Театральная энциклопедия - древнегреческая
Древнегреческая
древнегреческая
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Нача ло др.-греч. драмы в сельских обрядовых хорах в честь бога Диониса, покровителя скотоводства, земледелия и виноградарства. По сообщению Аристотеля, трагедия возникла на основе импровизации от зачинателей дифирамба (??????.;) (Поэтика, гл.4). Долитера-турный дифирамб, от к-рого не сохранилось никаких следов, уже в классич. Греции являлся хоровой песнью, составлявшей неотъемлемую часть культа Диониса. Термин "зачинать" дифирамб, к-рым пользуется Аристотель, а ещё раньше поэт Архилох (фрагмент 77), указывает, что в дифирамбе различались две части: "зачин" солиста и последующая партия хора. Первым поэтом, придавшим импровизац. дифирамбу организованную лит. форму, в античности считали Ариона (6 в. до н. э.).
Дальнейшее развитие дифирамба в трагедию происходит уже в Аттике и связывается с именем поэта Феспи-да (2-я пол. 6 в. до н. э.), к-рому приписывается и введение первого актёра. Вероятно, актёр Феспида явился преемником "зачинателя" дифирамба, получив уже функции декламатора. Т. о., первоначальную форму трагедии можно представить себе как диалог между актёром (см. Гипокрит}, исполнявшим ряд небольших речей-повествований, и хором, выражавшим реакцию на них в своих песнях. Преобладающая роль хора, придающая трагедии характер патетич. оратории, сохранилась и у античных трагиков - преемников Феспида, напр. у Фриниха (конец 6-1-я четв. 5 вв. до н. э.), и в ранних произв. Эсхила (525-456 до н. э.). Их творч. деятельность относится уже к периоду установления в Афинах демократии после свержения тирании Писист-ратидов и протекала в условиях роста обществ, активности демоса, повышения роли отдельного человека. В трагедию вводится актуальная морально-этич. проблематика, зрители ищут в ней ответа на вопросы, интересующие общину свободных граждан, обоснования норм поведения её членов. Перед драматургом встаёт задача непосредств. изображения на орхестре драматнч. или нравств. конфликта, яркой, контрастной обрисовки характеров. В творчестве Эсхила нашли отражение характерные для эпохи греко-персидских войн противопоставление демократич. государственности восточному деспотизму, прославление патрио-тпч. долга и принципов гражданского равноправия. Гл. вопросом в трагедийной проблематике Эсхила стали самостоятельность поведения человека и ответственность за совершённые им поступки. В судьбах героев драматург видел проявление божеств, норм справедливости и воздаяния за преступление. Превращение трагедии из патетич. оратории в подлинную драму требовало введения по меньшей мере ещё одного актёра; этот важнейший для греч. драматургии шаг совершил Эсхил, творчество к-рого завершает раннюю стадию развития трагедии как пьесы с одним актёром.
Дальнейшее повышение интереса к человеч. личности и к её внутр. миру является определяющим для творчества Софокла (497/496-406 до н. э.) и его младшего современника Еврипида (ок. 480-406 до н. э.). В трагедиях Софокла раскрывается противоречие между действиями человека, смело вступающего в борьбу за выполнение своего морального долга, и непознанной таинственной силой, к-рая подчиняет себе людей. В столкновении с ней проявляются лучшие качества героев Софокла - благородство, честность, верность нравств. принципам свободного гражданина демократич. гос-ва.* Творчество Еврипида отражает многочисл. проявления идейного кризиса афинской демократии - религиозный скептицизм и всё более развивающийся индивидуализм. Еврипид не видел в окружающей его действительности доказательств правящей миром разумной божеств, воли. Его внимание привлекали внутр. мир человека, обуревающие его страсти - любовь, ревность, месть и т. п. С этим связано и активное использование Еврипидом бытовых элементов, а также интриги как средства раскрытия характеров героев.
Усложнение принципов художеств. изображения человека обусловливает введение в трагедию третьего актёра, осуществлённое Софоклом и использованное Эсхилом в его последнем произведении - трилогии "Орестея". Участие трёх актёров дало возможность Софоклу и Еврипиду значительно углубить психологич. характеристику действующих лиц, многосторонне показать их взаимоотношения и соответственно сократить-роль хора, к-рый у Еврипида часто терял непосредственную связь с действием. Тем не менее структура аттич. трагедии до конца 5 в. до н. э. сохраняла двусоставность, свидетельствовавшую о её исконной связи с хоровым дифирамбом. Трагедия обычно начиналась с пролога, к-рый у Эсхила еще носит характер сюжетной экспозиции, а у Софокла и Еврипида превращается в сравнительно большую драматич. сцену. Затем следовал парод - вступительная песня хора. Ранние трагедии Эсхила ("Просительницы", "Персы") начинались непосредственно с парода. В дальнейшем речевые сцены-эписодии чередовались с хоровыми пес-нями-стасимами, к-рые составлялись из симметричных строф, иногда замыкаемых эподом. Заключит, часть трагедии-эксод в ранних произв. Эсхила и в "Эвменидах" представляет собой также большие хоровые партии. У Софокла и Еврипида хору принадлежит всего лишь несколько завершающих стихов, обычно носящих характер назидания, к-рым предшествует большая речевая сцена с участием нескольких действующих лиц. Наряду с перечисленными элементами композиции в трагедии используются такие формы, как коммос (?-????;) - совместная партия актёров и хора, и монодия ([??????) - сольная ария.
Представление др.-греч. трагедии являлось составной частью празднеств в честь бога Диониса - т. н. Дионисий. Три соревнующихся драматурга выступали каждый с тетралогией, состоявшей из трёх трагедий и одной сатировской драмы. У Эсхила четыре пьесы, составляющие тетралогию, большей частью были связаны единством содержания; у его преемников эта связь нарушилась и каждая часть тетралогии являлась самостоят, произведением. Замыкавшая её драма сатиров строилась на к.-н. второстепенном эпизоде мифа, комически трактованном; в ней обязательно участвовали весёлые и озорные спутники бога Диониса - сатиры.
Одним из источников др.-греч. комедии, по сообщению Аристотеля, являлись фаллич. песни, прославлявшие животворящие силы природы и составлявшие неотъемлемую часть праздничных гуляний в честь Диониса - т. н. комосов. В период разложения родового строя эти песни становились также средством обличения тех членов общества, чьё поведение нарушало традиц. нормы родовой морали, напр. алчных родовых вождей, стремившихся присвоить б. ч. добычи, захваченной в бою или на охоте при участии всего родоплеменного коллектива. В более позднюю эпоху точнее определяется социальная направленность хоровых обличений, выражавших классовый протест аттич. крестьянства против богатых. Песня (???), исполнявшаяся участниками подобного об ряд ово-обличит, комоса, и явилась зародышем будущей комедии ["комедии" (?,????'?), т. е. песни комоса].
Другим источником др.-греч. комедии послужили нар. бытовая сценка шуточного или даже балаганного характера с участием традиц. типов фольклорного фарса-глупого богача, хвастуна-всезнайки, плута, вора. С нач. 5 в. до н. э. (487-486) древняя комедия вошла в состав Великих Дионисий и подчинила оба элемента - хоровой и драматический - задаче создания спектакля-памфлета, поднимающего самые злободневные общественно-политич. проблемы современности. Творчество комедиографов 5 в. дон. э. принято объединять под термином древней аттической комедии, характерными признаками к-рой были политич. актуальность и специфич. структура, отражающая, как и в трагедии, двусоставность древней комедии. В ней также различаются пролог, парод, эписодия и эксод, но более оживлённые по своему характеру. Своеобразные составные элементы древнеаттич. комедии - агон и парабаса. В ходе агона, представляющего собой спор двух антагонистов, утверждается осн. обществ. идея комедии. Парабаса - обращение хора к зрителям - обычно не связана с содержанием комедии; это лирич. и публицистич. отступление, в к-ром поэт бесе дует со зрителями о себе и о своём творчестве, обсуждает политич. вопросы, обличает своих идейных и лит. противников. Сохранились имена ок. 40 авторов древней комедии и ок. 300 названий пьес. До нас дошли целиком только 11 комедий Аристофана (ок. 446-385 до н. э.), к-рые являются гл. источником для характеристики всего жанра. В форме красочного нар. зрелища, объединяющего фантастич. сюжет и смелую гиперболу с юмористич. бытовой зарисовкой, Аристофан обличает богатую рабовладельч. верхушку Афин, протестует против междоусобной войны между греч. гос-вами, высмеивает "модные" эстетич. и философские течения, разлагающие патриархальную мораль аттич. земледельца.
С упадком в 4 в. афинской демократии теряет почву и политич. комедия. На смену ей приходит т. н. среди еаттическая комедия, уделяющая осн, внимание бытовым типам и пародиям на мифологич. сюжеты, а после покорения Афин Александром Македонским наступает расцвет "новой комедии", от к-рой сохранились имена 47 авторов и отрывки из их пьес. Самым значит, драматургом был Менандр (343-291 до н. э.), произв. к-рого отличаются тонкой разработкой характеров и интересом к их психологич. содержанию. До недавнего времени его комедии были известны только по фрагментам; в 1956 найдена папирусная рукопись 3 в. н. э. с целиком сохранившейся комедией Менандра "Угрюмец". Уже средняя комедия исключает хор из числа действующих лиц; если он и сохраняется, то только как исполнитель не связанных с содержанием пьесы интермедий. Соответственно отпадают и такие части древней комедии, как парод, парабаса, агон, эксод. В новой комедии этот процесс завершается и она принимает обычное для совр. драмы членение на акты, к-рое заимствуется затем римской и новой европ. комедией.
Д. д. оказала большое влияние на развитие европ. т-ра - сначала римского (произв. др.-греч. трагиков легли в основу трагедий Энния, Акция и Сенеки), а затем нового времени. Образы и сюжеты Д. д. нашли отражение в творчестве Ганса Сакса ("Верная жена Алкеста...", "Несчастная царица Иокаста"- по мотивам "Царя Эдипа" Софокла, "Царица-убийца Клитемнестра" - по "Орестее" Эсхила), заняли большое место в драматургии франц. и позднего итал. классицизма ("Эдип" и "Медея" Корнеля, "Ифигения", "Андромаха" и "Федра" Расина, "Антигона" и "Ифигения в Авлиде" Ротру, "Агамемнон", "Орест", "Антигона" и "Альцеста" Альфьери), в литературе и оперной музыке периода Просвещения и романтизма 18 - нач. 19 вв. ("Прометей" и "Ифигения в Тавриде" Гёте; "Ифигения" Готшеда; "Алкеста" Виланда и оперы на тот же сюжет Генделя и Глюка; "Раскованный Прометей", "Филоктет" и "Дом Адмета" Гердера; трагедии о Медее, написанные Клингером, Тиком, Грильпарцером, опера Керубини, балет Новера;
"Освобождённый Прометей" и "Эдип" Шелли; оперы "Федра", "Ифигения в Авлиде" и "Ифигения в Тавриде" Глюка; балетная музыка "Творения Прометея" Бетховена). На рубеже 19-20 вв. наследие Д. д. использовалось в трагедиях Гофмансталя "Эдип и Сфинкс", "Царь Эдип", "Антигона", "Электра" (на текст "Электры" написана одноим. опера Р. Штрауса). С 20-х гг. 20 в. образы Д. д. получили своеобразное, часто пес-симистич. истолкование в драмах франц. писателей- Кокто ("Антигона", "Эдип"), Жироду ("Электра"), Сартра ("Мухи" - по мотивам "Орестеи" Эсхила), Ануя ("Антигона", "Медея"), операх Онеггера ("Антигона", музыка к "Федре"), Стравинского ("Эдип"). Ряд драматич. произведений на сюжеты древних трагиков создал в последние годы жизни Гауптман ("Ифигения в Авлиде", "Смерть Агамемнона", "Электра" и др.).
Произв. др.-греч. трагиков ставятся в т-рах всего мира. В нач. 20 в. реж. М. Рейнхардт осуществил на арене берлинского цирка пост. "Царя Эдипа" Софокла (в заглавной роли - С. Моисеи), "Лисистраты" Аристофана и др. Др.-греч. трагедии систематически ставят Нац. т-р (Афины) на'древних открытых сце-нич. площадках (в Эпидавре, в т-ре Ирода Аттика в Афинах) и итал. Нац. ин-т античной драмы в Сиракузах (Сицилия). Среди пост. произв. Д. д. выделяются: "Орестея" (1955, "Т-р Мариньи", Париж, реж. Ж. Л. Барро), "Персы" (1953, Лима - Перу), "Прометей" Эсхила (1954, Лионский театр. фестиваль), "Царь Эдип" (1945, т-р "Олд Вик", Лондон, в загл. роли - Л. Оливье; 1951, "Шиллер-театр", Берлин), "Электра" Софокла (1956, Т-р Чехословацкой армии, Прага), "Антигона" (1946, Катовице, Польша), "Ифигения в Тавриде" (1957, Финляндия), "Ипполит" Еврипида (1957, Мексика).
В СССР с успехом ставились "Лисистрата" Аристофана (1923, Муз. студия МХАТа), "Царь Эдип" (1956, Т-р им. Руставели, Тбилиси), "Медея" Еврипида (1961, моек. Т-р им. Маяковского; 1962, Т-р им. Марджанишвили, Тбилиси) и др.
Лит.: История греческой литературы, т. l, M.-Л., 1946;
? а д ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М., 1959; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; Толстой И. И., Аэды, М., 1958;
P i с k а г d-C ambridge A. W., Dithyramb, tragedy and comedy, Oxf., 1927; Ziegler K., Tragodia, в кн.:
Paulys-Wissowa Realencyclopadie der Klassisch. Altertumswissenschaft, 2 Reihe, Bd VI, Halbbd 12, Stuttg., 1937; Norwood G., Greek tragedy. L., [1948]; P o h l en z M., Die griechische Tragodie, Lpz.-B., 1930, 2. Aufl., Gottingen, 1954;
Korte A., Komodie, в кн.: Paulys-Wissowa Realencyclopadie, 2 Reihe, Halbbd 21,Stuttg., 1921; N o r w о о d G." Greek comedy, Boston, 1950. В. Я.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое древнегреческая
Значение слова древнегреческая
Что означает древнегреческая
Толкование слова древнегреческая
Определение термина древнегреческая
drevnegrecheskaya это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |