспешно пытался возродить утерянные традиции.
Д. был одарёнными эрудированным театр. деятелем, несмотря на то, что он сам не принимал непосредственного участия в создании того или иного зрелища (спектакля, концерта), Д. талантливо осуществлял функции художеств. руководителя. Его деятельность оказала большое влияние на развитие балетного иск-ва многих зарубежных стран. См. "Русские сезоны, sa границей".
Соч.: Русская живопись в XVIII в., т. 1-Д. Г. Левицкий, [СПБ, 1902].
Лит.: Луначарский А. В., В мире музыки, М-, 1958; Грабарь И., Моя жизнь, М.-Л., 1937; Beau-mont С. W., The Diaghilev ballet Ln London, L.,1940; H a s-k e 1 1 A. L., Diaghileff, L., 1935; F о k i n e M., Memoire of a ballet master, N. Y., 1961. Ham. P.
"ДЯДЯ БАГДАСАР" ("Багдасар ахпа р")- комедия в 3 д. А. Пароняна (сатира на султанскую Тур' цию 70-80-х гг., на прсдажность её чиновников). Соч. 1886 (на арм. яз.). Ставилась арм. труппами в Александрополе (ныне - Ленинакан), Ереване, Карее и др. городах Арме' нии, а также в Баку, Нахичевани-на-Дону, Тифлисе и мн. др. городах.
Первые пост. "Д. Б." в сов. т-ре: 1-й Гостеатр Армении, Ереван (1927, реж. Калантар; Багдасар - Хачандян, Ануйш - Восканян, Кипар - Г. Нерсесян, Соломе - Гу" лазян), Арм. драм. студия, Москва (1927, реж. Р Симонов, Раппопорт, худ. Коркотян, комп. А. Хачатурян). Последующие пост.: Рабочий т-р им. Горького, Ереван (1936, реж. Джанан), Армянский т-р драмы, Тбилиси (1938, реж. Бжикян), Т-р им. Сундукяна (1954, реж. Адже-мян, худ. Саркисян, комп. Егизарян; Багдасар - Г. Нерсесян, Ануйш -Асрян, Аразян; Кипар - Г. Арутюнян, Огсен-Дилакян), Т-р им. Мравяна" Ленинакан (1954; реж. Овсенян, худ. Варданян; Багдасар - Америкян, А. Арутю' нян) и др.
"Д. Б." пост. также: Новый гастрольный т-р, Москва (1947, рус. пер. Я. Хачатрянца, реж. Плучек, худ. Сарьян, комп. А. Хачатурян); Т-р им. Заньковецкой, Львов (1956, пер. О. Вишни и К. Губенко, реж. и комп. А. Горчинский, худ. Стефанчук, Багдасар - Козачковский).
Издания: Первая публикация "Д. Б." - Константинополь, 80-е гг. Первый рус. пер,-Па ронян А., Дядя Багдасар, ком. в 3 д., пер. с арм. Я. Хачатрянца, М., 1937 (стеклогр. изд.); Па ронян А., Избранное, М., 1950, с. 129-94.
Лит.: Бояджиев Г., Поэзия театра. Статьи, М., 1960, с. 237-45; Халатов П., Трагик в комедийной роли, "Театральная жизнь", М., 1960, ј 16. А. Шн.
"ДЯДЯ ВАНЯ" - "сцены из деревенской жизни" А. П. Чехова в 4 д. Соч. 1890 или 1896 (точных документальных данных не имеется). Первоначальный вариант - "Леший", комедия в 4 д., соч. 1889, пост. 27 дек. в Т-ре Абрамовой, Москва.
"Д. В." впервые пост. на провинц. сцене: Товарищество под рук. Н. Н. Синельникова, Ростов-на-Дону (1897; Войниц-кий - Шувалов, Астров - П. Самойлов, Серебряков - Глюске-Добровольский, Елена Андреевна - Юрьева, Соня- Синельникова, Телегин - Петровский, Марина - Блюмен-таль-Тамарина). Др'. дореволюц. пост.: Гор. т-р, Саратов (1897), т-р "Соловцов", Киев (1898), Драм. т-р Комиссар-жевской, Петербург (1904), Александрийский т-р (1909).
Среди исполнителей: Войницкий - Каширин, Рощин-Инсаров, Дуван-Торцов, Бравич, Гайдебуров; Астров - Неделин, Самойлов, Таиров, Радин, Ходотов; Соня -Комиссаржевская, Серебряков - Алексеев-Месхиев.
26 окт. 1899 "Д. В." пост. МХТ (реж. Немирович-Дан-ченко и Станиславский, худ. Симов; Астров-Станиславский, Войницкий - Вишневский, Серебряков - Лужский, Елена Андреевна - Книппер, Соня - Лилина, Войницкая - Раевская, Телегин - Артём, Марина - Самарова); возобновления 1911, 1918, 1926; 1947 -нов. постановка, 1951, 1958 (режиссёры - Кедров, Литовцева, Судаков, худ. Дмитриев; Войницкий - Добронравов, В. Орлов; Астров - Качалов, Ливанов, Елена Андреевна-А. Тарасова, Соня - Хромова, Серебряков -Н. А. Подгорный, Вербицкий, Кторов; Телегин - Грибунин, Яншин и др.).
На сов. сцене "Д. В." ставится с 1919. Среди пост.: Т-р им. Баумана, Москва (1941, реж. Краснянский, худ. Варпех); Свердловский т-р (1943, реж. Брилль, худ. Кузьмин, ВойницкийБ. Ильин, Елена Андреевна- Амман-Дальская), Т-р им. Пушкина, Ленинград (1946, реж. Вивьен, Петров, худ. Д. Попов, Войницкий - Толубеев, Астров - Н. Симонов), Т-р им. Хамзы, Ташкент (1947, реж. Каюмов, Радун, худ. Миленин;
Войницкий - Бурханов, Астров - А. Ходжаев, Серебряков - К. Ходжаев, Елена Андреевна - Абдуллаева, Соня- Маликбаева, Телегин- Табибулаев), Ярославский т-р (1947), Горьковсм" т-р (1950), Минский т-р (1950), Воронежский т-р (1952; Войницкий - Поляков, Астров - Попов, Елена Андреевна - Супротивная), Башкирский т-р, Уфа (1954;
Войницкий - Мубаряков), Т-р им. Азизбекова (1959), Т-р им. Леси Украинки, Киев (1960; Войницкий - Романов);
Т-р им. Заньковецкой, Львов (1952-53), Таллинский рус. т-р (1960).
Пост. "Д. В." за рубежом: Чехословакия (Чешский нац. т-р, 1901, 1907, реж. Квапил); Болгария (1904-06; Нар. т-р в Софии; Свободный т-р в Варне); Германия (Мюнхенский королевский т-р, 1903, 1913; Берлинский т-р, 1904);
Франция ("Т-р Елисейских полей", Париж, 1922, . реж Питоев; "Комеди Франсез", 1961); Англия (Т-р "Олд Вик", Лондон, 1944; Астров - Оливье, Войницкий - Ри-чардсси); Польша ("Т-р Польски", Варшава, 1953, спектакль показывался в Москве в 1954); США ("Форти-стрит т-р", Нью-Йорк, 1956; спектакль экранизирован); Италия (Рим, труппа Морелли-Стоппа, 1956, реж. Висконти; Войницкий- Стоппа); Швейцария (Немецкий т-р, Цюрих, 1940, "Т-р де пош", Женева, 1956).
Пьеса переведена на многие языки народов СССР: азербайджанский, башкирский, украинский, узбекский, эстонский, а также на английский, арабский, немецкий, финский, французский (пер. Эльзы Триоле), чешский и др. языки.
Издания: первая публикация "Лешего" 1890 (лито-графич. изд. Рассохиной). Первая публикация "Д.В."-Че-хо в АН., Пьесы, СПБ, 1897; сов. изд.: Чехов А. П., Собр. соч., т. 9, М.. 1956.
Лит.: Беляев Ю., Актеры и пьесы, СПБ, 1902; Эфрос Н., Московский Художественный театр. 1898-1923, М.-П., 1924; Ежегодник Москов. Художественного театра, 1945, т. II, М., 1948; то же, 1947, М.-Л., 1949; тоже, 1949-1950, М., 1952; "Театр и искусство", П., 1899, .ј 44; "Рампа и жизнь", 1910, ј 51 и 52 (ст. Н. Эфроса "Забытая пьеса"), "Театр", 1947, о 8, 1952, ј 9, 1959, р 1. А. Шн.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое дягилев
Значение слова дягилев
Что означает дягилев
Толкование слова дягилев
Определение термина дягилев
dyagilev это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |