Театральная энциклопедия - вольф
Вольф
вольф
ВОЛЬФ (Wolf), Фридрих (23. XII. 1888, Нёй-вид, 5. X. 1953, Берлин) немецкий драматург, писатель, театральный и общественный деятель. Врач по образованию. Во время 1-й мировой войны 1914-18 на фронте В. занял ан-тимплитаристич. позицию. В годы войны вступил в Герм. с.-д. партию. В.активный участник рево люции 1918. С 1928 член КПГ. Первые пьесы В.:
"Это ты" (1913, Дрезден-1919),"Безусловный" (1919, Штеттин - 1921), "Чёрное солнце" (1920, Ольден-бург-1924), "Тамар" (1921, Франкфурт - на - Майне - 1922) и "Комедия со шкафом" (1924, не поставлена), написанные в экспрес-сионистич. манере, направлены против капитализма как источника войн, голода и нищеты. Знакомство с жизнью швабских крестьян приводит В. к созданию реалистич. народной трагедии из эпохи Крестьянской войны "Бедный Конрад" (1923, Штутгарт - 1924). Однако в комедии "Человек во мраке" (1924, Эссен- 1927) В. вновь отдаёт дань экспрессионизму. В 1927 В. пишет пьесы: "Коритке" (Штутгарт - 1927) и "Колонна Хунд" (Гамбург - 1927). С момента вступления в ряды КПГ В. начинает борьбу за иск-во, являющееся активным оружием в классовой борьбе, стремится в своём творчестве раскрыть перед нем. зрителями опасность, к-рую таит в себе фашизм. Свои теоретич. взгляды В. изложил в статье "Искусство - это оружие" (1928), а практически воплотил в пьесах: "Цианистый калий" (1929, Группа молодых актёров, Берлин; 1930, б. т-р Корша, Москва); "Матросы из Кат' таро" (1930, Народный т-р, Берлин); "Тай Янг пробуждается" (1931, т-р Пискатора, Берлин); "Парни из Монса" (1931, Берлин). Политической остротой характеризуются и пьесы, написанные В. для рабочего агитпроптеатра. Среди последних особенным успехом пользовались обозрения "От Нью-Йорка до Шанхая" (1932), "Где проходят фронты?" (1932) и пьеса "Крестьянин Бетц" (1932), пост. на сцене руководимого В. рабочего т-ра "Зюдвест". В 1933 В. эмигрирует из фашистской Германии сначала в Швейцарию, а затем во Францию. В Швейцарии он создаёт одно из лучших своих произведений: проникнутую острой ненавистью к фашизму и расизму пьесу "Профессор Мам-лок" (1934, Еврейский т-р, Варшава; 1934, Цюрих). Пьеса эта обошла многие прогрессивные т-ры мира (пост. в Москве в 1935 в Т-ре им. МГСПС и в др. т-рах СССР). На её основе в 1938 был создан одноим. сов. фильм. В 1934 В. переехала СССР, где в том же году написал "Лауренсию" (свободная обработка "Овечьего источника" Лопе де В era, 1934, Неметший т-р, г. Энгельс). В 1935 В. создал драму "Флоридсдорф" о восстании венских рабочих в 1934 (1936, Т-р им. E. Вахтангова, Москва). В СССР В. написаны также пьесы "Троянский конь" - о борьбе немецких антифашистов (1935, Центральный детский т-р, Москва), "Петер возвращается домой" - о судьбе нем. военнопленного, обретающего вторую родину на Украине (1937, г. Энгельс), "Мы с вами!" - сцены из гражд. войны в Испании (1937, не поставлена).
В 1937 В. выехал из СССР для участия в боях за нар. Испанию, но окончание войны застало его во Франции. Здесь им написана антифашистская пьеса "Корабль на
Дунае" (1939, Берлинский т-р им. Максима Горького, 1955). В 1939 В. был заключён вишистами в концентрационный лагерь Ла Берне, где написал пьесу "Бомарше" (1941, Немецкий т-р, Берлин,- 1946). В начале 1941 В. с помощью Советского правительства удалось освободиться из лагеря и выехать в Москву. В СССР В. активно работал на радио и в печати, написал пьесы о Движении Сопротивления: "Патриоты" (1943, Кобург,- 1947), "Доктор Лилли Веннер" (1945, Хемниц), "Что человек посеет" (1945, Галле,- 1955). По возвращении на родину в 1945 В. написал пьесы: "Последняя репетиция" - о личных судьбах и обществ, долге деятелей искусства (1946, Дрезден), "Как лесные звери" - о бессмысленной гибели нем. молодёжи накануне капитуляции Германии (1948, Лейпциг), "Бургомистр Анна" - о новом в жизни нем. деревни, ставшей на путь демократизации (1950, Дрезден), историч. трагедию "Томас Мюнцер" (1953, Немецкий т-р, Берлин). В. дважды удостоен Нац. пр.- в 1949 и в 1950. В 1949-51 был первым послом ГДР в Польской Народной Республике.
Для драматургии В. после экспрессионистского периода характерна яркая политич. направленность, стремление ответить на злободневные проблемы современности, следовать подлинным фактам и документам. В. стремился раскрыть в первую очередь обществ, идеал персонажей своих пьес, классовую основу их характеров. Образам пьес В. иногда недостаёт психологич. глубины. Однако в лучших его пьесах социально-типич. черты обогащают индиви-дуально-психологич. разработку характеров. Плодотворное овладение методом социалистич. реализма, опытом сов. литературы и т-ра позволило В. стать одним из передовых драматургов Германии 20 в.
С о ч.: Ausgewahlte Werke in Einzelausgaben, Bd 1-13, В., 1952-59 (Gesammelte Dramen, Bd 1-4, Bd 9, В., 1952-1955;
Aufsatze uber Theater, Bd 13, В., 1957); в рус. пер.- Пьесы, М., 1936; Профессор Мамлок, М.-Л., 1937; Флоридсдорф, М.-Л., 1937; Троянский конь, М -Л.. 1937; Петер возвращается домой (Штыки и хлеб), М.-Л., 1938; Бедный Конрад, М.-Л.,1941; Патриоты (Франсуаза и Женевьева), М.-Л. 1943; Доктор Ваннер, М., 1944; Чужая, М.-Л., 1945.
Лит.: Лацис А., Революционный театр в Германии, М., 1935; ?. Вольф. Биобиблиографический указатель, М., 1956;PollatschekW., Das Buhnenwerk Friedrich Wolfs, В., 1958. В. К.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое вольф
Значение слова вольф
Что означает вольф
Толкование слова вольф
Определение термина вольф
volf это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |