Поиск в словарях
Искать во всех

Театральная энциклопедия - грузинский

 
 

Грузинский

грузинский
ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР. Истоки Г. т. восходят к древним ритуальным празднествам плодородия. На серебряном кубке из Триалети (сер. 2-го тыс. до н. э.) изображена мистерия хоровод в масках. Элементы этих мистерий перешли в нар. т-р масок берикаоба. В эпоху рабовладения, в период существования колхидского царства (6-3 вв. до н. э.), недалеко от г. Кутаии (Кутаиси) имелся стадион (арена), на к-ром устраивались состязания в беге и игры с быками в честь героев Колхиды. На колхидских монетах изображены танцоры в масках быка. В г. Апсаре (по свидетельству визант. историка Прокопия из Кесарии) имелось здание т-ра. театр. помещение со сценой, орхестрой и местами для зрителей сохранилось в древнейшем скальном г. Уплисцихе (3-2 вв. до н. э.). Свидетельства письм. памятников о др.-груз. т-ре подтверждаются археологич. находкамигеммами и камеями с изображением актёрских масок, победителей на театр. состязаниях, а также бронзовыми статуэтками танцоров и музыкантов.
Наиболее распространённые виды старинного нар. груз. т-ра-импровизац. т-р масок берикаоба, выражавший свободолюбивый дух народа, его борьбу против феод. гнёта, и кееноба - массовое нар. карнавальное празднество, отражавшее борьбу груз. народа против иноземных захватчиков.
В средние века, несмотря на гонения со стороны церкви, развился дворцовый театр сахиоба, дававший представления намифологич. и любовные сюжеты. В представления сахиоба включались и бытовые комич" сценки, обличающие феод. знать, патриотич. сцены, призывающие к борьбе за свободу. В 18 в. появились пьесы, отражающие стремление грузин к содружеству с рус. народом. В 60-80-х гг. 18 в. возник церковно-школьный т-р в Тбилиси и Телави. В 90-х гг. 18 в. при дворе царя Ираклия II был создан светский т-р во главе с драматургом Г. Авалишвили. Помимо произв. груз. авторов-"Царь Теймураз" Авалишвили, "Ифи-гения" Чолокашвили, - здесь ставились переводы комедий А. В. Сумарокова. Продолжал своё существование и дворцовый т-р сахиоба во главе с актёром Д. Мачабели. В 1795 многие актёры погибли в боях с ордами Ага Мохаммед-хана, напавшего на Грузию.
После присоединения Грузии к России (1801) деятели груз. культуры получили возможность ближе познакомиться с передовой культурой России и Зап. Европы. В борьбе за нац. т-р передовая груз. общественность находила поддержку со стороны рус. прогрессивных деятелей (Грибоедов и др.). В 1832 любителями в Тифлисе была пост. комедия "Горе от ума". Традиции многовековой груз. театр. культуры развивали любительские кружки под рук. А. Чавчавадзе" М. Орбелиани, А. Джамбакур-Орбелиани в Тифлисе" Д. Мегвинет-Ухуцеси в Гори, О. Церетели в Горисе (Зап. Грузия). В 30-40-х гг. 19 в. в Кутаиси и Озур-гети (ныне Махарадзе) были созданы крепостные т-ры и оркестры.
В 1845 в Грузии был основан рус. драматич. т-р. В 1850 передовые обществ, деятели Грузии возродили проф. Г. т. Основоположником его был драматург Г. Эристави. Т-р Эристави, реалистический по направлению, выражал передовые идеи своего времени, высмеивал продажность царских чиновников, крепостнич. порядки, ростовщичество (постановки комедий "Раздел", "Тяжба", "Скупой" Эристави, "Хочу быть княгиней" Антонова и др.). В этом т-ре выросла группа талантливых театр. деятелей: актриса Н. Узнадзе" актёры Г. Дванадзе, Г. Джапаридзе, А. Мейпариани, драматурги 3. Антонов, И. Кереселидзе, театр. критик М. Туманишвили и др. Царское пр-во преследовала т-р Эристави, выражавший прогрессивные идеи" и в 1856 закрыло его.
В 60-70-х гг. 19 в. в Грузии получил развитие любительский т-р; в любительских кружках формировалось новое поколение сценич. деятелей. В 1879 писатели И. Чавчавадзе и А. Церетели воссоздали в Тифлисе, а через год в Кутаиси груз. проф т-ры, используя их для пропаганды идей нац.-освободит. движения, развития нац. культуры. В репертуар т-ров наряду с пьесами Г. Эристави входили датриотич. пьесы и сатирич. комедии Чавчавадзе, Церетели, пьесы А. Цагарели ("Иные нынче-времена", "Цимбирели", "Ханума"), А. Казбеги, Р. и Д. Эристави и др. Видное место в репертуаре Г.,т. заняли произв. рус. писателей-Грибоедова, Гоголя, Островского. Ставились пьесы Шекспира, Шиллера, Мольера, Бомарше, Гольд они. В т-рах Тифлиса и Кутаиси выросли выдающиеся актёры реалистич. школы- В. Абашидзе, В. Алекси-Месхишвили, Н. Габуния М. С'апарова-Абашидзе, К. Кипиани, К. Месхи В. Гуния, Е. Черкезишвили и др.
Грузинская актёрская реалистич. школа, возглавляемая В. Абашидзе, продолжала лучшие традиции нац. сцены, связь с нар. т-ром. Она была близка освободительному движению своего времени, отличалась реалистич. направленностью и впитывала достижения передового рус. иск-ва. Развитию реалистич. традиций Г. т. помогали его тесные творч. связи с рус. театр. иск-вом, в частности с моек. Малым т-ром.
Дальнейшее развитие театр. иск-ва Грузии связано с подъёмом революц. движения. С конца
90-х гг. 19 в. в Грузии создаются нар. т-ры в Тифлисе, Кутаиси и др. городах. Они ставили пьесы Д. Клдиашвили, Ш. Дадиани, Т. Рамишвили, Н. Азиани, инсценировки повестей Э. Ниношвили. Многие из этих спектаклей отображали новую социальную обстановку в деревне и городе, рост революц. движения в Грузии. Из нар. т-ров вышли актёры Н. Гоциридзе, Н. Давиташвили, Н. Джавахи-швили, впоследствии М. Чиаурели, А. Хорава, У. Чхеидзе, В. Нинидзе и др.
Видное место в истории дореволюц. Г. т. занимает Кутаисский т-р, к-рым в 1897-1906 руководил Алек-си-Месхишвили. Т-р пропагандировал революц.-демократич. идеи, здесь воспитывалось новое поколение актёров, драматургов и режиссёров: К. Марджанишвили, Ш. Дадиани, В. Шаликашвили, Н. Чхеидзе, А. Цуцунава, А. Имедашвили. В годы революции спектакли "Кай Гракх" Монти, "Уриэль Акоста" Гуц-кова, "Разбойники" становились поводом для революц. демонстраций. В 1906 карательная экспедиция царского правительства закрыла т-р.
В годы политич. реакции, последовавшей после поражения революции 1905-07, развитие нац. т-ра искусственно тормозилось. Однако дворянско-бурж. национализму, упадочному формалистич. иск-ву, насаждавшемуся реакционерами, противостояло в этот период творчество прогрессивных драматургов и деятелей Г. т. Режиссёры М. Корели, Цуцунава, Дадиани, Шаликашвили осуществляли пост. новых пьес груз. писателей, отображавших жизнь, революц. борьбу, положение рабочих и крестьян ("Когда пировали" Дадиани, "Жертва" Гедеванишвили, "Побеждённые" Иретели, "Кто виноват?" Накашидзе), ставили рус. передовую драматургию, пьесы Л. Н. Толстого, Чехова, Горького ("На дне" в Тифлисе, 1908, Батуме, 1912, "Последние" в К утаисе - первая постановка этой пьесы, 1910). В годы хозяйничания в Грузии меньшевиков (1918-21) Г. т. пришёл в полный упадок.
После установления в Грузии Сов. власти (1921) нац. культура, наполненная новым социалистич. содержанием, получила возможность широкого развития. Передовые традиции реалистич. иск-ва были использованы для строительства нового т-ра. Начался сложный процесс идейно-творч. перестройки старых т-ров. Возникали новые т-ры, театр. студии (под рук. А. Па-гава в Тбилиси, под рук. В. Мчеделова в Москве). Центром театр. культуры Грузии стал новый драм. т-р в Тбилиси, к-рому постановлением Ревкома от 25 ноября 1921 присвоено имя Руставели (см. Грузинский театр им, Ш. Руставели).
Творч. подъём груз. сов. т-ра в годы его становления связан с именем реж. К. А. Марджанишвили. Являясь худож. рук. Т-ра им. Руставели, он повёл борьбу против театр. рутины, за очищение репертуара от низкопробных пьес. Марджанишвили проложил путь к современности через новое истолкование классич. пьес. Крупнейшим событием в истории Г. т. явился спектакль "Овечий источник" ("Фуэнте овехуна"), пост. Марджанишвили в Т-ре им. Руставели (25 нояб. 1922). В этом спектакле, насыщенном революц. пафосом, и в ряде последующих пост. выдвинулись талантливые актёры: В. Анджапаридзе, Т. Чавчавад-зе, А. Хорава, А. Васадзе, У. Чхеидзе, Ш. Гамбашидзе, Н. Гоциридзе, Г. Давиташвили, А. Жоржолиани, режиссёры: А. Ахметели, К. Патаридзе, художники: В. Сидамон-Эристави, И. Гамрекели, Л. Гудиашвили, композиторы: И. Туския, Т. Вахвахишвили.
Новое истолкование классич. драматургии придало волнующую современность пост. пьес "Гамлет" (1925), "Раздел" Г. Эристави (1923) и ярко комедийному народному спектаклю "Затмение солнца в Грузии" Антонова (1923). Марджанишвили, явившийся реформа7* тором Г. т., основоположником сов. нац. сценич. иск-ва, стремился достигнуть в спектаклях гармо-нич. сочетания всех его компонентов. Под его рук. коллектив Т-ра имени Руставели напряжённо искал новые средства сценич. выразительности. С романтич. приподнятостью ставились в Т-ре им. Руставели историко-революционные пьесы ("Герои Эрети" Шаншиашвили, 1924) и др. В эти годы т-р обратился к пост. зарубежной экспрессионистской драматургии ("Человек-масса" Э. Толлера, 1923, "Газ" Г. Кайзера, 1924), видя в ней путь к сценич. воплощению революц. современности. Марджанишвили подошёл и к отображению сов. действительности ("Дезертирка" Азиани, 1925).
Спектакли т-ра уже в первые годы его существования отличались ансамблевой стройностью актёрского исполнения и гармонич. слитностью всех компонентов сценич. творчества. Марджанишвили добился значительного роста нац. сценич. культуры. Но в Т-ре им. Руставели в первые годы его существования были объединены режиссёры, актёры и художники разных направлений (для поддержки новых исканий в т-ре была создана корпорация Дуруджи). Марджанишвили не удалось вполне преодолеть существовавшие в коллективе противоречия, и он ушёл из Т-ра им. Руставели, создав в 1928 в Кутаиси новый т-р, куда вошли воспитанные им актёры. В этом т-ре был пост. "Уриэль Акоста" (1929) и ряд др. значительных спектаклей (в 1930 т-р был переведён в Тбилиси и в 1933 ему присвоено имя его основателя).
Наряду с творч. перестройкой в Грузии происходило увеличение количества т-ров, возникли: Товарищество актёров (1924-25), "Красный т-р" (1925) в Тбилиси и др. Т-ры Грузии старались создать репертуар, созвучный революц. действительности, ставили пьесы:
"Спартак" Шаншиашвили (1924), "К обетованной земле" Эули (1920), "Королевский брадобрей" Луначарского (1923), "Взятие Бастилии" Р. Роллана (1924).
Важное значение для развития Г. т. имели постановки реж. С. Ахметели, руководившего Т-ром им. Руставели в 1926-35. Спектакли "Анзор" Шаншиашвили (1928), "Разлом" (1928), "Разбойники" ("Интираннос!") (1933) явились значит, этапом в развитии груз. театр. иск-ва. Спектакли эти определили творч. направление Т-ра им. Руставели и всего Г. т. в целом как т-ра герои-ко-романтич., стремящегося к поэтич. воплощению тем, рождённых революцией. Но в 20-х гг., когда закладывались основы нац. сценич. иск-ва, проявились и серьёзные недостатки, мешавшие развитию Г. т. В нек-рых спектаклях, пост. в те годы, сказались влияния формализма, ложные поиски нац. формы.
С 30-х гг. советская общественность и театр. критика призвали т-ры к созданию спектаклей, отображающих современность, несущих массам близкое им реалистич. иск-во. Вокруг т-ров им. Руставели и им. Марджанишвили сплотились драматурги старшего и нового поколений. В репертуаре этих т-ров стало появляться всё больше пьес сов. авторов: "Анзор" Шаншиашвили (1928), "В самое сердце" Дадиани (1928), "Как это было" (1929) и "Хатидже" (1930) Каладзе, "Кваркваре Тутабери" Какабадзе (1929), "Белые" Шан-гелая (1929), "Тревога" Мирцхулава (1931), "Немые заговорили" Баазова (1932), "Обруч" Самсонидзе (1932), "Разлом" (1928); "Лево руля" Билль-Белоцер-ковского (1927), "Поэма о топоре" Погодина, "Рельсы гудят" (1928) и "Город ветров" (1929) Киршона, "Коммуна в степи" Кулеша (1930), "Светите, звёзды" Микитенко (1931). Утверждая метод социалистич. реализма, деятели Г. т. создали спектакли, отображающие совр. действительность: "Поколение героев" Клдиашвили (1937), "Платон Кречет" (1935) в Т-ре им. Руставели, "Свадьба колхозника" Какабадзе (1938), "Зависть" Вакели (1938), "Далёкое" Афиногенова (1936) в Т-ре им. Марджанишвили. Присущее
Г. т. стремление романтически воплощать на сцене борьбу народа за свободу нашло выражение в спектакле "Арсен" Шаншиашвили (1936) в Т-ре им. Руставели.
Большое значение для Г. т. имела работа над воплощением нац. классич. лит-ры. Спектакли "Гурия Ниношвили" (1934, по Ниношвили), "Сломанный мост" (1935, по Чавчавадзе), "Мачеха Саманишвили" (1937, по Клдиашвили) в Т-ре им. Марджанишвили, "Осенние дворяне" (1936, по Клдиашвили) в Т-ре им. Руставели развивали реалистич. традиции прошлого. Выдающимся событием в истории всего сов. т-ра стал спектакль Т-ра им. Руставели "Отелло" (1937).
В 30-х гг. раскрылось дарование актёров С. Такай-швили, В. Годзиашвили, С. Закариадзе, Г. Шавгулид-зе, П. Кобахидзе, Т. Цулукидзе, Г. Сагарадзе, А. Омиад-зе, А. Кванталиани, А. Гомелаури, С. Джапаридзе, Т. Бахрадзе и др. Развитию сов. Г. т. способствовали режиссёры: А. Васадзе, А. Такайшвили, В. Кушита-швили, А. Чхартишвили, Д. Антадзе, Ш. Агсабадзе, К. Патаридзе, Г. Сулиашвили, Г. Журули, П. Пран-гишвили, Н. Годзиашвили, Ш. Инасаридзе и др., художники: С. Вирсаладзе, С. Кобуладзе, П. Оцхели и др.
В годы Великой Отечеств, войны на сцене Г. т. были поставлены пьесы о борьбе сов. народа с нем.-фашистскими захватчиками и патриотич. драмы, воскрешающие героич. прошлое: "Небо Москвы" и "Партизаны" Мдивани, "Оленье ущелье" Клдиашвили, "Гора дум" Шатберашвили. В Т-ре им. Руставели созданы спектакли "Киквидзе" Дарасели (1942, Гос. пр. СССР), "Олеко Дундич" Ржешевского и Каца (1942), "Хевис-бери Гоча" по Казбеги (1945). В Т-ре им. Марджанишвили - "Багратиони" Самсония (1944), "Дочь Жам-табера" Джапаридзе (1944). Присущая Г. т. героико-романтич. устремлённость получила в спектаклях военных лет патриотич. звучание.
В конце 40-х - нач. 50-х гг. определилось стремление деятелей Г. т. создавать спектакли о жизни сов. людей, борьбе за построение социализма. В спектаклях "Начальник станции" Мосашвили в Т-ре им. Руставели (1947), "Очаг Харатели" Мревлишвили в Т-ре им. Марджанишвили (1949) созданы образы сов. людей -участников Отечеств, войны. Совр. жизнь страны и борьба за построение коммунистич. общества отражены в спектаклях: "Его звезда" Мосашвили (1951, Гос. пр. СССР, 1952), "Марине" ("Стрекоза") Бараташвили (1950). Разоблачению поджигателей войны, реакц. политики агрессивных кругов империалистич. держав посв. спектакли "Потопленные камни" Мосашвили (1949) в Т-ре им. Руставели, "Русский вопрос"
(1947) в Т-ре им. Марджанишвили. История груз. народа получила отражение в спектаклях: "Николоз Бараташвили" Мревлишвили (1949, Т-р им. Руставели), "Давид Строитель" ГОтуа (1946, Т-р им. Марджанишвили). Прогрессивные традиции прошлого получили развитие в сценич. воплощении груз. классики:
"Человек ли он?" по Чавчавадзе (1946), "Соломон Исакич Меджгануашвили" по Ардзиани (1940) в Т-ре им. Марджанишвили, "Первый шаг" по Г. Церетели
(1948) в Т-ре им. Руставели. Школой мастерства для актёров Г. т. продолжала оставаться рус. классика. Еще в конце 30-х - нач. 40-х гг. Т-р им. Марджанишвили пост. "Бесприданницу", а Т-р им. Руставели- " Без вины виноватые". Яркое сценич. воплощение получила в Т-ре им. Марджанишвили бессмертная комедия Гоголя "Ревизор" (1951). Но несмотря на отдельные успехи, развитие груз. театр. иск-ва испытывало отрицательное воздействие ошибочной теории бесконфликтности, влияние культа личности. На сценах т-ров появлялись схематичные, примитивные спектакли, в к-рых искажённо изображались действительность и прошлое груз. народа.
После XX съезда КПСС т-ры Грузии постепенно освобождаются от вредных последствий администрирования, нивелировки и др. ошибочных тенденций, сковывавших их развитие. В ряде спектаклей получили отражение острые актуальные конфликты современности: "У пропасти" Габескирия (1953), "Секретарь райкома" Табукашвили (1954), "Лавина" Мревлишвили
(1956) в Т-ре им. Марджанишвили; "Заря Колхиды" К. Лордкипанидзе (1959) в Кутаисском т-ре, "Во дворе злая собака" Буачидзе (1956), "Земляки" Джапаридзе (1956), "В бурю" С. Клдиашвили (1961), "Дети моря" Хухашвили (1962), "Кутаисцы" Саникидзе в Т-ре им. Руставели.
Большим событием в жизни Г. т. явился спектакль Т-ра им. Руставели "Царь Эдип" Софокла (1956, пост. Д. Алексидзе). Этот эмоционально насыщенный, гармонически целостный, монументальный, яркий спектакль знаменовал дальнейшие победы груз. и всего сов. т-ра. Талантливое воплощение античной драматургии на груз. сцене продолжил спектакль "Медея" Еврипида в Т-ре им. Марджанишвили (1962, пост. А. Чхартишвили).
Среди крупнейших пост. мировой классики - жизнерадостный, исполненный яркого юмора и огня "Испанский священник" Дж. Флетчера в Т-ре им. Руставели (1954,* пост. М. Туманишвили). Г. т. продолжал свою работу над Шекспиром; в 1951 Т-р им. Марджанишвили пост. "Антония и Клеопатру", в 1957 - "Ричарда III" (пост. В. Кушиташвили). В том же т-ре пост. "Мария Стюарт" (1955).
О развитии нац. традиций свидетельствуют новая интерпретация "Изгнанника" Важа Пшавела в Т-ре им. Марджанишвили (1956, пост. Чхартишвили), "Рассказ нищего" по И. Чавчавадзе (1955) и "Бахтри-они" по Важа Пшавела (1960) в Т-ре им. Руставели (обе пост. Д. Алексидзе).
Большое значение для утверждения метода социа-листич. реализма, роста актёрского мастерства в Г. т. имели пост. пьес А. М. Горького: "Враги" (1951), "Вас-са Железнова" (1954) в Т-р-е им. Руставели, "На дне"
(1957) в Т-ре им. Марджанишвили.
Стремление к более глубокому и многогранному воспроизведению действительности вызвало творч. активизацию деятелей Г. т. Режиссёры, актёры, художники стремятся расширить, обогатить приёмы сценич. выразительности, найти новую форму спектакля, наиболее полно выражающую содержание драматур-гич. произведения. Это подтвердила вторая декада литературы и искусства Грузии, состоявшаяся в Москве в 1958.
В эти годы появилось новое поколение творч. работников, к-рое совместно с ведущими мастерами груз. сцены ищет новые пути в иск-ве, стремится ставить яркие спектакли, отмеченные нац. своеобразием, богатством и разнообразием индивидуальностей их создателей. Режиссёры Д. Алексидзе, А. Чхартишвили, М. Туманишвили, В. Таблиашвили, С. Челидзе создали спектакли, определяющие новый этап развития Г. т. Среди молодого поколения режиссёров: А. Два-лишвили, Л. Иоселиани, Т. Кандинашвили, Ю. Ка-кулия, Г. Лордкипанидзе. Художеств. культуру спектакля поднимает творчество художников Д. Тавадзе, П. Лапиашвили, И. Сумбаташвили, Г. Литаниптвили, Д. Такайшвили, композиторов А. Чимакадзе, Д. То-радзе, Р. Лагидзе.
Новое поколение актёров составляют в основном воспитанники груз. театр. ин-та им. Ш. Руставели (осн. 1939). Среди них-нар. арт. М. Чахава, Э. Мандж-галадзе, засл. арт. С. Канчели, Н. Чхеидзе, Г. и М. Гегечкори, К. Махарадзе, Р. Чхиквадзе, Б. Коба-хидзе (Т-р им. Руставели), нар. арт. М. Джапаридзе, засл. арт. М. Тбилели, Е. Кипшидзе, Д. Чичинадзе, Э. Магалашвили, Г. Сакварелидзе, Я. Трипольский (Т-р им. Марджанишвили).
В 1962 в Грузии работают 22 театра (из них 11 в Тбилиси). Среди т-ров др. городов-Кутаисский, Батумский, Сухумский, Потийский, Горийский, Чиатур-ский, Телавский, Зугдидский т-ры. В них работают актёры: Ю. Кобаладзе, М. Хиникадзе (Батумскийт-р), Л. Чедия, М. Чубинидзе (Сухумский т-р), И. Хвичия, В. Мегрелишвили, М. Гелашвили, К. Колхидели, Ш. Пирвели, Ш. Хаджалия (Кутаисский т-р), М. Ва-шадзе, Г. Ткабладзе (Чиатурский т-р), М. Херхеулид-зе (Горийский т-р) и др. В Тбилиси работают рус. Т-р им. А. С. Грибоедова и арм. Т-р им. С. Шаумяна, 4 т-ра для детей: груз. и рус. тюзы, груз. и рус. кукольные т-ры. В автономных республиках и областях работают Абхазский, Осетинский и др. т-ры.
Наряду с проф. т-ром всё шире развивается массовое самодеятельное иск-во. Только в сёлах Грузии (1962) работает св. 1320 драматических кружков, объединяющих св. 17 100 участников самодеятельности. В Грузии создано 33 нар. т-ра. Д. Д.
Музыкальный театр Грузии вырос на богатой почве многовекового иск-ва нар. танца и многоголосного пения. Первые проф. музыканты появились в 9 в. Однако из-за гонений со стороны церкви развитие проф. музыки начинается значительно позже. Оперное иск-во Грузии зарождается во 2-й пол. 19 в. В 1851 в Тифлисе состоялись спектакли итал. оперной труппы под руководством Ф. Барбьери, к-рые завоевали широкую популярность. Эта дата считается началом деятельности оперного т-ра в Тифлисе. В 1852 в Тифлисе выступала рус. балетная труппа из Петербурга. В первые годы существования оперного т-ра в Тифлисе рус. оперы ставились на его сцене редко (в 1855- сцены из "Ивана Сусанина"; в 1856-"Аскольдова могила" Верстовского). Однако к 80-м годам рус. опера начинает завоёвывать в Грузии всё большее признание. Развитие русско-грузинских муз.- театр. связей благотворно влияло на становление проф. груз. музыки. Значительное место в истории муз. т-ра Грузии принадлежит композитору М. М. Иппо-литову- Иванову, работавшему в 1884-93 дирижёром оперного т-ра и директором муз. уч-ща в Тифлисе. На тифлисской сцене Ипполитовым-Ивановым были пост. оперы Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, А. Рубинштейна, атакжесобств. опера "Измена" (1910), написанная на сюжет одноим. пьесы А. Сумбатова-Южина. Важную роль в развитии еперного иск-ва Грузии сыграли и выступления в Тифлисе в качестве дирижёров П. Чайковского и А. Рубинштейна. Наряду с рус. операми в репертуар т-ра включались также лучшие зап.-европ. оперы. В Грузии часто гастролировали крупнейшие русские (В. Зарудная, Л. Звягина, Б. Корсов, Ф. Шаляпин, И. Тартаков, Н. Фигнер, П. Цесевич, Л. Яковлев) и западноевропейские (А. Мазини, Л. Тетрац-цини, А. Патти, П. Галли) исполнители. В конце 19 в. выдвигается группа груз. муз. деятелей: X. Сава-нели, А. Мизандари, М. Баланчивадзе, А. Карашвили, 3. Чхиквадзе и др. Первым груз. певцом, выступавшим на груз. оперной сцене совм. с рус. артистами, был Ф. Коридзе. После него выдвинулись певцы И. Каргаретели, Чиковани, певица Т. Рчеулишвили, позднее - В. Сараджишвили, С. Инашвили, певица 0. Бахуташвили-Шульгина, ставшие основоположниками груз. нац. в ок. школы. Воспитанию груз. оперных артистов способствовала реорганизация (1886) Тифлисской муз. школы в муз. уч-ще, в к-ром классом сольного пения в течение ряда лет руководила В. Зарудная.
В нач. 20 в. выдвигается плеяда талантливых груз. вокалистов: сопрано М. Дзнеладзе, М. Дидебулидзе, Н. Джорджадзе, колоратурное сопрано К. Гурами-швили, тенора Г. Мачабели, Жгенти, П. Какабадзе, Абелишвили, Д. Гедеванишвили, баритоны К. Цхо-мелидзе, Бурджанадзе, Ивериели и др. В нач. 1900-х годов создаётся постоянная балетная труппа Тифлисского т-ра, к-рая ставит произв. Чайковского, Глазунова, Адана, Пуни, Делиба, Минкуса, Дриго, Гер-теля и др. Появляются первые груз. артисты балета:
Алексидзе, Диасамидзе, Свимонидзе, Н. Андроникашви-ли, М. Чолокашвили, Т. Джорджадзе и др. В 1896 было открыто новое здание Тифлисского оперного т-ра. В 1900-10 в Тифлисе выступали оперные и балетные коллективы из Петербурга, Москвы, Варшавы, гастролировали итал. опера и венская оперетта. В 1887 возникло "Артистич. об-во", к-рое стремилось приблизить оперную музыку к широким слоям народа, боролось за постановку классич. опер на груз. языке. В сезоне 1904-05 группа студентов-грузин пост. в Петербурге на груз. языке оперу "Демон" Рубинштейна. Вскоре в Тифлисе организовывается "Общество устроителей оперы на грузинском языке" под председательством певца А. Рчеулишвили и при участии композитора 3. Палиашвили, дирижёра Н. Картве-лишвили, хормейстера 3. Чхиквадзе, певца К. Цхоме-лидзе и др. Члены об-ва перевели на груз. язык мн. оперные либретто; в 1905-07 были осуществлены пост. опер "Фауст", "Севильский цирюльник", "Травиата", "Лакме", "Кармен" и др. В те же годы оперные спектакли ставились также Рабочим т-ром под руководством П. Палиашвили, организованном при Тифлисском "Народном доме". Движение за создание нац. оперы вызвало подъём в творчестве груз. композиторов. Основоположниками проф. груз. оперы явились М. Баланчивадзе, Д. Аракишвили, 3. Палиашвили; позднее выдвинулись композиторы Н. Сулха-нишвили и В. Долидзе. В дек. 1897 в Петербурге состоял ось первое исполнение отрывков оперы "Тамара Коварная" ("Дареджан Коварная") М. Баланчивадзе. В 1913 в Тифлисе в пост. К. Андроникашвили был показан 3-й акт из оперы "Абесаломи Этери" 3. Палиашвили. В 1914 заканчивает первый вариант своей оперы "Сказание о Шота Руставели" Д. Аракишвили. Эти произв. послужили основой для создания нац. груз. оперы, но развитие её всячески тормозилось буржуаз-но-аристократич. кругами, насильственно насаждавшими итал. оперу. В 1918 на сцене Тифлисского т-ра была показана груз. опера "Кристине" Р. Гогниа-швили (на сюжет писателя-демократа Э. Ниношвили). В 1919 пост. оперы "Абесалом и Этери" З" Палиашвили, "Кето и Котэ" В. Долидзе и "Шота Руставели" Аракишвили, определившие осн. пути развития груз. муз. т-ра. Опера "Абесалом и Этери" - первая подлинно нац. груз. опера, проникнутая интонациями нар. песенного творчества, классически стройная по форме, выразительная и простая по муз. языку, завоевала популярность не только в Грузии, но и за её пределами. "Кето и Котэ" положила начало жанру комич. оперы в груз. музыке (это первая груз. опера, поставленная за пределами республики - Москва, 1924). "Сказание о Шота Руставели" явилось первой камерно-лирической оперой, навеянной нар. напевами.
В годы меньшевистского господства груз. муз. т-р, лишённый прочной материальной базы и гос. поддержки, не развивался, несмотря на наличие выдающихся деятелей груз. муз. культуры: композиторов М. Баланчивадзе, 3. Палиашвили, Д. Аргшшвили В. Долидзе, К. Потсхверашвили, режиссёра А. Цу-цунава, певцов Д. Гедеванишвили, В. Сараджишви-ли, С. Инашвили и др. Установление Сов. власти открыло новую эру в муз. иск-ве Грузии. Оперный т-р был национализирован и стал одним из очагов сов. сценич. культуры. В 20-е гг. в т-ре работают дирижёры 3. и И. Палиашвили (с 1922 И. Палиашвили- гл. дирижёр), В. Мизандари, С. Столерман, режиссёры К. Андроникашвили, А. Цуцунава, К. Марджанишвили, балетмейстер М. Мордкин и др. В эти годы возникла "Государственная народная опера" под руководством певицы О. А. Бахуташвили-Шульгиной. В первые же годы Сов. власти были созданы новые национальные оперы: "Даиси" (1923) и "Латавра" (1928) 3. Палиашвили, "Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе (1926) (новая ред. оперы "Коварная Тамара"), "Динара" Ара-кишвили (1927), "Лейла" (1922) и "Цисана" (1929) Долидзе, "Мать и сын" (1925) Мачавариани, "Витязь в тигровой шкуре" (1925) Л. Палиашвили, детская опера "Рассвет" Ш. Тактакишвили (1926) и др. Они были поставлены в Тбилисском т-ре оперы и балета. Лирико-драматич. оперы М. Баланчивадзе и 3. Палиашвили развивали нар.-реалистич. традиции груз. муз. т-ра. Музыка их тесно связана с нар. мелосом Грузии. Опера "Дареджан Коварная" завоевала любовь слушателей патриотич. пафосом и мелодич. богатством. Опера "Даиси", вошедшая в репертуар сов. т-ров, отличается благородством идей, лиризмом, рельефностью образов, динамикой развития. Первая опера на совр. тему "Цисана" Долидзе была посвящена дружбе укр. и рус. народов. Наряду с работой над созданием нац. репертуара оперный т-р уделял большое внимание постановке опер рус. сов. композиторов ("Орлиный бунт" Пащенко, "Прорыв" Потоцкого, "Броненосец Потёмкин" Чишко, "Тихий Дон" Дзержинского) и балетов, произв. рус. классиков и композиторов народов СССР. В 1924 создаётся оперная студия при Тбилисской консерватории, к-рой руководят лучшие мастера оперной сцены. Здесь были пост. на груз. яз. оперы "Тайный брак" Чи-марозы, "Паяцы" Леонкавалло и отрывки из "Риголетто". Студия способствовала подготовке нац. оперных кадров. В последующие годы эта задача выполнялась Тбилисской консерваторией, где был организован оперный класс. В 1916 под рук. М. Пери-ни была организована первая в Грузии балетная студия (в 1920-35 "Балетная школа гос. т-ра"), воспитавшая мастеров груз. хореографии: М. Бауэр, Е. Гварамадзе, М. Казинец, Л. и Ж. Семёновых, Е. Чикваидзе, В. и Т. Чабукиани и др. В 1934 при Т-ре оперы и балета была создана Гос. хореографич. студия, где работали педагоги: С. Векуа, М. Бауэр, Т. Выходцева, Р. Долидзе, М. Булыгина, Н. Воейкова, В. Гамсахурдия, Е. Гердт. Наряду с классич. и характерными танцами здесь преподавались и нар. танцы.
В 30-е гг. выдвигается плеяда молодых мастеров груз. муз. т-ра, среди к-рых Е. Микеладзе (в 1933- гл. дирижёр т-ра), певцы М. Накашидзе, Е. Сохадзе, Н. Цомая, П. Амиранашвили, Д. Гамрекели, М. Ква-релашвили, Г. Кипиани и др. Активно работают и мастера старшего поколения Д. Андгуладзе, С. Ина-швили, В. Кашакашвили, В. Шапошников, Н. Кумсиа-швили, Ш. Циргиладзе, В. Шарашидзе, Л. Кавсадзе, В. Хамашуридзе и др. В 1937, после декады груз. иск-ва в Москве, на к-рой были показаны оперы "Абе-салом и Этери", "Даиси", "Дареджан Коварная", "Кето и Котэ", т-ру было присвоено имя основоположника груз. оперы 3. Палиашвили. В конце 30-х гг. создаются оперы: "Депутат" Ш. Тактакишвили (1939), "Разбойник Како" Андриашвили (1940), "Родина" Туския, "Ладо Кецховели" Киладзе (1940). Эти оперы объединяет стремление к реалистич. отображению жизни, широкое использование нар. мелодий. В опере "Разбойник Како" на сюжет поэмы И. Чавчавадзе повествуется о борьбе груз. крестьянства против феодалов; опера "Родина" посвящена подвигам сов. пограничников; в опере "Ладо Кецховели" отражены эпизоды революц. борьбы народа. С развитием в Грузии проф. хореографич. иск-ва перед композиторами встаёт задача создания нац. балета, использующего традиции нар. танцевальной культуры. Первым произв. такого рода был балет "Мзечабуки" А. Баланчивадзе (1936) - драматически цельное произв., органически сочетающее груз. танцевальные мелодии с классич. балетными формами. В пост. балета приняли участие балетмейстер и танцовщик В. Чабукиани и художник С. Вирсаладзе.
В годы Великой Отечественной войны выдвигается новое поколение груз. певцов-Е. Эпиташвили, Ю. Палиашвили, М. Габуния, Г. Гогичадзе, Г. Гегу-чадзе, Ш. Табукашвили, артисты балета- И. Алексид-зе, 3. Кикалейшвили, Р. Магалашвили, К. Лоладзе, Г. Патарая, Т. Санадзе и др. Груз. композиторы создают в годы войны новые оперы на сюжеты классич. нац. лит-ры, проникнутые героико-патриотич. пафосом борьбы за свободу и справедливость: "Патара Кахи" ("Маленький кахетинец") В. Гокиели по одноим. поэме А. Церетели (1943), "Беруча" ("Баши-Ачуки") А. Кереселидзе по повести А. Церетели (1946), "Мать и сын" А. Мачавариани по одноимённой поэме И. Чавчавадзе (1945) и др. Вскоре после окончания войны Ш. Мшвелидзе завершил монумент, эпич. оперу "Сказание о Тариэле" (1946) по мотивам поэмы "Витязь в тигровой шкуре" Ш. Руставели. В конце 40-х гг. создаются оперы "Призыв гор" Д. Торадзе (1947) о борьбе населения горных районов республики с фашистскими захватчиками, "Хевисбери Гоча" Ш. Азмайпарашвили по одноим. повести А. Казбеги (1950) и опера "Иавнана" Т. Шаверзашвили (1948) о любви и преданности родине, детская опера "Непрошенные гости" А. Букия (1950).
Развитию нац. балетного иск-ва способствовало творчество балетмейстера Т-ра им. Палиашвили В. Чабукиани, постановщика и исполнителя гл. ролей в большинстве новых нац. балетов: "Синатле" Г. Киладзе, в к-ром победа добра над злом раскрывается в сопоставлении элементов реальности и фантастики, "Горда" (1949), "За мир" (1953) Д. Торадзе - о войне сов. народа против нем.-фашистских захватчиков, детский балет "Сокровище голубой горы" С. Цинца-дзе (1956). В новых груз. балетах проявляется характерная для нац. хореографии яркая темпераментность, большое значение придаётся героич. мужскому танцу.
В 1940 возникает новый жанр в груз. муз.-сценич. иск-ве-оперетта. В т-ре груз. муз. комедии, созданном в 1934, были пост.: "Сады цветут" (1940), "Затмение солнца" (1943) Цагарейшвили, "Сила песни" (1949), "Под небом Тбилиси" (1950), "Три невесты" (1956) Кереселидзе, "Встреча на даче" (1950), "Салхинобели"
(1954) Гудиашвили, "Друзья" Лагидзе (1950), "Однажды весной" (1951), "Женихи" (1952), "Любимая племянница" (1956) Мил орава, "Иные нынче времена" Азмайпарашвили (1952), "Стрекоза" Габичвадзе
(1955) и др.
Новый этап развития муз. сценич. иск-ва начался после XX съезда КПСС. Во 2-й пол. 50-х гг. были созданы лирико-комич. оперы "Марине" А. Шаверзашвили (1955), опера "Невеста Севера" Торадзе (1958), балет "Отелло" Мачавариани (1957, постановщик-либреттист и исполнитель гл. роли В. Чабукиани, худ. Вирсаладзе); авторы этого балета были удостоены Ленинской премии (1959). В эти годы пост. спектакли: "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1954), "Крутнява" чеш. композитора Э. Сухоня (1958). В 1958 т-р принял участие во 2-й декаде груз. иск-ва и литературы в Москве, показав оперы "Даиси" 3. Палиашвили, "Невеста Севера" Торадзе, "Орлеанская дева" Чайковского, балеты "Горда" Торадзе, "Отелло" Мачавариани. Большой вклад в развитие груз. иск-ва вносят дирижёры: О. Димитриади, Д. Мирцхулава, В. Палиашвили, Д. Гокиели 3. Хуродзе, режиссёры: Ш. Агса-бадзе, М. Квалиашвили, В. Таблиашвили. В балетной труппе, возглавляемой В. Чабукиани и балетмейстером 3. Кикалейшвили, выступают воспитанники груз. балетной школы.
Подготовка артистов оперы ведётся в оперной студии при Тбилисской консерватории (открыта в 1951 под рук. И. Туския, реж. Ш. Агсабадзе), подготовка артистов балета - в балетной студии при Т-ре им. Палиашвили, к-рой (с 1950) руководит В. Чабукиани.
Книги по театру и драматургии Грузи и,вышедшие на грузинском языке в 1 9 5 0 - 62
Абашидзе Т., Воспоминания, Тбилиси, 1954; А б рамишвили Е., Зураб Антонов, Батуми, 1958; Алек с и д з е Д , К вопросу воспитания актёра, Тбилиси, 1956 его же. Работа режиссёра над спектаклем, Тбилиси 1961; Абхаидзе Ш., Акакий Хорава, Тбилиси, 2 изд. 1962; Буртикашвили А., Александр Казбеги на сцене, Тбилиси, 1955; его же, Мастера сцены, Тбилиси 1951; его же, Шалва Дадиани, Тбилиси, 1952; е г о ж е А. Имедашвили, Тбилиси, 1956; его же, Гиорги Арадел-Ишхнели, Тбилиси, 1954; Бухникашвили Г., К. Марджанишвили, Тбилиси, 1947; его же, Габриел Сундукян, Тбилиси, 1950; его же, Сумбатов-Южин, Тбилиси, 1948; его же. Груз. театр в годы первой русской революции, Тбилиси, 1955; его же, Акакий Васадзе, Тбилиси, 1960; его же, Тамара Чавчавадзе, Тбилиси, 1961: его ж е, Н. В. Гоголь на груз. сцене, Тбилиси, 1954; Г а-чечиладзе А., Очерки из истории груз. драматургии и театра XIX век?, Тбилиси, 1957; его же, Театр Георгия Эристави, Тбилиси, 1950; Гварадзе Н." Театральные мемуары, кн. 1-2, Тбилиси, 1949-52; Гижимкрели М., Вопросы режиссуры, Тбилиси, 1960; Гомелаури Ш., Воспоминания, Тбилиси, 1958; Гоциридзе Н., Воспоминания, Тбилиси, 1949; Гришашвили И., Литературные очерки, Тбилиси, 1957; его же, Театральные письма, Тбилиси, 1960; его же, Гурабанидзе Н., Гиорги Шавгулидзе, Тбилиси, 1954; Дадиани Ш., Избранные произведения, кн. 1-2, Тбилиси, 1950-54; Дави-т а и а Е., Нино Чхеидзе, Тбилиси, 1955; Тевзадзе А., Ушанги Чхеидзе, Тбилиси, 1955; его же, Александр Цу-цунава, Тбилиси, 1957; Кашмадзе Т.,Тбилисский театр оперы и балета, кн. 1-2, Тбилиси, 1950-55; К и к н а д-з е В., Шиллер на грузинской сцене, Тбилиси, 1957; его ж е, Е. Апхаидзе, Тбилиси, 1960; Лакербай М., Из истории абхазского театра, Тбилиси, 1957; Ш а л у т а -швили Н., Островский на груз. сцене, Тбилиси, 1958;
Чиковани М., История груз. словесности, Тбилиси, 1952; Чхеидзе Н., Воспоминания, Тбилиси, 1956; Чхеидзе У., Воспоминания и письма, Тбилиси, 1956; Церетели А., О театре. Сборник, Тбилиси, 1955; Чавчавадзе И., Письма о театре, Тбилиси, 1955; Джанелидзе Д., Сахиоба, Тбилиси. 1958; Верико Анджапаридзе. Сб. сост. Н. Урушадзе, Тбилиси, 1957; Сандро Ахме-тели. Сборник, Тбилиси, 1958; 100-летие восстановления груз. театра, Тбилиси, 1953.
Лит.: Театр в Тифлисе с 1845-1856 год, Тифлис, 1888;
Тавзарашвили Г., Грузинский театр. М., 1930;
Амаглобели С., Грузинский театр (Основные этапы развития). Предисл. А. В. Луначарского, М., 1930; П а г а в а А., Ладо Месхишвили, Тбилиси, 1939; Бухникашвили Г., Театр Георгия Эристави, Тбилиси, 1948; Государственный театр им. К. Марджанишвили. 1928-1938. Юбилейный сборник, Тбилиси, 1939; Абхаидзе Ш. и Ш в а н-гирадзе Н., Государственный ордена Ленина театр им. Ш. Руставели. Краткий очерк, Тбилиси, 1958; Джанелидзе Д., Грузинский театр с древнейших времен до второй половины XIX в., Тбилиси, 1959; Гугушвили Э. и Джанелидзе Д., Грузинский гос. драматический театр им. Котэ Марджанишвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958; Константин Александрович Марджанишвили. Творческое наследие, т. 1, Тбилиси, 1958; Шапатава Е., Тбилисский гос. театр русской драмы им. А. С. Грибоедова. Краткий очерк, Тбилиси, 1958; Бухникашвили Г.,Н.В. Гоголь на грузинской сцене, Тбилиси, 1952; Театр им. Руставели, М., 1960.
Аракишвили [Аракчиев] Д. И., Краткий исторический обзор грузинской музыки, Тбилиси, 1940; Чхиквадзе Г.З., Композиторы Грузинской ССР. Краткие биографии, Тбилиси, 1949; Ипполитов-Иванов М. М., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; Х у ч у а П., Тбилисский государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. 3. Палиашвили, Тбилиси, 1950; Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья, М., 1956; Грузинская музыкальная культура, М. - Л., 1957.
Лит.: о о 'Э о с1 з .у Эстспбддо, спооЬо, 1954;
оЗоз00 з'? Ъ])о2 обсбсз0" оо5]Эо, 1958; йоЭоз00 З-? ЗЭСГ0 ДСГ0 ОФ0' ДсоооЬо, 1925; СГО0) С?'" ЭЬоЬопоЬ огоЪ()гооЬ ЬоооЬоЬо-пдоЬ, ооооЬо, 1956; Э о Ь о 3 О" ддоЬсоЬ Эдогто ОФСГО' отооЬо, 1961; о 3 о ( 0 б о 'Э 3 о ( о *Э. УоЭоспдсро ЭоЬзО0 го0 обоо ет)оЬ(*)о Ьоост)-ЗОС"0? д. "Эбоотспо", 1944, ј 1-2; о 03 Ь и о э 'Э., оооЬо, . 1948, Ээсо аО- 1962;
Зотооз00 о., бос о)боо, ооооЬо, 1949; э о ь о з о" остсоз аоа ооо" отооЬо, 1955;
ЭоЬозо. ЬозбюЬ соэо, отооЬо, 1951; ЭоЬозэ"
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое грузинский
Значение слова грузинский
Что означает грузинский
Толкование слова грузинский
Определение термина грузинский
gruzinskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины