Театральная энциклопедия - датская
Датская
датская
ДАТСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Древним произв. устного нар. творчества датчан (Старшая "Эдда", саги, старинные баллады и сказки) были присущи элементы драм. действия. Возникновение Д. д. связано с обрядовыми играми, литургич. драмой (в эпоху средневековья). Большое значение для формирования Д. д. имели европ. театр. традиции, иск-во странствующих актёров. В эпоху Реформации получила развитие школьная драма. Иногда переводы нек-рых из них называли "комедиями Кристьерна Хансена" по имени Кристьерна Педерсена, основоположника дат. лит-ры. Среди первых дат. драматургов X. Стен, П. Хег-лунн, И. Ранх, авторы грубоватых бытовых комедий написанных на сюжеты из совр. жизни. В 17 в. Д. д. развивалась медленно. Среди драм. произв. 16-17 вв.аллегорич. пьеса "Колесо счастья" X. Стена (дата неизв.), "Комедия графа и барона" М. Скеля (1675).
В 18 в., в эпоху раннего Просвещения, наступил новый этап в развитии Д. д. Он связан с творчеством крупнейшего дат. драматурга, основоположника дат. т-ра Л. Хольберга, к-рый выступил как обличитель социальных пороков, отсталости, мещанского филистёрства. Обличительная направленность характеризует комедии Хольберга "Оловянщик-политикан" (1722), "Жан де Франс, или Ханс Франдсен" (1722), "Йеппе с горы, или Превращённый крестьянин" (1722), "Мастер Герт Вестфалец, или Болтливый цырюльник" (1722), "Якоб фон Тибое, или Хвастливый солдат" (1724) и др. Герои его произв.-простые люди: крестьянин Йеппе, умные слуги и служанки. В поздних комедиях Хольберга-"Эразмус Монтанус, или Расмус Берг" (1747), "Дон Ранудо де Колибрадос, или Бедность и гордость" (1748), "Абракадабра", "Плутус, или Спор между бедностью и богатством" (оба в 1753), "Путешествие Сганареля в страну философии" (1754), усилены социальные мотивы, психоло-гич. характеристики героев. Творчество Хольберга оказало большое влияние на развитие нац. и европ. драматургии. Во 2-й пол. 18 в. Д. д. испытывала воздействие переводной, гл. обр. немецкой, лит-ры. И. Эвалъд автор библейской драмы "Адам и Ева" (1769), историч. трагедии "Рольф Краге" (1770), поэтич. трагедии "Смерть Вальдера" (1773) на сюжет из древнесканд. мифологии, испытывал воздействие сентиментализма, изображал простых людей, "истинных детей природы" (драма "Рыбаки", 1780). Драм. произв. А. Хейберга были проникнуты мотивами гуманизма и свободолюбия. В них нашли отражение идеи франц. бурж. революции конца 18 в. В водевилях и комедиях Хейберга резко критиковалось дворянство. Видную роль в пропаганде идей Просвещения в Дании сыграло творчество И. X. Весселя, автора пародийной трагедии "Любовь без чулок" (1772), продолжавшего традиции Хольберга. Реалп-стич. и сатирическим по своей направленности произв. нац. просветительской комедиографии противостояли пьесы, проникнутые элементами идеализации,драм. идиллии Т. Торупа ("Свадьба Петера", 1793, "Возвращение", 1802), историч. пьесы О. Самсё ("Дювеке", 1794) и К. Л. Саннера ("Нильс Эббесен из Нёррериса", 1797). В нач. 19 в. сформировалось романтич. направление в Д. д., в к-ром получили развитие две осн. тенденции: нац.-патриотич., демократическая и консервативная, ориентировавшаяся на социально-эсте-тич. принципы нем. романтич. школы. Крупнейшим представителем демократич. направления был А. Эленшлегер. Ему принадлежат пьесы: "Алладин" или Волшебная лампа" (по сказкам "1001 ночи", 1804), "Ярл Хокон" (1806), "Пальнатоке" (1807) на сюжеты легенд и нац. истории. Герои этих пьес- простые люди, носители высокой морали, борцы за обществ. интересы. Гуманистич. представления Эленшлегера связаны с идеализацией дофеодальной и дохристианской культуры. Нек-рые пьесы Эленшлегера - "Ярл Хокон", "Корреджио" (1809), обличающие мир наживы, включают в себя элементы реализма. Сочетание романтич. и реалистич. мотивов отличают творчество X. Херца - автора водевилей и драм "Сберегательная касса" (1836), "Дом Свена Дюринга" (1837), "Дочь короля Ренэ" (1845), и К. В. Бредаля, к-рый в своих "Драматических сценах" (1819-33) следовал принципам драматургии Шекспира. Элементы социальной критики заключали в себе романтич. пьесы X. К. Андерсена "Любовь на Николаевой башне, или Что скажет партер" (1829), "Мулат" (1840), "Грёзы короля" (1844). В противовес пропагандировавшейся реакц. романтиками "трагедии рока", Андерсен стремился создать драматические произведения, отмеченные жизненной правдой, проникнутые героизмом и свободолюбием. Демократизмом, любовью к простому люду, весёлым юмором отличаются комедии-сказки Андерсена "Дороже жемчуга и злата" (1849), "Оле Лукойе" (1850), "Бузинная матушка" (1851).
Видное место в истории дат. прогрессивного романтизма 1-й пол. 19 в. занимал И. Л. Хейберг. Он продолжил борьбу Эленшлегера за утверждение демо-кратич. принципов в области драматургии и т-ра. В своих теоретич. трудах он подвергал критике реакц. романтизм. Хейберг писал о путях развития реали-стич. иск-ва, осуждал "бесформенность", присущую произв. романтиков. Вместе с тем критич. принципы Хейберга носили социально ограниченный характер. Среди его ранних романтич. пьес выделяются: "Холм эльфов" (1828), "Принцесса Изабелла" (1829), "Эльфы" (1834). В философской комедии "Душа после смерти" (1840) проявилось стремление драматурга к решению актуальных проблем жизни. Это же стремление характеризует и его муз. комедии "Царь Соломон и Йорген, шапочный мастер" (1825), "Рецензент и животное" (1826), "Неразлучные" (1827) и др.
Теоретич. положения реакц. романтизма разработал X. Стеффенс, последователь нем. философа-романтика Ф. Шеллинга. Консервативные тенденции утверждал И. К. Хаук, стремившийся воплотить в своих историч. драмах "Баязет" (1828), "Тиберий" (1828), "Свен Грате" (1841) принципы нем. романтич. школы. Передовые тенденции выражало творчество драматургов П. К. Плоуга - автора т. н. студенческих водевилей, И. К. Хострупа, писавшего водевили "Интриги" (1845), "Прогулка с приключениями" (1848), "Солдатские шутки" (1850), "Учитель и ученик" '(1851), Т. Оверскоу, К. И. Бойе и др. Сложный процесс перехода от романтизма к реализму характерен для философско-историч. драмы "Каланус" Ф. Палудана-Мюллера (1854).
В конце 19 в. Д. д. испытывала декадентские, а затем натуралистич. и символистские влияния. Лишь в теоретич. трудах Г. Брандеса были осуществлены попытки противопоставить этим тенденциям реализм драматургии Шекспира, нац. реалистич. традиции.
В конце 19 - нач. 20 вв. попытки драматургов Я. Бергстрёма, Э. Кристиансена, Э. Брандеса, X. На-тансена создать театр актуальных идейно-этич. проблем не имели успеха из-за мелкобурж. ограниченности их мировоззрения, эклектич. подражания произв. Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона. Представители т. н. "копенгагенской школы", комедиографы О. Бенсон ("Скандал", 1884, "Спортсмен", 1891, "Свободные руки", 1908), Г. Эсман ("В провинции", 1890, "Славная семейка", 1892), отказываются от сатирич. направленности, характерной для Д. д. В комедиях Г. Вида язвительно-сатирпч. изображение правящих классов сочеталось с натурализмом и циничным пессимизмом. Неороман-тич. драматургия, возникшая как реакция на натурализм, представлена пьесами X. Драхмана, её сменила символистская, декадентская драматургия С. Ланге, К. Гъеллерупа, X. Роде, Я. Кнудсена. Этой драматургии противостояли реалистич. пьесы основоположников нац. пролетарской литературы И. Скьольборга ("Идеальные силы", 1911, "Сыновья Миккеля Ларсена", 1914) и И. Окьера ("Жизнь в Хегнсгорде", 1907, "Сын волка", 1909, "Когда крестьяне любят", 1911), отразившие социальные противоречия в деревне. Эти пьесы не вошли в репертуар дат. т-ров, так же как и единственное драм. произв. основоположника социалистич. реализма в Дании М. Андер-сена-Нексё "Люди с Дангора" (1915), раскрывающее классовые противоречия и предсказывающее победу новых социальных отношений. Теорию эскапизма (бегство от действительности) выражали мелодрамы К. Ганрупа "Урождённая Андерсен" (1918), "Танец ведьм" (1921), "Совершенно невиновна" (1923), "Падшие ангелы" (1923), сочетавшие религиозную благостность с эротикой, прославлением аморализма. В нач. 20-х гг.в пацифистских драмах Б. Б. Мюллера сказалось влияние экспрессионизма. Против войны с пьесой "Никто" выступил С. Борберг (1920), однако в этой и других его пьесах ("Наше сердце", 1921, "Круг правосудия", 1935, "Грешник и святой", 1939) проявилось увлечение психоаналитической теорией 3. Фрейда. Критика бурж. общества содержалась в пьесах X. Бергстедта и С. Клауссена. В трагикомедиях "Дьявол в Гаммельбю" (1917), "Голубая ваза" (1925), написанных в стиле мрачного гротеска, Берг-стедт, раскрывая лживость мещанской морали, в то же время порывает с гуманистич. традициями датской комедии, утверждает культ ницшеанского сверхчеловека, что впоследствии приводит его к сотрудничеству с фашистами. С. Клауссен создал ряд драм и комедий - "Наши собственные мандарины" (1920), "Конторский раб" (1922), "Старая история" (1927) и др., в к-рых обличались коррупция и бюрократизм гос. аппарата, деградация бурж. культуры. Эти пьесы явились значит, достижением критич. реализма в Д. д. Сложен и противоречив был творческий путь одного из крупнейших сканд. драматургов 20 в. К. Мунка. Разочарование в бурж. демократии привело его к утверждению реакц. культа "сильной личности" в философских драмах на библейские сюжеты- "Пилат" (1917), "Идеалист" (1928) и др. В пьесах "Слово" (1932), "Любовь" (1935), "Море и люди" (1929) преобладает религиозная проблематика, но одновременно Мунк критикует официальную церковь и "идеальную" крестьянскую общину. Наиболее отчётливо эволюция мировоззрения Мунка выражена в его драмах "Победа" (1935) - попытке оправдать агрессию Муссолини в Эфиопии, "Он сидит на кипящем котле" (1938), раскрывающей антигуманистическую сущность фашистского режима, и "Нильс Эббесен" (1942) - пьесе, исполненной гражданского пафоса, призывающей бороться с фашистскими оккупантами (в 1944 Мунк был зверски убит гитлеровцами).
В 30-е гг. объединение передовых деятелей дат. общества в борьбе с фашизмом и угрозой войны, с внутренней реакцией определило расцвет прогрессивной Д. д. Получил известность К. Э. Соя, как драматург, гневно и глубоко разоблачающий идеологию и практику дат. буржуазии в пьесах "Паразиты" (1929), "Искушение" (1935), "Шас" (1938) и др. В отличие от Соя, не верившего в возможность коренного преобразования общества, К. Абеллъ не только показал несостоятельность мелкобурж. мировоззрения и идеалов, но и необходимость активной борьбы с отживающим миром (комедии "Потерянная мелодия", 1935, "Ева отбывает свою детскую повинность", 1936, драма "Юдифь", 1940). Оптими-стич. направленность драматургии Абелля связана с верой в народные массы, с утверждением активного гуманизма, отрицанием индивидуализма, обществ. пассивности. Тема необходимости насилия в борьбе с реакцией, ответственности каждого человека за судьбы мира наиболее сильно прозвучала в его драме "Анна Софи Хедвиг" (1939), к-рая, наряду с памфлетом "Умбабумба" (1935) Соя, явилась выдающимся антифашистским произв. скандинавской драматургии. В 30-е гг. обратились к драматургии К. Сён-нербю ("Лишняя женщина", 1936) и Л. Фишер ("Инвалид", 1930, "Ребёнок", 1936, "В пустом доме", 1936). Выражая настроения либерально настроенной интеллигенции, они пытались анализировать, хотя и непоследовательно, социальные корни распада бурж. семьи. Во время гитлеровской оккупации (1940-45) Д. д. находилась в состоянии застоя. После освобождения Дании был создан ряд значительных произведений, посвящённых героической борьбе датского Сопротивления, обличавших сотрудничество с фашистскими захватчиками, осмысливавших уроки войны: "Силькеборг" Абелля (1946), "После" Соя (1947), "Фронт" Фишера (1945), "Шлезвиг" В. Линнемана (1946).
Прогрессивная Д. д. продолжает развиваться, несмотря на неблагоприятные условия (вступление Дании в НАТО, политика "холодной войны", преследования передовых обществ, деятелей, идейный кризис либеральной интеллигенции, засилье модернистской зап.-европ. и амер. драматургич. продукции). В фантастич. драме "Дни на облаке" (1947) Абелля выражен протест против угрозы новой, атомной войны, содержится призыв к борьбе за мир. В ней с новой силой раскрываются осн. черты творчества Абелля: интеллектуальная насыщенность диалога, диалектич. развитие характеров, экспрессивность и концентри-рованность действия, идейная глубина символов и аллегорий, неистощимая фантазия. Правда, в последующих его драмах-"Ветсера цветёт не для каждого" (1950), "Голубая пекинка" (1954), "Дама с камелиями" (1959)-проблема краха мелкобуржуазного индивидуализма получает абстрактное идейно-художественное решение. Соя создал философско-аллегорич. комедию "Лев в корсете" (1950), в к-рой высмеивается западноевроп. бурж. демократия. В пьесах "В светлую ночь" (1956) и "Петерсен в загробном царстве" (1957) он вновь обращается к теме духовного оскудения мещанства. Аналогично содержание социально-психологич. драм Л. Фишера "Путешествие" (1949), "Свободное воскресенье" (1954) и его философских драм "Соль земли" (1954) и "Хлеб власти" (1955). Психологич. драмам X. К. Браннера, лучшая из к-рых-"Фермопилы" (1958)-разоблачает несостоятельность идей мелкобурж. гуманизма, присуще болезненно пессимистич. восприятие действительности. Борьбе за мир посвящены памфлет "Восстание женщин" Сённербю (1955) и направленная против аптинар. воен. пактов пьеса "Прах императора" М. Линка (1952), пост. к-рой в Королевском т-ре была запрещена правящими кругами. Ф. Метлинг в своих пьесах "Неизвестный" (1953), "Припади к земле" (1954), "Возможно" (1955) и др. претендует на философское освещение действительности, но по существу солидаризируется с обывательским мировоззрением. Творчество П. Томсена ("Аталия", 1956) и С. Тогебю ("Ульрика", 1957) испытывает влияние франц. "авангардизма". Н. Лошер в политич. трагикомедии "Милостью божьей" (1960) показывает антагонизм интересов простых людей и бурж. политич. системы, но в оценке революционного движения занимает реакционные позиции. Молодой драматург Э. Торстеысон в психологич. драме "Те, кто победил" (1961) анализирует причины идейного смятения дат. интеллигенции.
Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы, М., 1894; Дилен Э., Скандинавская литература, в кн.:
Всеобщая история литературы, под ред. В. Корша и А. Кир-пичникова, т. 4, СПБ, 1892; Б ранде с Г., Собр. соч., т. III-IV, СПБ, изд. Просвещение", [1907]; Brandes G., Samlede skrifter, bd I-XVIII, Kbh., 1899-1910, 2 udg., bd I- III. Danemark, Kbh., 1919; B r i x H., L. Holbergs komedier, Kbh., 1942; его же, Danmarks digtere..., Kbh., 1925;
Brandes E., Holberg og hans scene, Kbh., 1898; L e g r e 1-1 e A., Holberg, considere imitateur de Moliere, P., 1864;
R a h b e k K.-L., Om Holberg som lystspildigter og hans lystspil, bd 1-3, Kbh., 1815-17; Overskou Th., Haandbok for Indre og Dirkere dansJc dramatisk literatur og kunst. Suplement til den danske skuepladses, Kbh., 1865;
Schroder L., Adam Oehlenschlaer og den romantiske Skole, Kbh., 1888; V e d e l V., Oehlenschlager og hans digtning, literatur og kritik, Kbh., 1889; Sorensen A., Stu-denterkomedier, Kbh., 1903; V e d e l V., Studier over Guldalderen i dansk Digtning, Kbh., 1890; Andersen V." Tider og Typer, Kbh., 1915; его же, Danske Studier, Kbh., 1893;
A u m o n t A., J. L. Heiberg og hans Slaegt paa den danske Skueplads, Kbh., 1891; Stanstrup J." Fra Fortid og Nytid, Kbh., 1892; Petersen C. S. og A n d e r s e n V., Illustreret dansk litteraturhistorie, v. l-5, Kbh., 1924-;
Ellehange M., Det danske skuespil efter verdenskrigen, Kbh., 1933; Henriques A., Modem dansk dramatik, Stockh., 1942; Kristensen S. M., Dansk litteratur. 1918-1952, Kbh., 1956; Erichsen S., Det frie teater, Kbh., 1953; Schyberg F.. Ti aars teater, Kbh., 1939; Engberg H., Dansk teater i halvtredserne, Kbh., 1958; его же, Teatret. 1945-1952, Kbh., 1952; Thomsen E., Dansk litteratur efter 1870, Kbh., 1935. Вл. Я., Вл. М.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое датская
Значение слова датская
Что означает датская
Толкование слова датская
Определение термина датская
datskaya это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |