Театральная энциклопедия - дидро
Дидро
дидро
ДИДРО (Diderot), Дени (5.X.1713, Лангр, 31.VII. 1784, Париж) французский философ-материалист, драматург, романист. Один из крупнейших представителей франц. Просвещения. Род. в семье состоятельного ремесленника, учился в иезуитском коллеже в Лангре. Окончил коллегию д'Аркур в Париже. По желанию отца должен был стать священником. Однако, увлекшись математикой и философией, Д. вскоре стал непримиримым борцом против религии и церкви. В 1746 его первое произв. осуждено парламентом на сожжение, а в 1749 он был заключён в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, Д. возглавил издание
"Энциклопедического словаря наук, искусств и ремесел"(35 тт., 1751-80), вокруг к-рого сплотился весь передовой отряд франц. просветителей. В 1773-74 выезжал в Россию.
Эстетич. воззрения Д. изложены в статье "Прекрасное" в "Энциклопедии", в серии критич. статей о художеств. выставках в Париже, "Парадоксе об актёре" и др. Исходя из материалистич. понимания отношения мышления и бытия, Д. рассматривал иск-во как подражание жизни, красоту считал объективной, имеющей ту же основу, что истина в философии. Видел в иск-ве могучее средство пропаганды передовых идей воспитания общества.
Д. выступал с программой коренного обновления франц. т-ра (Беседы о "Побочном сыне", 1757; "О драматической поэзии", 1758; "Размышления о Теренции", 1762). Рассматривая т-р как политич. трибуну и школу воспитания, он резко критиковал кастовую замкнутость привилегированных т-ров Франции, не доступных широким массам третьего сословия. Он смело поставил вопрос об ограниченных возможностях классицизма, к-рый царил на франц. сцене. Д. первый начал борьбу с сословной регламентацией жанров классицизма, выступал против однолинейных и статичных классйцистских характеров, нарочитой абстрактности и бездейственности классицистской драматургии. Д. разработал программу демократизации т-ра, создал новую теорию драматургии. Как и все просветители, Д. не мог выйти за пределы теории жанров, но он обосновал необходимость пересмотра эстетич. и жанровых категорий. Освободив категории трагического и комического от обязательной сословной прикреплённости, характерной для классицистской теории иск-ва, он переосмыслил содержание трагедии и комедии, расширил их тематику. Д. стремился к воспроизведению на сцене многообразия жизни и утверждал новый (промежуточный между трагедией и комедией) жанр - мещанской драмы, показывающей людей третьего сословия, "честного буржуа". Подлинной революцией в драматургии явилось учение Д. об "общественных положениях". Он объявил социальный фактор - общественное положение - исходным в характеристике образа, поднял проблему создания типических характеров.
Д. требовал от автора изображения материальной среды, окружающей человека, социально-бытовой конкретности. Всё это ломало привычные классицистские каноны драматургии.
В конце 50-х гг. Д. создал первые образцы мещанской драмы: "Побочный сын, или Испытание добродетели" (1757, пост. 1771, т-р "Комеди Франсез") и "Отец семейства" (1758, пост. 1760, Марсель, 1762, т-р "Комеди Франсез"). Действие его драм проходит в среде третьего сословия, они утверждают веру в конечное торжество высокой гражданской добродетели, в них показан новый положит. герой-идеальный пред-ставитель третьего сословия. Драмы Д., проникнутые передовой просветительской идейностью, стали этапом в истории франц. т-ра, но утопичность положит. просветительской программы, несовместимость идеала с реальной практикой "честного буржуа" мешали Д. создавать полнокровные реалистич. образы, герои его пьес отличаются условностью и схематизмом. Стремясь к воспроизведению в драматургии жизненной правды, Д. резко нарушает принципы классицизма. Замена традиционного стиха прозой, приближение текста пьесы к разговорной интонации, точное описание обстановки, костюма, жеста, спец. авторские указания на мизансцены, пантомимич. сцены ставили перед т-ром задачу поисков новых средств сценич. выразительности.
По мере приближения бурж. революции и нарастания во Франции потребности в героич. иск-ве Д. начал искать новых путей обновления т-ра. Он призывал к созданию монументальных произв. иск-ва, насыщенных гражд. пафосом, к героич. трагедии (набросок трагедии "Шериф"). Д., как и его великий современник Руссо, мечтал о массовых нар. зрелищах по образцу представлений Др. Греции. Последней пьесой Д. была его реалистич. комедия "Хорош он или дурён?" (1781).
Большое значение имеют взгляды Д. на актёрское иск-во. В 50-60-х гг. он выступал против условной сценич. традиции классицизма, резко критиковал застывшие статуарные мизансцены, напевную декламацию, холодную бездейственность, стремление актёров к внешним эффектам (письма "О драматической поэзии"). Защищая принципы просветительского реализма, Д. призывает к правдивой передаче чувств, психологич. наполненности диалога, естественному и жизненно правдоподобному сценич. поведению актёров. В известном трактате "Парадокс об актёре" (1770-73, изд. 1830) Д. призывает к гражданской героике, принимая основные принципы классицизма ("Нужно немного умерить нашу высокопарность, подрезать слегка ходули и оставить все почти таким, как оно есть"). Д. борется за рационального, сознательно творящего актёра, умеющего подчинить чувства разуму, восхищается "актёром с холодным умом". Стремление Д. сохранить героич. приподнятость класси-цистского сценич. иск-ва непосредственно подготовило революционный классицизм в театре нач. 90-х гг.
В историю мировой театр. культуры Д. входит как величайший теоретик просветительского реализма, основоположник реалистич. драматургии. Его драмы получили в 18 в. европ. известность и признание. Особенным успехом пользовалась драма "Отец семейства", переведённая на нем., англ., голл. и др. языки и пост. в разл. странах Европы. В России первый перевод "Побочного сына" опубл. в 1766, "Отца семейства"- в 1765 (пост. в Москве, Т-р на Красном пруду, 1763).
Соч.: Oeuvres completes, ed. par Asse/at et M. Tourneaux, t. 1-20, P., 1875-1877; в рус. пер. - Собр. соч., М. - Л-, 1936; Избр. произведения, Мт-Л' 1951; Побочный сын, Отец семейства, в кн.: Французский театр эпохи Просвещения, т. I, М., 1957; Парадокс об актере, Л.-М., 1938.
Лит.: Ленин В. П., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; е г о же. Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15; Плеханов Г. В., Французская драматическая литература и французская живопись с точки зрения социологии, Соч., т. XIV, М.-Л., 1924;
Бояджиев Г.Н., Дидро, в кн.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М." 1957; Гачев Д., Эстетические взгляды Дидро, М., 1940, 2 изд., М., 196.1; Державин К., Дени Дидро (вступ. ст.), в кн.: Д и д р о Д., Избр. произведения, М.-Л., 1951;
Л у п п о л И., Дени Дидро, М., 1960; Барская Т., Д. Дидро, Л.-М., 1962; М о р л ей Д., Дидро и энциклопедисты, М., 1882. Л. Лев.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое дидро
Значение слова дидро
Что означает дидро
Толкование слова дидро
Определение термина дидро
didro это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |