Театральная энциклопедия - верди
Верди
верди
ВЕРДИ (Verdi), Джузеппе [10.X.1813, Ронколе, близ Буссето (Парма),27.1.1901, Милан] итал. композитор. В детстве брал уроки музыки у местного органиста Баистрокки, позже-у органиста Провези. Попытка В. поступить в Миланскую консерваторию (1832) оказалась неудачной, и он в 1832-33 брал частные уроки музыки у профессора консерватории В. Лавинья. В 1833 В. работал дирижёром городского духового оркестра в Буссето. В 1839 переехал в Милан, где были поставлены его первые оперы "Оберто" (1839) и "Король на час" (1840). После провала последней оперы композитор добивается успеха своей оперой "Набук-ко" ("Навуходоносор", 1842, т-р "Ла Скала", Милан). С не меньшим успехом была пост. и опера "Ломбардцы" (1843). Эти оперы, несмотря на известный схематизм либретто и плакатность муз.-выразит, средств, выдвинули В. в ряды крупнейших итал. композиторов. В период борьбы итальянцев за освобождение от австрийского ига оперы В. воспринимались как призыв к героич. действиям. Они были связаны с современностью более непосредственно, чем оперы прославленных итал. композиторов того времени Беллини и Доницетти. В сюжетах и сценич. ситуациях опер В. слушатели видели намёки на совр.политич. положение (пророчество о падении Вавилонского царства в опере "Набукко" связывали с грядущим освобождением Италии, героич. хор крестоносцев в опере "Ломбардцы" воспринимался как революц. гимн). Энтузиазм патриотически настроенных итальянцев вызывали и последующие оперы В. : "Эрна-ни" на сюжет драмы Гюго (1844, т-р "Фениче", Венеция), "Аттила" (1846, там же), "Макбет" по Шекспиру (1847, т-р "Делла Перго' ла", Флоренция, 2-я ред.1865). С 1844 В. обращается преим. к сюжетам мировой классич. лит-ры, он создаёт оперы: "вое Фоскари" по Байрону (1844), "Джованна д'Арко" Iio драме "Орлеанская дева" Шиллера (1845), "Альзира" по трагедии Вольтера (1845), "Разбойники" по Шиллеру (1847 ),"Кор-сар" по Байрону (1848). Оперы В. начинают ставиться за границей: "Ломбардцы" с новым названием "Иерусалим"-в Париже (1847);
"Разбойники", "Корсар" - в Лондоне (1847, 1848). Во время революции 1848 В. создаёт революц. гимн на текст Дж.Мадзини ("Труба звучит") и героич.оперу "Битва при Леньяно" (пост. 1849, т-р "Арджентина", Рим, при возобновлении получила назв. "Осада Гарле-ма"). Революционно-патрио-тич. творчество В. находит высокую оценку со стороны революц. вождей-Мадзини и Гарибальди. Следующими операми В. были: "Луиза Миллер" на либр. С. Кам-марано- по драме Шиллера "Коварство и любовь" (1849, т-р "Сан Карло", Неаполь) и "Стиффелио" (1850, Триест, нов. ред.- под назв. "Гарольд", 1857, Римиии).В "Луизе Миллер" обозначались новые черты творчества композитора: отход от героич. тематики, углублённая передача лирич. переживаний простых людей. В нач. 50-х гг. создаются оперы, показавшие полную творч. зрелость композитора и принёсшие ему мировую славу: "Риголетто" на либр. Ф. Пьяве по драме Гюго "Король забавляется" (1851, т-р "Фениче", Венеция), "Трубадур" на либр. С. Каммарано по драме Г. Гутьерреса (1853, т-р "Аполло", Рим), "Травиата" на либр. Ф. Пьяве по драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями" (1853, т-р "Фениче", Венеция). В этих операх нашла отражение тема социального неравенства, характеры отмечены глубоким реализмом, индивидуальным своеобразием. В операх 50-60-х гг. в связи с ростом итал. нац.-освободит, движения В. вновь обращается к историко-героич. сюжетам, раскрывая драму отдельных героев во взаимодействии с общественно-пол итич. событиями. Таковы оперы: "Сицилийская вечерня" на либр. Э. Скриба и III. Дюверье (1855, т-р "Гранд-Опера", Париж), "Симон Бокканегра" налибр. Ф. Пьяве по драме Г, Гутьерреса (1857, т-р "Фениче", Венеция, 2-я ред.- 1881), "Бал-маскарад" на либр. А. Соммы по пьесе Скриба (1859, т-р "Аполло", Рим), "Сила судьбы" по драме А. Сааведры (1862, Мари-инский т-р, Петербург, 2-я ред.- 1869), "Дон Карлос" на либр. Ж. Мери и К. дю Локля по Шиллеру (1867, т-р "Гранд-Опера", Париж). В ряде произв. В. творчески осваивает особенности жанра французской "большой оперы": добивается монументальности, вводя широко развитые ансамблевые сцены с хором, использует балет. В связи с пост. оперы "Сила судьбы" В. дважды посетил Россию (1862). В нач. 70-х гг. по заказу египетского правительства В. написал оперу "Аида" (пост. в Каире в 1871), либр. А. Гисланцони по сценарию франц. египтолога О. Мариета. Оперное творчество В. завершается произв. на шекспировские сюжеты: "Отелло" - по одноимённой трагедии на либр. А. Бойто (1887, т-р "Ла Скала", Милан), и "Фальстаф" - по комедии "Виндзорские проказницы" на либр. того же автора (1893, там же). В них особенно ярко сказались реформаторские черты иск-ва В. Помимо 26 опер (нек-рые имеют по 2 редакции), В. написал также "Реквием" (1874), вокальные, камерно-инструментальные и др. соч.
В историю музыки В. вошёл как один из крупнейших музыкантов-реалистов. Лучшие его оперы отличаются идейной насыщенностью, жизненной правдивостью, глубиной психологич. раскрытия характеров, силой выражения человеческих страстей. В. принимал деятельное участие в создании либретто своих опер и заботился об их правдивом сценич. воплощении. В. почти всегда выбирал сюжеты, насыщенные драматизмом, острыми жизненными конфликтами, выражая в операх сильные страсти и создавая рельефно очерченные характеры. В. работал с либреттистами Т. Солера, С. Каммарано, А. Гисланцони и особенно с Ф. Пьяве (написал либретто к 11 операм В.); в последние годы жизни сотрудничал с итал. композитором А. Бойто. В. принимал активное участие в пост. своих опер, подбирал исполнителей, бывал на репетициях, добиваясь выразительности актёрского исполнения, вокального мастерства, занимался вопросами оформления спектакля. В. был крупным оперным реформатором. Создавая муз. драмы, он вносил значит, изменения в характер и структуру тра-диц. итал. оперы. В его операх постепенно стираются грани между ариозностью и речитативом, к-рый насыщается напевностью и приобретает декламационную выразительность. В. создал смешанный вокальный стиль с гибкими переходами от ариозо к речитативу, арии и дуэты разрастаются до масштаба крупных вокальных сцен; они становятся важнейшим звеном драматургич. развития. В. повысил выразит, роль оркестра, к-рый в его операх глубоко раскрывает драма-тич. ситуации и психологич. состояние героев. В поздних операх В. усилилось драматургич. значение лейтмотивов, но композитор использует их экономно, избегая чрезмерной сложности вагнеровской лейтмотивной системы. Наиболее близка к муз. драме опера "Отелло". Здесь преодолевается членение на традиц. оперные "номера", господствует сквозное муз.-драматургич. развитие, арии и дуэты заменяются свободно построенными монологами и диалогич. сценами, оркестр достигает большой психологич. выразительности. При этом В. сохраняет связь с нац. итал. оперными традициями; гл. выразит, средством его опер остаётся пение, что принципиально отличает оперы В. от вагнеровских муз. драм. Характерная черта оперного творчества В.- демократизм. Отражая интересы и чаяния широких масс, В. постоянно опирался на нар. бытовые жанры, его мелодич. язык отличается эмоциональной непосредственностью, национальной характерностью, простотой и доходчивостью.
Реформа итал. оперы, осуществлённая В., оказала большое влияние на оперное исполнительство. В. требовал от певцов глубоко осмысленного пения и жизненно правдивого актёрского исполнения. Именно эти качества он ценил в таких певцах своего времени, как М. Пикколомини (лучшая Виолетта в "Травиате"), Ф. Варези (исполнитель ряда баритоновых партий опер В.Требования В. нередко резко расходились с общепринятыми взглядами на оперное исполнительское иск-во. Так, при постановке "Макбета" В. отказался от превосходной певицы Э. Тадолини и предпочёл М. Барбьери-Нини, к-рая по своим внешним и вокальным данным более соответствовала мрачному облику леди Макбет. В работе певцов над наиболее ответственными партиями опер композитор сам принимал непосредственное участие. Под его руководством работал над образом Отелло лучший исполнитель этой роли Ф. Таманьо.
Из оперных произв. В. не все сохранились в репертуаре т-ров, но "Риголетто", "Травиата", "Трубадур", "Аида", "Отелло" принадлежат к числу самых популярных опер в мире. Нек-рые произв., созданные композитором в 50-60-х гг., также ставятся во мн. оперных т-рах, тогда как из опер 40-х гг. сохранили значение немногие ("Эрнани", "Макбет", "Луиза Миллер"). В России оперы В. начали исполняться итал. труппами с сер. 40-х гг. Огромный успех выпал на долю "Риголетто" в Петербурге в сезоне 1852-53. С 1859 начинаются постановки опер В. на сценах мн. др. рус. городов. С возникновением частных антреприз оперы В. распространяются по всей России. Среди дореволюц. исполнителей особенно выделяются А. В. Нежданова и Л. В. Собинов (в "Травиате", а также в "Риголетто") и Н. Н. Фигнер, прославившийся в роли Отелло. Одна из лучших ролей Ф. И. Шаляпина - роль короля Филиппа в "Дон Карлосе". Оперы В. постоянно ставятся в т-рах Советского Союза и пользуются неизменным успехом у певцов и публики. Реалистич. принципам советского т-ра близки прогрессивные устремления В. С ними нередко связывалась борьба против оперных штампов, что нашло, в частности, отражение в постановке К. С. Станиславским оперы "Риголетто" (Т-р им. Станиславского, 1939; постановка была завершена после смерти Станиславского).
Соч.: Письма В.- I copia lettere di Gr. Verdi, MiL, 1913-Briefe, hrsg. von F. Werfel, W., 1926; Werfel Р., Verdi' The man in his letters, N. Y., 1942; в рус. пер.- Верди Д., Избранные письма, М., 1959.
Лит.: Корганов В., Верди. Биографии, очерк, М., 1897; С ер ов А., Верди и его новая опера ("Сила судьбы"), в его кн.: Избранные статьи, т. 2, М., 1957; Станиславский К., Из режиссёрского плана оп. "Риголетто" Верди, "Театр", 1941, JVs 4; Друскин М., Оперные идеалы Верди, "Советская музыка", 1954, ј9;АсафьевБ." Верди. Эскиз монографии, в его кн.: Избранные труды, т. 4, М., 1955; Р у-м я н ц e в П., Работа Станиславского над оперой "Риголетто", М., 1955; Соловцова Л., Джузеппе Верди, М., 1957;
Л e в и к Б., Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 4, М., 1958; Д р у с к и нМ., История зарубежной музыки, вып. 2, М., 1958; R o n с a g I i a ., Verdi, Napoli, 1914;
BonaventuraA.,La figura e l'arte di Gr. Verdi, Livorno, 1919; то же, франц. пер., Р., 1923; Т о у e F., Giuseppe Verdi, his life and works, L., 1931; Vanbianchi C., Saggio di bibliographia verdiana, MiL, 1913; Gatti C., Verdi, 2 ed., МП., 1951. Г. Кр.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое верди
Значение слова верди
Что означает верди
Толкование слова верди
Определение термина верди
verdi это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |