Театральная энциклопедия - веризм
Веризм
веризм
ВЕРИЗМ (итал. verismo, от vero истинный, правдивый) направление в итальянской -литературе и музыкальном театре, возникшее в 19 в. под влиянием натурализма. Крупнейшие писатели-веристы (Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи) переделывали свои повести и рассказы в драмы, а композиторы (П. Масканъи, Р. Леонкавалло, Д. Пуччини) черпали сюжеты из веристской лит-ры. В. отражал соци-ально-политич. обстановку, сложившуюся в Италии после завершения воссоединения страны и характеризовавшуюся борьбой за бурж. реформы экономич. и социально-политич. жизни. В итал. лит-ре и иск-ве В. явился выражением протеста разоряемых мелких собственников деревни и города против крупных капи-талистич. хищников и устанавливаемых ими в Италии новых порядков. Веристы показывали в своих произведениях тяжёлую жизнь народа и особенно крестьянства в условиях наступления капитализма, разоблачали иллюзию благополучного разрешения всех социальных проблем в объединённой Италии. Однако, показывая острые противоречия действительности, ве-ристы были бессильны вскрыть социальные причины этих явлений, не понимали законов классовой борьбы. В 1880 писатели Дж. Верга и Л. Капуана опубликовали лит. манифест веристов. Осн. положения этого манифеста сводились к провозглашению первостепенного значения фактов, к-рые писатель не имеет права комментировать, выражая собственные мысли и чувства. Такой объективизм сближал В. с натурализмом Э. Золя. Как и Золя, веристы стояли на позициях социального дарвинизма и считали движущей силой обществ. жизни биологич. борьбу за существование. Перенесение биологич. закономерностей в обществ, жизнь приводило веристов к пессимизму и фатализму, заставляло их нередко искать выхода из нищеты и страданий в религии. Характерной особенностью В. был ре-гионализм, т. е. внимание к жизни деревень, маленьких городов и местечек в противоположность ориентации натуралистов других стран на изображение жизни больших городов, столиц и крупных индустриальных центров (увлечение регионализмом в Италии происходило вследствие длительной раздробленности страны). Положительное значение творчества веристов в правдивом изображении жизни простых людей, нищеты, порождённой бурж. строем. Отрицательная сторона локальная ограниченность тематики, мешавшая созданию лит. произв. общенационального значения. Только Верге удалось поставить в своих произв. проблемы, волновавшие трудящихся всей Италии.
Несмотря на теоретич. провозглашение веристами объективизма, им не удавалось бесстрастно излагать в своих произв. житейские факты и явления. Стиль В. в лит-ре, т-ре и музыке (гл. обр. в муз. т-ре) был подчёркнуто эмоциональным, нередко сентиментальным, мелодраматическим. Эмоциональная выразительность, острый драматизм, яркая театральность, сочетавшиеся с волнующей жизненностью сюжетов и правдивым отображением в музыке духовной жизни обыкновенных людей, были основой широкого успеха итал. верист-ской оперы, первым совершенным образцом к-рой явилась одноактная опера "Сельская честь" Масканьи (1890), написанная на сюжет одноимённой новеллы Дж. Верги (1880). Вслед за Масканьи этому направлению последовали Леонкавалло (опера "Паяцы", 1892) и Д. Пуччини ("Манон Леско", 1893, "Богема" 1896, "Тоска", 1900, "Чио-Чио-сан", 1904. и Др.), их оперы часто строились на сюжетах, заимствованных у франц. писателей-реалистов 19 в., и выражали характерные особенности стиля веристской оперы: преувеличенность драматич. экспрессии, обилие иллюстративных муз. кусков, пристрастие к мелодизирован-ному речитативу. В 20 в. В. как направление в опере потерял своё значение. Менее яркое отражение В. получил в итал. драм. т-ре.Он проявился в творчестве актёров диалекталыюго т-ра- А. Новелли, Дж. Гоцци, Дж. Грассо, и лит. т-ра - Э. Новелли Э. Цаккони. В творчестве Цаккони В. приблизился к физиологич. натурализму школы Золя и сложился в систему, носившую подчас ярко выраженный психопатологич. отпечаток.
Лит.: С а р u an a L., Gli "ismi" contemporanei, Catania, 1898; V o Dle г K., Italienische Literatur der Gregenwart von der Romantik zura Futurismus, Hdib., 1914;Cremieux B., Panorama de la litterature italienne centem poraine, Р., 1928;
Huberti Gr., Storia del teatro contemporaneo, Bologna,1931;
Russo L., Giovanni Verga, 4 ed., Bari, 1947; B a s t i a-n e l l i G., MusicTsti di oggi e di ieri, Mil., 1914. Д. Мок.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое веризм
Значение слова веризм
Что означает веризм
Толкование слова веризм
Определение термина веризм
verizm это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |