Театральная энциклопедия - вутирас
Вутирас
вутирас
ВУТИРАС, Иван (Ян) Христофорович [р. 9(22).Х. 4914] русский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. РСФСР (1959). В 1941 окончил Ле-нингр. консерваторию по кл. проф. Н. А. Большакова. С этого же года В.солист Свердловского т-ра оперы и балета. Партии: Онегин, Елецкий, Роберт, Мазепа ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Мазепа" Чайковского), Жермон, Симон Бокканегра ("Травиата", "Симон Бокканегра" Верди), Валентин ("Фауст" Гуно), Богдан Хмельницкий (о. п. Дань-кевича), Пушкин ("Пушкин в изгнании" Шехтера), Степан ("Семья Тараса" Кабалевского) и др.
ВЫВОРОТНОСТЬ - термин, обозначающий одно из важнейших проф. качеств артиста балета. Выражается в способности танцовщика выворачивать ноги так, чтобы линия обеих стоп танцовщика была параллельна линии его плеч. В. необходима для танцовщика при исполнении любого сценич. танца (в особенности - классического). Без В. не может быть выполнен ряд движений (напр., поднимание ноги в сторону на 90 градусов). Кроме того, В. способствует чистоте пластич. линий движений ног, делает невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.
ВЫГОРОДКА - проверка эскиза или макета декорации нового спектакля путём воспроизведения его на сцене в виде макета в натуральную величину. Для проведения В. используются декорации идущих или снятых с репертуара пьес, а также имеющиеся в большинстве т-ров спец. выгород очные ширмы. Хорошо организованная В. должна воспроизвести макет или эскиз в пространстве, т. е. в 3 измерениях, с абсолютной точностью во всех размерах и пропорциях, по возможности в цвете и фактуре. Обставленная соответствующей мебелью и аксессуарами и продуманно освещённая, В. даёт режиссёру и художнику единственную возможность до начала изготовления декораций увидеть внешний образ будущего спектакля, проверить ракурсы и линии видимости из различных точек зрит. зала, продумать и проверить мизансцены, рассчитать необходимое количество участников нар. сцен и т. д. В ходе проверки В. всегда подвергается изменениям, к-рые фиксируются и тщательно замеряются; это даёт возможность изготовить декорации без переделок. Репетицией в В. наз. репетиция, при к-рой используются не декорации, а подборки - выгородочные ширмы или переносные раздвижные загородки. Последние в старом театре назывались В. В. Ш.
ВЫДРА (Vydra), Вацлав (29.IV.1876, Пльзень,- 13.IV.1953, Прага)-чехословацкий актёр. Нар. арт. Республики (1946). Род. в семье воен. музыканта. В 1893 дебютировал в эпизодич. роли в труппе, возглавляемой Е. Жольнером (в г. Млада-Болеслав). Играл в различных передвижных труипах. В 1907- актёр Городского т-ра в Пльзене. Здесь В. формируется как художник-демократ и реалист. В каждом воплощённом им образе он стремится выявить социальную сущность. Лучшие роли В. в этот период:
Ирка ("Чех и немец" Штепанека, 1907), Мельник Вавра ("Мариша" бр. Мрштик, 1910), Сольнес ("Строитель Сольнес" Ибсена, 1908), Вальтер Фюрст ("Вильгельм Телль" Шиллера, 1909), Глостер ("Король Лир", 1907), Пётр ("Власть тьмы", 1912). В 1913 В. был приглашён в труппу Городского т-ра на Ви-ноградах в Прагу, где работал до 1922. Роли: Отелло (1922);
Дон Жуан (о. п. Мольера, 1917), Зигмунд ("Гуситы" Дворжака, 1919), Консул ("Зори" Верхарна, 1920), Робеспьер ("Смерть Дантона" Бюхнера, 1921), Кречинский ("Свадьба Кречинского", 1921). В этих работах В. показал себя мастером психологич. анализа, творчество его отмечено темпераментом, острой отточенной мыслью. В 1922 В. перешёл в Национальный т-р и занял в нём ведущее положение, став преемником актёра Э. Вояна. Здесь В. создал целую галерею глубоких по трактовке, правдивых образов, главным образом героических: Геро, Войнар ("Геро", 1924, "Войнарка", 1926, Ирасека), Тантал ("Смерть Тантала" Врхлицкого, 1925), Ян Амос Коменский ("Белая гора" Дворжака, 1924), Филипп Дубский ("Наши гордецы" Строупежниц-кого, 1938), Адам Творец и Альквист ("Адам Творец" Чапека, 1927), барон Крюч ("Белая болезнь" Чапека, 1937), Валента ("Дочь поджигателя" Тыла, 1939), Фамусов (1935); Муромский и Варравин ("Свадьба Кречинского", 1940, и "Дело", 1934, Сухово-Кобылина), Курослепов ("Горячее сердце", 1925), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому, 1928), Берест ("Платон Кречет", 1936), Егор Булычов (1946); король Лир, Юлий Цезарь (о. п. Шекспира, 1936), Просперо ("Буря" Шекспира, 1937), Ранк ("Нора", 1924) и др. Помимо актёрской деятельности, В. занимался режиссурой (20-30-е гг.). В 1943-49 В.-худ. рук. Национального т-ра (Прага). С 1949 - интендант гос. т-ров. В. написал книги "Прошу слова" и "Мои путешествия в жизни и искусстве", в к-рых подвёл итог своей многолетней работы в т-ре, охарактеризовал мн. совр. ему актёров и режиссёров, высказал мысли об актёрском и режиссёрском иск-ве, о т-ре в целом.
Соч.: Prosim o slovo, Praha, 1940; Ma pout zivotem a umenim, [3 vyd.], Praha, 1958.
Лит.: T r age r J., Vaclav Vydra, Praha, 1951; Vaclav Vydra narodni umelec. K 70. narozeninam, Praha, 1946. J].Сол.
ВЫЛКОВА (Вълкова), Лидия (р. 4. VI 1.1886)-болгарская артистка балета, балетмейстер. Училась в Германии. В 1932 была принята в балетную труппу Софийского т-ра оперы и балета. Осуществила на сцене этого т-ра ряд пост.: "Жар-птица" Стравинского, "Зелёная флейта" на муз. Моцарта (1935), "Лебединое озеро" (1937), "Женское царство" Стоянова и др. Аг. М.
ВЫМАРКА в пьесе - часть текста в пьесе, изымаемая режиссёром при подготовке спектакля, по соображениям постановочного или другого характера (напр., сокращение действующих лиц, длиннот в теките и т. д.).
ВЫПИСКА для постановки - перечень принадлежностей или материалов (бутафории, костюмов, реквизита и пр.), необходимых для готовящейся постановки. В. составляется пом. режиссёра по указаниям режиссёра-постановщика и заявкам актёров.
ВЫПУСК СПЕКТАКЛЯ - последний этап работы над спектаклем. В период B.C. проводятся генеральные репетиции и фиксируется порядок проведения спектакля, проверяется готовность всех элементов оформления, музыкальное и шумовое сопровождение, световые перемены, сценич. эффекты, длительность антрактов и т. п. Вл. Б
ВЫРУБКА СВЕТА - одновременное выключение всех источников света на сцене, кроме дежурного. Применяется при открытом занавесе между картинами спектакля. Б. Я.
ВЫСОКОВ, Василий Фёдорович [р.30.1Х(12.Х). 1892] - русский советский актёр и режиссёр. Нар. арт. УССР (1953). Окончил юридич. ф-т Харьковского ун-та (1915) и театр. школу в Харькове. Сценич. деятельность начал в 1912 в Харьковском рус. т-ре под руководством Н. Н. Синельникова. Играл в т-рах Москвы, Казани, Баку, Тбилиси, Сталинграда, Минска, в харьковском Крас-нозаводском т-ре, Одесском рус. т-ре. С 1940-в Николаевском рус. т-ре. Роли:
Незнамов ("Без вины виноватые"), Протасов ("Живой труп"), Платон Кречет; Забелин ("Кремлёвские куранты"), Риварес ("Овод" по Войнич) и др. Режиссёрскую работу начал в 1918. Наиболее активно как режиссёр работал в Николаевском т-ре, где пост. спектакли: "Любовь Яровая" (1946); "За тех, кто в море" Лавренёва (1946), "Живой труп" (1940), "Овод" (1941) и др. С 1918 вёл педагогич. работу в драм. студиях Минска, Симферополя, Харькова, Николаева. С. 3.
ВЫСОЦКАЯ (Wysocka), Станислава (7.V.1878, Варшава,- 17.1. 1941)польская актриса, режиссёр, театральный деятель и педагог. Сценич. деятельность начала в Петербурге в 1895 (под псевд. Виль-ской). В дальнейшем играла в Люблине (1896-98), Варшаве-в частном т-ре 3. Пшибыльского (1898-99), Познани (1899-1901). В 1901-11 В. занимала видное положение в Городском т-ре в Кракове. В 1911 переехала в Киев, где жила до 1920 (в 1913-14 играла в варшавском "Т-ре Польски"). В 1916 открыла в Киеве экспериментальный т-р "Студия" и руководила его работой, осуществляя принципы, близкие Станиславскому. Со Станиславским В. связывали дружеские отношения, начало к-рым было положено в 1906, когда В. приехала в Москву, чтобы познакомиться с работой Моск. художеств. т-ра. В книге "Моя жизнь в искусстве" Станиславский называет В. в числе зарубежных последователей МХТ. В "Студии" В. осуществила постановки: "Балладина" Словацкого, "Замужняя панна" Коженёвского, "Росмерсхольм" Ибсена, "Сверчок на печи" Диккенса, "Сестра Беатриса" Ме-терлинка и др. Режиссёрскую и педагогич. деятельность В. продолжила по возвращении в Варшаву. В 1920 она открыла собственную студию, а с 1921 руководила драм. отделением Варшавской консерватории. В 1920-22 выступала в т-ре "Розмаитости" (Варшава), в 1923-25 - в Краковском т-ре, в 1926 руководила передвижным т-ром "Рыбалт", в 1926- 1927 - т-ром в Люблине, в 1927-30 выступала как режиссёр и играла в Познани, в 1930 и 1934-39- в Варшаве, в 1932-33 - в Лодзи. Одновременно продолжала заниматься педагогич. деятельностью в Варшавской консерватории и Гос. ин-те театр. иск-ва. В 1910 В. вошла в состав первого правления возникшего в это время Союза польских артистов, имевшего большое значение для развития польского т-ра.
В нач. своей артистич. деятельности В. играла лирич. героинь, а также комедийные роли. В числе лучших работ: госпожа Уоррен ("Профессия госпожи Уоррен" Шоу, 1907, Городской т-р, Краков), Лиси-страта (о. п. Аристофана; 1913, "Т-р Польски", Варшава). В последние годы жизни В. с большим чувством юмора играла роли почтенных матрон - напр. Жозефина Попино ("Старое вино" С. Хикса и Э. Декса, 1935. "T-D Польски". Варшава). Однако эти роли, свидетельствуя о широте дарования В., не определяли осн. направления её творчества. В. была выдающейся польской трагедийной актрисой. Внешние данные - сильный голос низкого тембра, фигура и лицо, напоминавшие античную скульптуру, способствовали успеху В. в ролях драматич. и трагедийного характера. Исполнение В. этих ролей было отмечено огромной силой и искренностью переживания, пластической выразительностью. Присущие В. величественность и благородная красота внешнего рисунка роли противостояли псевдоромантич. театр. эффектности и манерности модернизма. Она стремилась к созданию образов глубокой душевной наполненности, отрицательно относилась к натуралистич. направлению в сценич. иск-ве. В. принадлежит выдающееся место в воплощении произв. польских романтиков; она играла роль пани Роллисон в "Дзядах" Мицкевича ("Т-р Польски", Варшава, 1934), роли в пьесах Ю. Словацкого - Лукреция Ченчи ("Беатриче Ченчи", Краковский т-р, 1907; "Т-р Польски", Познань, 1930), Баллади-на (о. п., Краковский т-р, 1902, "Т-р Польски", Варшава, 1914), Роза Венеда ("Лилла Венеда", 1909). На сцене Краковского т-ра создала образы в драмах С. Выспянского - Муза ("Освобождение", 1903), Хи-мена (перевод-парафраза "Сида" Корнеля, 1907), Паллада ("Ноябрьская ночь", 1908), Евдоха ("Судьи", 1909), Свобода ("Легион", 1911), Мать ("Проклятие", 1908). Присущий образам Выспянского монумента-лизм соединялся в воплощении В. с лирич. проникновенностью и силой чувств. Внешне сдержанная манера исполнения В. отличалась глубоким драматизмом, поднимавшимся до подлинной патетики. К числу лучших работ В. относятся роли в пьесах античных авторов: Клитемнестра ("Орестея" Эсхила, 1910), Федра ("Ипполит" Еврипида, 1911). В. была одной из лучших исполнительниц совр. ей зарубежной драматургии на польской сцене. Большое место в её репертуаре занимали роли в пьесах Г. Ибсена - Ребекка Вест ("Росмерсхольм", 1905), фру Алъвинг ("Привидения", 1906), Йордис ("Воители из Гельге-ланда", 1907). Близость художеств. принципов В. творческим идеям Станиславского помогала ей создать впечатляющие образы в произв. рус. авторов - Раневская ("Вишнёвый сад", 1906), Елена Андреевна ("Дядя Ваня"), Лиза ("Дети солнца") и Надежда ("Варвары"), Лиза и Катюша Маслова ("Живой труп", "Воскресение" Л. Толстого). В своей режиссёрской работе В. стремилась к гармонич. сочетанию всех компонентов сценич. иск-ва, подчинению их единому замыслу, к предельной выразительности слова, к наиболее полному раскрытию идейной сущности пьесы.
Соч.: Uwagi o inscenizacji "Legionu"..., "Listy z teatru", IKrakow], 1924, ј 2, с. 45-48; Moje wspomnienia, "Scena Polska", Warsz., 1938, zesz. 2-3, c. 324-330, Б. Рос.
ВЫСОЦКИЙ, Михаил Константинович (1885- 1950) - русский советский актёр. Нар. арт. УССР (1943). В 1914 окончил Одесскую театр. школу им. Мочалова; многие годы работал под рук. своего учителя Н. И. Соболыцикова-Самарина (Киев, города Поволжья, Горький). С 1930 - в Киевском рус. т-ре им. Леси Украинки. В.-яркий комедийный и характерный актёр. Лучшие роли: Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва), Раеплюев ("Свадьба Кречин-ского"), Ванюшин ("Дети Ванюшина" Найдёнова), Юсов ("Доходное место"), Сганарель ("Каменный властелин" Леси Украинки), Макферсон ("Русский вопрос"), Перкинс ("Миссия мистера Перкинса в страну большевиков" Корнейчука) и др.
Лит.: Некролог, "Правда Украины", 1950, 7. Х.;"Радянсь-ке Мистецтво", 1950, 11. X. Н. Д.
ВЫСПЯНСКИЙ, Выспяньский (Wyspianski), Станислав (15.1.1869, Краков,28.XI.1907, там же)- польский поэт, художник, драматург, реформатор театра. Родился в Кракове в семье скульптора Ф. Выспянского. Воспитывался у своей тётки Я. Станкевич, в доме к-рой постоянно встречались виднейшие деятели польского иск-ва того времени. Здесь он встретился с художником Я. Матейкой и вскоре стал его любимым учеником. В. с ранних лет интересовался драматургией и т-ром и уже в гим-назич. годы глубоко изучал произведения польской клас-сич. драматургии, античных авторов, Шекспира и Шиллера. В 1887, по настоянию Матейки, совершил поездку по Галиции, где познакомился с памятниками нар. творчества. Это имело важное значение для последующей деятельности В. После окончания Краковской школы изящных иск-в (1887-90) В. ок. 4 лет жил в Париже, изучая мировое иск-во. В 1894 вернулся в Краков.
Творчество В. глубоко патриотично и в то же время противоречиво. В нём отразились мучительные поиски выхода из сложного круга обществ, коллизий. Произведения поэта-драматурга проникнуты беспощадным критицизмом, направленным против власти мёртвого прошлого, против убаюкивающих легенд о былом величии Польши. В. выступает и против пережитков "мессианизма", романтич. эпигонства, связанного с мистич. концепциями об особом предназначении Польши, и против буржуазно-мещанского меркантилизма. Он стремится возродить подлинно прогрессивные нац.-демократич. традиции, восходящие к лучшим образцам романтич. польской поэзии и драмы. Остро скептически, враждебно относясь к бурж. мещанскому окружению, В. в то же время не смог увидеть и по-настоящему оценить той обществ, силы, с к-рой только и могла быть связана в его эпоху успешная борьба за социальное и нац. освобождение польского народа,- рабочего класса Польши. Это в конечном счёте предопределило глубокую трагичность творчества В., его слабые стороны, сказавшиеся в сближении отдельных мотивов пьесы с идеалистич. символистскими концепциями. Вместе с тем в своих основных идейно-худ ожеств. устремлениях В. противостоял реакционным установкам "искусства для искусства", находившим своё выражение в деятельности "Молодой Польши", в частности в драматургии С. Пшибышевского.
В. был богато и разносторонне одарённым художником, работавшим с огромным успехом в различных областях иск-ва (писал стихи и пьесы, был живописцем, графиком, занимался* художеств. оформлением предметов быта, оставил замечат. образцы витражной росписи, был скульптором, автором оперных либретто). Однако именно искусство т-ра, синтетическое по своей природе, стояло в центре его художеств. интересов. Стремясь к созданию нового монументального органич. художеств. стиля, В. мыслил его прежде всего как стиль, объединяющий достижения различных видов иск-ва, и здесь т-р открывал большие возможности. Мечтая об "огромном театре", о к-ром он не раз писал и говорил, В. не оставлял без внимания ни одного участка театр. деятельности, начиная с драматургии и кончая проектами реформирования сценич. площадки, выступал как режиссёр и декоратор. В. стремился к поэтич. т-ру, неразрывно сочетающему слово, музыку, актёрскую игру, единое по замыслу пространственное решение, подчиняющему этому замыслу и живописно-пла-стич. сторону спектакля, и ритм действия, и звучание слова, и поведение актёра. Реформа сценич. иск-ва, осуществлявшаяся В., частично предвосхищала искания режиссёров 20 в.-Г. Крэга, А. Аппиа, М. Рейн-хардта и др. Однако В. всегда была глубоко чужда и враждебна, напр., теория Крэга об актёре-сверхмарионетко.
Драматургия В. неразрывно связана с традициями нар. иск-ва, с творчеством А. Мицкевича. Примечательно, что в одной из своих наиболее значительных пьес - "Освобождение" (1903), В., выступая против Мицкевича как глашатая "мессианизма", в то же время по всему строю художественных образов примыкает к традициям его "Дзядов" и делает главным действующим лицом пьесы героя этого произведения - Конрада.
В своих исканиях единого героич. монументального стиля В. обращается к античности. Этим объясняется создание им драм на сюжеты древнегреч. мифологии - "Мелеагр" (1893), "Протес илай и Лаодамия" (1899), "Ахиллеида" (1903), "Возвращение Одиссея", (1907). В нек-рых драмах В., посвящённых совр. польской действительности ("Проклятие", 1899, "Судьи", 1907), звучит тема рока древнегреч. трагедий. Особо приметное место занимают в творчестве В.-драматурга произведения на сюжеты из польской истории - от древнейших времён до событий сравнительно недавнего прошлого - "Варшавянка" (1898), "Ле-левель" (1899), "Легион" (1900), "Болеслав Смелый" (1900), "Ноябрьская ночь" (1904), "Скалка" (1907) и др. В этих пьесах В. показывает несостоятельность культа героики, как героики жертвенности. Однако, бунтуя против мистики романтич. эпигонства, В. сам был неоромантиком, порою сочетавшим трезвую и беспощадную критику действительности с громоздкими и отвлечёнными символистскими построениями.
Реальные персонажи современности или историч. прошлого порой действуют в пьесах В. рядом с персонажами фантастическими. Напр., польские повстанцы 1830 встречаются в драме "Ноябрьская ночь" с богами греч. Олимпа, а в пьесе "Акрополь" герои античных мифов действуют вместе с библейскими персонажами. Тем не менее в лучших произведениях В. ,за самыми фантастич. образами отчётливо ощущается реальная жизнь. Так, в пьесе "Свадьба" (1901), пользующейся большой популярностью, в основу к-рой положено действительное событие, В. показал различных представителей польского общества того времени (холопа, ксёндза, городского интеллигента) во взаимодействии с фантастич. персонажами (шут Станчик, Вернигора, Хохол). В этой пьесе В. сурово осудил отрыв интеллигенции от народа; в ней парадоксально, но органично соединились черты памфлета и поэтич. сказки, отчётливо обнаружилась близость к традициям фольклора, в частности нар. кукольного театра - "шопки". Подвергая критике высшие слои общества за их инертность и эгоизм, В. вместе с тем не связывает борьбу за нац. освобождение с борьбой нар. масс (как писала передовая польская критика, В. не пригласил на свою "свадьбу" рабочего). Отсюда трагич. мотивы в "Свадьбе" и в других пьесах В.
Многие пьесы В. были впервые пост. на сцене Краковского т-ра: "Свадьба" (1901), "Освобождение" (1903), "Болеслав Смелый" (1903), "Ноябрьская ночь" (1908) и др.
В Народной Польше пьесы В. широко входят в репертуар (в 1957 был объявлен "Год Выспянского"). В числе спектаклей, пост. в конце 50-х гг.: "Освобождение" (1957, Т-р им. Словацкого, Краков; 1958, "Т-р Народовы", Варшава), "Варшавянка" (1957 "Т-р Бельки", Ченстохова), "Проклятие" (1957, Т-р им. Л. Сельского, Тарнов), "Болеслав Смелый" (1958,
"Т-р Клясычны", Варшава), "Ноябрьская ночь" (1956, "Т-р Новы", Лодзь; 1960, "Т-р Польски", Варшава). В пост. пьес В. участвовали крупнейшие польские актёры и режиссёры: Е. Моджеевская, С. Высоцкая, И. Сольская, Л. Сольский, К. Адвентович, А. Зель-верович, С. Ярач, Ю. Остэрва, Л. Шиллер, Ю. Венг-жин и др.
Пьесы В. ставились и за пределами Польши. В исполнении польских актёров они шли в Москве ("Свадьба" в 1916, "Сид" в 1954), Киеве, Лондоне, Париже, Загребе, Нью-Йорке. "Свадьба" шла в переводе на франц. яз. в Париже (1923, Т-р "Ар э аксьон"), "Варшавянка" и "Судьи" шли на нем. яз. в Вене (1910, "Интимес театр"), "Варшавянка"-на чешском яз. в Праге (1906) и т. д.
Соч.: Dziela, t. 1-8, Warsz., 1924-1932; Dziela zebrane, t. l-, Krakow, 1958 - (изд. продолж.); в рус. пер. - Ме-леагр и Аталанта. Трагедия, пер. с польского Евг. Тропов-ского, СПБ, [б. г.]; Варшавянка, пер. с польск. В. Высоцкого, М., 1906.
Лит.: Станислав Выспянский и художники его времени. Каталог выставки. Москва, июнь - июль 1958 г., М., 1958;
Wyspianski i teatr. 1907-1957. Praca zbiorowa wydana przez Teatr im J. Slowackiego w Krakowie, Krakow, [s. a.]; C y p s А. В., Stanislaw Wyspianski na tle swego teatru, [s. l.], 1921;
Borowy W., Lazienki a "Noc listopadowa" Wyspianskiego, Warsz., 191Я; "Pamietnik teatralny", Warsz., 1957, Rok VI, zesz. 3-4; Wyka K., Legenda i prawda "Wesela", PIW, [Krakow, 1950]: Kolaczkowski S., Stanislaw Wyspianski, rzecz o tragediach i tragizmie, [s. l.], 1923; Skierkowska E l z.. Plastyka Stanislawa Wyspianskiego, Wroclaw-Krakow, 1958.
"ВЫСТРЕЛ"- комедия в стихах А. И. Безыменско-го в 5 д. (о начальном периоде ударничества и соцсоревнования в конце 20-х гг.). Соч. 1929. Пост. 25 окт. 1929 в Иваново-Вознесенском рабочем т-ре Пролеткульта (реж. Боров, худ. Пчельников). В том же году "В." пост. Ленингр. Трам (реж. Соколовский, худ. Вускович, комп. Шостакович). 19 дек. 1929- Т-р им. Мейерхольда, Москва (рук. пост. Мейерхольд, реж. Зайчиков, Казиков, Нестеров и Бондаренко, худ.- студенты Вхутеина - Калинин и Павлов под рук. инженера-конструктора Мальцина, композитор Мервольф; Пришлецов - Старковский, Гладких - Мологин, Граевский - Мухин, Петька-Гаврик - Боголюбов, Власюк-Сорокин, Озоль-Горский, Брест- Бондаренко, Анна - Логинова, Марунька - Соколова, "Парт. тётя Мотя" - Ремезова). В 1929-32 "В." пост. свыше 50 т-ров СССР, в т. ч.: Краснодарский т-р (реж. Татищев, худ. Ладыженский); передвижной т-р "Шахтёрка Донбасса" (реж. Свободин); Одесский Гос. укр. т-р (реж. Терещенко, худ. Вальденберг);
Днепропетровский т-р им. Шевченко (реж. Терентьев, худ. Шлепянов); Нижегородский (ныне Горьковский) т-р (реж. Брилль, худ. Волчинский); Казанский т-р (реж. Ростовцев); Бакинский рабочий т-р (реж. Майоров, худ. Ефименко); Костромской т-р (реж. Демерт, худ. Карташевский); передвижной т-р "Красный факел" (реж. Нелли-Влад); Ростовский-на-Дону т-р (реж. Лазарев) и мн. др.
Издания.- Первое изд. В." - М., 1930; из последующих изд.: Пьесы советских писателей, т. 2, М., 1953; Б е-аыменский А.И., Избранные произведения, т. 2, М., 1958.
Лит.: С та лин И. В., Соч., т. 12, с. 200- 201. А Шн
ВЫСШАЯ ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ-разновидность конного жанра в цирке. Особая система выездки лошадей, при к-рой они, подчиняясь узде, шпорам и стеку всадника (или всадницы), многократно меняют аллюр, выполняют различные повороты, полуповороты и прыжки. Все движения лошади точно совпадают с ритмом сопровождающей номер музыки, т. о. зрители видят лошадь как бы танцующую под оркестр. Как цирковой жанр В. ш. в. е. известна еще до создания стационарных цирков в 18 в. В. ш. в. е. является также одним из видов спорта, применяется в кавалерии. Многие трюки В. ш. в. е, ("галоп на трёх ногах", "школьный шаг", "лансад") основаны на усложнении приёмов верховой езды.
Среди мастеров В. ш. в. е.-Боше (19 в.), Филлис, Андреев (20 в.), в сов. цирке- Николаев, Дмитриев. Лит.: Кузнецов Е" Цирк, М.-Л., 1931; Фил-лис Дмк., Основы выездки и езды, пер. с франц., 3 изд., М., 1941.
ВЫСШИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ (Государственные высшие театральные мастерские - ГВЫТМ, Вольные мастерские) - театральное учебное заведение. Существовало в Москве с февраля по ноябрь 1922; подготавливало режиссёров и актёров. В. т. м. объединили Высшие режиссёрские мастерские В. Э. Мейерхольда (ГВЫРМ; осн. сент. 1921), студию Н. М. Фореггера, Опытно-героич. т-р Б. А. Ферди-нандова, арм. и евр. студии-школы. Вскоре, однако, последние 4 студии распались. Мастерская Мейерхольда осенью 1922 была слита с Гос. ин-том муз. драмы, и на этой базе был основан Гос. ин-т театр. иск-ва. Учащиеся мастерской Мейерхольда вошли в труппу Театра им. Мейерхольда. С. Под.
ВЫХОД актёра - появление актёра на сцене для участия в действии. Наблюдение за своевременным В. является обязанностью помощника режиссёра.
ВЫХОДНАЯ АРИЯ -1) Первая ария, к-рую исполняет при своём появлении тот или иной персонаж оперы. 2) Ария, отличающаяся особо эффектными и выигрышными муз. характеристиками.
"ВЫХОДНОЙ АКТ‚Р" - актёр, исполняющий маленькие роли, имеющие неск. слов (иногда совсем без слов).
ВЫШЕСЛАВЦЕВА, Анна Агафоновна (1818- 1895) - русская актриса. Происходила из семьи крепостных актёров, игравших в нижегородской крепостной труппе Н. Г. Шаховского. В 1827, при организации коммерческого т-ра в Нижнем Новгороде, семья В. вместе с труппой Шаховского была выкуплена антрепренёрами Климовым и Распутиным. Творч. деятельность В. протекала гл. обр. в Нижегородском т-ре. Вместе с труппой этого т-ра она гастролировала в Саратове, Костроме, Ставрополе и др. городах. В. обладала даром перевоплощения, пылким темпераментом. Наибольшим успехом пользовалась в ролях: Луизы ("Коварство и любовь"), Терезы и Амалии ("Тереза, или Женевская сирота" и "30 лет, или Жизнь игрока" Дюканжа). Стрепетова писала, что В. "неуклонно следовала дорогой великого Щепкина и, несмотря на протесты товарищей, первая на нижегородской сцене заговорила просто и естественно".
Лит.: П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы, [Сост. сб. и авт. вступ. ст. Р. М. Беньяш], Л.-М., 1959. Д. Ход.
"ВЬ‚ КОЛОМБЬЕ" ("Театр старой голу б я т н и"; Vieux-Colombier - старая голубятня) - французский театр. Открылся в Париже в 1913 в помещении бывшего т-ра "Атеней Сен-Жер-мен". Название получил по имени улицы, на к-рой расположено здание т-ра. Основан актёром и режиссёром Ж. Копо. Первый публичный спектакль состоялся 22 октября 1913 - были показаны драма "Женщина, убитая своей добротой" Хейвуда и фарс "Любовь-исцелительница" Мольера.. В первый сезон ставились преим. классические произведения ("Скупой" Мольера, "Барбарина" А. де Мюссе, "Робен и Марион" Адама де ла Аля, "Двенадцатая ночь" и др.), а также пьесы совр. драматургов ("Ткацкий челнок" Бекки, "Обмен" Клоделя, "Сыновья Луверне" Шлюмберже, "Братья Карамазовы" по Достоевскому). Среди артистов труппы были Ш. Дюллен, Л. Жуве, В. Тессье, С. Бинг и др. Деятельность т-ра "В. к." была своеобразным протестом против пошлости и безыдейности, господствующих в большинстве парижских т-ров. Спектакли "В. к." были аскетически строги, шли в сукнах. Основой спектакля был актёр-исполнитель. В 1914-19 т-р гастролировал в США. В эти годы в репертуаре т-ра были Мольер, Корнель, Ро-стан, Бомарше, Шекспир, Достоевский и др.
В 1920 т-р возвратился во Францию. Старый репертуар обновляется пьесами Гольдони, Гоцци, Гоголя, Толстого, Чехова, Порке, Р. Аллара, Ж. Варио и др.
В 1924 из-за финансовых затруднений труппа прекратила своё существование. До 1933 в помещении т-ра играли случайные труппы, затем здание было превращено в кинотеатр. В сезон 1933-34 т-р "В. к." был арендован Жоржем и Людмилой Питоевымн, представителями т. н. "авангардного т-ра" Франции; в сезон 1934-35 обосновывается "Труппа пятнадцати", руководимая учеником и последователем Ж. Копо актёром и режиссёром М. Сен-Дени. В последние предвоенные и военные годы т-р не имел постоянной труппы, здание арендовалось случайными режиссёрами на отдельные постановки. После войны административное и финансовое руководство т-ром взял на себя А. Бадель, к-рого сменил в 1956 Р. Дорне, театр. художник, архитектор, журналист и драматург. Постоянной труппы и режиссуры у т-ра по-прежнему не было. Бадель и Дорне сами выбирали репертуар, ориентируясь преимущественно на современность, и приглашали на каждую новую постановку новых режиссёров и актёров. В репертуаре т-ра послевоенных лет- "За закрытой дверью" Сартра, "Убийство в соборе" Элиота, "Белый хлеб" Спаака, "Призраки" де Фи-липпо, "Жаворонок" Ануя, "Троянской войны не будет" Жироду, "Дон Карлос", "Мария Стюарт"; "Брита-ник" Расина, "Скверный анекдота по Достоевскому. В сезон 1954-55 в помещении т-ра играла труппа под рук. ученика Ж. Копо-режиссёра Ж. Фабри, удостоенного в 1955 Мольеровской премии за спектакль "Семейство Арлекинов" Сантелли. В 1960 т-р "В. к." приезжал на гастроли в СССР.
Лит.: Annuaire du theatre. P., 1958; "Paris-theatre", P.. 1957, .ј 127, p. 12-19. ff JC.
ВЬЕТНАМСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
Древнейшие традиционные виды вьетнамского т-ра- муз.-драматич. представления туонг, тео и кай лыонг.
Туонг (классич. т-р) возник на севере страны в 11 в. как придворное представление. В репертуар туонга входили пьесы, написанные на сюжеты вьетнамской мифологии и кит. истории. Основная тема этих пьес - восхваление верности и покорности королю, повиновение властям. К сер. 19 в. туонг обогатился новым содержанием, в числе действ, лиц появились представители народа. В представлениях (гл. обр. комедийного характера) сатирически высмеивались продажность и распущенность чиновников. Ставились также пьесы о честности, верности в любви, преданности родине, храбрости. Этот вид театр. зрелищ до наст. времени пользуется популярностью среди народа Вьетнама. Неотъемлемой частью туонг являются танцы, к-рые, так же как и музыка, способствуют раскрытию характера героя. Представления разыгрываются без декораций.
Истоки тео (народный т-р) - в нар. песнях сев. Вьетнама. Основные персонажи этих представлений - крестьяне. В тео сочетаются музыка, пение и танцы, изображающие с.-х. процессы (гл. обр. возделывание риса). Отдельные элементы танца (движения кистей рук в танцах с веером и т. д.) выражают различные оттенки содержания пьесы. Муз. сопровождение тео насыщено синкопами, модуляциями, характерными для вьетнамской нац. музыки. Представления тео обычно устраивались во дворах культовых домов и пагод, зрители сидели на полу, окружая место, где разыгрывалось действие, с трёх сторон. В дальнейшем спектакли тео были перенесены на сцену. Представления тео, так же как и туонга, обличали обществ, пороки, сатирически изображали феодалов и представителей франц. колониальных властей, воспевали доблесть народа. Поэтому эти виды театр. иск-ва подвергались постоянным преследованиям.
В 1916 на юге Вьетнама сформировался новый вид т-ра кай лыонг (реформированный т-р),' в к-ром использовались элементы туонга (напр., нар. мелодии). В песенную канву представлений кай лыонга включался речитатив, выдержанный в определённом ритме. Сюжеты пьес заимствовались из классич. произведений ("Люк-ван-Тьен", "Ким-ван-Киеу" и др.). В 20нач. 30-х гг. представления кац лыонг затрагивали значит, обществ, проблемы и этот вид т-ра переживал период расцвета.
После 1-й мировой войны во Вьетнаме возник "разговорный", или драматич. т-р. Вначале в Ханое ста вились переводы комедий Мольера, затем появились пьесы вьетнамских драматургов. Большим успехом у зрителей пользовались: "Суд совести", "Чаша яда", "Его друг и его жена", "Могила девушки Фуонг", в к-рых осмеивались отжившие нравы и обычаи, подвергались критике феод. законы и порядки, отстаивалось право на брак по любви. В пьесе "В палате Йамена" бичевалось взяточничество крупных чиновников, в пьесе "Местный француз" сатирически изображались вьетнамцы, к-рые, побывав во Франции, презрительно относились ко всему национальному (пьеса была запрещена цензурой).
В 30-е гг. в период колониального террора и накануне 2-й мировой войны В. т. и д. находились в упадке. Феодальные законы запрещали детям актёров вплоть до третьего поколения поступать в учебные заведения или держать экзамен на звание мандарина. Историч., патриотич. по содержанию пьесы находились под запретом.
После Августовской народной революции 1945 и установления власти народного правительства были созданы благоприятные условия для развития театр. иск-ва. Появились пьесы для "разговорного" т-ра, в к-рых были созданы образы современников: "Бак-Шон" Нгуен-хюи-Тыонга, "То-Гиё" Нгуен-конг-Мю. "Беглец с каторги" Нгуен-ван-Ниема, "19 августа" Тхам Тама и др. Организованы новые театр. труппы;
"Орхидея", "Народная труппа", "Август месяц" и др. В период войны сопротивления вьетнамского народа империалистам "разговорный" т-р приобрёл большую популярность. Драматурги и актёры писали одноактные пьесы на актуальные темы, к-рые разыгрывались небольшими передвижными труппами, выступавшими перед населением и воинскими частями. В соединениях Народной армии работали многочисл. театр. труппы (в т. ч. "Труппа Победы", осн. 1949). Героич. сопротивление вьетнамцев получило отражение в пьесах: "Ребёнок, превратившийся в живой факел", "Отряд добровольцев смерти" и др. Патриотич. направленностью отличались пьесы: "Клятва верности родине", "Каменная глыба, загораживающая дорогу", "Два пути", "Умереть за родину". Возродилась деятельность и нар. т-ра - кай лыонг, туонг и тео.
На оккупированной франц. захватчиками территории, несмотря на строгую цензуру, проф. и любительские коллективы ставили пьесы, написанные в освобождённых областях: "Последний выстрел", "Гамак", "Арбалет" и др. Сюжеты мн. пьес заимствовались из историч. рассказов и древних легенд, в них прославлялся патриотизм, содержался призыв к борьбе против врага и его пособников.
После освобождения Ханоя в 1954 впервые был проведён фестиваль театр. трупп различных жанров. В этот период появились пьесы "Молодая Ган и молодая Вук", "Сестра Хоа", "Борона", "Три мешка риса" и др., отражавшие столкновения крестьян и помещиков, рассказывавшие о нищете в деревне, о жестокости крупных землевладельцев. Тема борьбы за нац. объединение получила отражение в пьесах "Пожар разгорелся", "Убежище мастеров пения". В пьесах "Уехать или оставаться", "Новые дни", "На север!" и др. авторы выступали против переселения на юг. Все эти произведения, поставленные различными труппами "разговорного театра" в Ханое ("Намбо", "Восток", "Красная река" и мн. др.), поднимали актуальные проблемы современности. Театр. иск-во заняло важное место в обществ, жизни страны. Но вьетнамская драматургия этого периода находилась лишь в периоде формирования, пьесы отличались схематизмом, недостаточной разработкой характеров. В мае 1957 была организована Ассоциация артистов вьетнамского т-ра, гл. задачей к-рой являлось объединение деятелей театр. иск-ва, изучение нац. театр. традиций, обмен творч. опытом. В 1958 состоялся театр. фестиваль, на к-ром лучшими спектаклями были признаны: "Восстание в Лам-Шоне" (труппа ту онг), "Лыу Бинь, Дыонг Ле" (труппа тео), "Кровь на равнине Нок Нан" (труппа кай лыонг), "Один буйвол, две семьи" ("разговорный театр").
В стране работают многочисл. проф. и любительские труппы туонг, тео и кай лыонг. Большое внимание уделяется дальнейшему развитию "разговорного театра". В течение мн. веков во Вьетнаме существует традиционный нар. т-р кукол. Искусство кукловождения передавалось из поколения в поколение. Применялись куклы разнообразных систем (марионетки, куклы, надеваемые на руку, тростевые куклы). Первый проф. т-р кукол создан в 1957 в Ханое. На его сцене ставятся классич. и совр. пьесы.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое вутирас
Значение слова вутирас
Что означает вутирас
Толкование слова вутирас
Определение термина вутирас
vutiras это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |