Поиск в словарях
Искать во всех

Театральная энциклопедия - добролюбов

 
 

Добролюбов

добролюбов
ДОБРОЛЮБОВ, Николай Александрович [24.1(5.11). 1836-17(29).XI.1861] русский критик и публицист. Один из вождей рус. революц. демократии. Род. в семье священника. В 1847-53 учился в Нижегородском духовном уч-ще и семинарии, в 1853-57 в Гл. педагогич. ин-те в Петербурге. С 1849 писал стихи и рассказы. В 1856 Д. познакомился с Чернышевским, ок. 5 лет сотрудничал с ним в журн. "Современник". Писал рецензии и статьи по вопросам лит-ры, иск-ва, философии, истории, социологии. Среди них значит. место занимают работы о драматургии. В своих критич. статьях Д. выступал как революционер один из "молодых штурманов будущей бури". По-литич. целеустремлённость придаёт его статьям глубокую историч. содержательность, социально-просветительную и мобилизующую силу. "... Литература служит отражением жизни...", утверждал Д. (Полы. собр. соч., т. 4, 1937, с. 46). В каждом произведении, в каждом образе он искал отражения явлений и фактов реальности. Важное место в лит.-критич. деятельности Д. занимают его знаменитые статьи о творчестве Н. А. Островского "Тёмное царство" (1859) и "Луч света в тёмном царстве" (1860). На примере этих статей особенно отчётливо обнаруживается, как обществ, подход к иск-ву усиливает эстетич. ценность критич. суждений. Д. проанализировал пьесы Островского с глубиной и художеств. проникновенностью, недоступной представителям т. н. "эстетической критики", обвинявшей революц. демократов в "утилитаризме", в под-нинении иск-ва интересам дня. Д. ценил Островского за верность действительности, жизненной правде, за то, что образы его, правдиво воспроизводящие жизнь, способствуют составлению и распространению правильных о ней представлений. Реалистич. глубина пьес Островского основана, по мысли Д., на том, что Островский показал материальные основы "тёмного царства", изобразил общую обстановку действия; каждая сцена, каждое лицо в его пьесах помогают понять обстоятельства жизни, к-рые определяют поведение и психологию героев. Борьба развивается у Островского не в монологах действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними. Защищая Островского от упрёков за случайность финальных развязок, Добролюбов спрашивает: "Где же взять разумности, когда ее нет в самой жизни, изображаемой автором" (там же, т. 2, с. 51), и убедительно показывает, что развязки в пьесах Островского, как и все другие элементы этих пьес, заключают в себе жизненную правду. В статьях Д. об Островском отчётливо слышится характерная для революц. демократов тоска по революционности в нар. массах. Всеми доступными ему средствами Д. боролся за подъём и активизацию освободительного движения. Отсюда его повышенное внимание к художеств. образам, выражавшим свободолюбивые, бунтарские настроения. Д. высоко оценил трагич. образ героини "Грозы", увидел в нём "луч света в тёмном царстве",воплощение нового в "пробуждающемся обществе". Катерина, как показал Д., воплотила в цельном образе то новое, что в пробуждающемся обществе проявлялось тогда лишь намёками, а в произведениях многих писателей лишь слабым повторением этих намёков. При этом она не совершает никаких поступков, не свойственных её характеру, не произносит слов, чуждых её разумению. Силу Катерины Д. видит в том, что она ведёт себя с бескомпромиссной решительностью, перед к-рой бессилен даже страх смерти. Своим анализом драматургии Островского Д. умножал её силу в борьбе против явлений, искажавших развитие личности, уродовавших жизнь. "..."Темное царство** Добролюбова,вспоминает Н. В. Шелгунов,читалось с увлечением, с каким не читалась тогда, пожалуй, ни одна журнальная статья. Молодежь носилась с этой статьей, как с откровением, и она действительно была откровением для всех слабых и угнетенных, показав им их врага" ("Воспоминания", 1923, с. 117).
Д. был непримиримым противником либерального обличительства, к-рое довольствовалось критикой частностей и не поднималось до реалистич. раскрытия основ, порождавших страдания народа, угнетение человека человеком. Так, анализируя комедию Потехина "Мишура",где в образе чиновника Пустозерова сконцентрированы подлость и порок, Д. указывал, что в этой пьесе смех не помогает понять осмеиваемое в самых характерных проявлениях и стать выше его
(см. Полн. собр. соч., т. 1, 1934, с. 407-23). Д. показал, что автор не поднялся над теми, кто принимал Пустозеровых, и поэтому не создал истинной комедии. Проблему комического Д. решает с той же целеустремлённостью революционера, к-рая является прочной основой всех его эстетич. суждений, придаёт им непреходящее значение.
Деятельность Д. как мыслителя и лит. критика способствовала воспитанию многих поколений революционеров. По определению В. И. Ленина, Д. наряду с Белинским и Чернышевским явился одним из предшественников рус. социал-демократии.
Соч.: Полное собр. соч., под ред. П. И. Лебедева-Полянского, т. 1-6, М., 1934- 1941.
Лит.: Плеханов Г. В., Добролюбов и Островский, Соч., т. 24, М.-Л., 1927;
Жданов В., Добролюбов, М., 1961. Ал. К.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое добролюбов
Значение слова добролюбов
Что означает добролюбов
Толкование слова добролюбов
Определение термина добролюбов
dobrolyubov это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины