Театральная энциклопедия - вахтангов
Вахтангов
вахтангов
ВАХТАНГОВ, Евгений Багратионович [1(13).II. 1883, Владикавказ. 29.V.1922, Москва] русский советский режиссёр, актёр, театральный деятель. Родился в армяно-русской семье. Отец В. был табачным фабрикантом (в начале 1900-х гг. В., не желая жить на нетрудовые доходы, отказывается от наследства и материальной помощи отца). Учился в Московском университете на естественном и юридическом факультетах. Активно участвовал в любительских драматич. кружках. В 1909 поступил в театральную школу А. И. Адашева (среди учителей В.Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов и др.). По окончании школы был принят в число сотрудников MX Т (1911). Здесь сыграл ряд небольших ролей. Один из первых учеников Станиславского, высоко им ценимый, В. с 1911 начинает преподавать систему Станиславского, видя в ней основу воспитания актёра. С образованием 1-й студии МХТ (1912) В. вошёл в неё как актёр и режиссёр. Создал образы Текльтона ("Сверчок на печи" по Диккенсу, 1914), Фрегера ("Потоп" Бергера, 1919), Шута ("Двенадцатая ночь" Шекспира, 1919), отличавшиеся психологич. глубиной, остротой и точностью характеристик. Психологич. разработанность роли, сочетающаяся с графич. чёткостью её пла-стич. рисунка, предельной отточенностью формы, идеальной ритмичностью, присущая В.-актёру, становится в дальнейшем основным принципом и его режиссёрского твс рчества.
В. был увлечён идейной программой 1-й студии МХТ, утверждавшей нравственные задачи иск-ва, стремившейся к этич. идеалу как идейной основе творчества. Чуждая формали-стич. и модернистским влияниям, Студия искала пути тончого психологич. раскрытия душевной жизни героев. Однако в её деятельности проявилось влияние толстовских идей непротивления, утопических представлений о формах борьбы за переустройство действительности В. выступил против этих тенденций. В своих первых режиссёрских работах - "Праздник мира" Гаупт-мана (1913) и "Потоп" Бергера (1915) - В. вскрывал эгоизм, моральное разложение человека в капита-листич. обществе. В "Потопе" В. особенно ярко показал духовную опустошённость буржуа, обуреваемых жаждой наживы (этот спектакль, по воспоминаниям Н. К. Крупской, понравился В. И. Ленину). С 913 В. руководил Студенческой драм. студией (см. Вахтангова студия). В нек-рых постановках этих лет (напр., "Чудо святого Антония" Метерлинка, Студия В.) была снижена острота критики буржуазного общества.
Задачи, вставшие перед иск-вом после Октябрьской революции, глубоко взволновали В. Он был одним из первых крупных режиссёров, убеждённо вставших на сторону революц. народа, одним из активных строител ей сов. т-ра. В беседах с учениками и в дневниках этого периода В. выступал против студийной изолированности, утверждал народность иск-ва, говорил об ответственности художника перед народом, творящим революцию. В. стремился "сыграть мятежный дух народа", создать спектакль, созвучный революции, утвердить форму на-родно-героич. театра. Возможность активнее влиять на развитие сов. т-ра определила желание В. работать в режиссёрской секции Театр. отдела Нар. комиссариата по просвещению (Тео Наркомпроса). Чуткий художник, В. отражал в своих спектаклях новые идейные позиции, подвергал страстному сатирич. обличению ненавистный ему мир мещанства, пошлости, лицемерия и ханжества. Спектакли В. - "Свадьба" Чехова (1920), "Чудо святого Антония" (2-я редакция, 1921), пост. в его студии, были проникнуты критикой буржуазно-мещанского мира, собственнической морали; "Эрик XIV" Стриндберга (1921, 1-я Студия МХТ) раскрывал тему обречённости монархич. власти. В трагедии "Гадибук" (1922, еврейская студия "Габима"), утверждавшей мистич. идею обречённости человека, В. вопреки этой теме прославлял высокую человеческую любовь, вырывающуюся из тисков косного мещанского быта; в спектакле звучал протест бедноты против богачей. В. утверждал, что современность трактовки т-ром пьесы требует и новой формы спектакля. В связи с этим режиссёрский замысел спектакля "Чудо святого Антония", определявшийся политич. задачей "клеймить буржуа", строился на превращении пьесы Метерлинка в острую совр. политич. сатиру, а в спектакле "Эрик XIV" абстрактные маски придворных противопоставлялись реалистическому жизненно полнокровному изображению народа. В. утверждал гротеск как осн. средство трактовки образов бурж. мира. В поисках В. путей и форм развития революционного театра, в его попытках найти новый стиль было много противоречивого, отчасти ошибочного.
В своей последней работе-спектакле "Принцесса Турандот" (1922)-В. нашёл новую форму сценического воплощения сказки К. Гоцци в ироническом отношении актёров к "трагическому" сюжету. Стремясь к активному отражению революц. современности, желая передать жизнерадостное мироощущение сов. народа, В. создал жизнеутверждающий спектакль, пронизанный оптимизмом и весельем.
В своём творчестве В. руководствовался принципами: единство художника и народа, высокие этич. задачи искусства, чувство современности, сочетание в сценическом образе острой, яркой внешней формы с глубокой психологич. наполненностью, значительным внутр. содержанием, необходимость борьбы с натурализмом и модернистской пошлостью и т. п. Режиссёрская работа В., его творческие взгляды, педагогич. деятельность в многочисл. студиях имели важное значение для развития сов. т-ра. На основе Студии В. был создан Гос. т-р им. Евг. Вахтангова (см. Вахтангова имени театр).
Учениками В. в этой студии были Е. Г. Але-ксеева" О. Н. Басов, Н. М. Горчаков, А. И. Горюнов, А. Н. Грибов, Ю. А. Завадский, Б. Е. Захава, И. М. Кудрявцев, В. В. Куза, В. К. Львова, Ц. Л. Мансурова, В. П. Марецкая, К. Я. Миронов, В. Н. Орлов, А. А. Орочко, А. И. Ремизова, Н. П. Русинова, Л. П. Русланов, Р. Н. Симонов, М. Д. Синельникова, А. И. Степанова, И. М. Толчанов, Л. М. Шихма-тов, Б. М. Шухмин, Т. М. Шухмина, Б. В. Щукин и др.
Соч.: Записки. Письма. Статьи, М.-Л., 1939; Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М., 1959 (имеется библ.).
Лит.: Захава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (имеется библ.); 3 о г р а ф Н., Вахтангов, М.-Л., 1939; Херсонский X., Вахтангов, М., 1940; Беседы о Вахтангове. Записаны X. Н. Херсонским, М.-Л., 1940;
3 о г р а ф Н., Евгений Ьагратионович Вахтангов. 1883-1922, М.-Л., 1947; Новицкий П., Борис Щукин, М.-Л., 1948, с. 18-62; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954, с. 70-76,303-309; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957; С и-м о н о в Р., С Вахтанговым, М., 1959. Ц, 3.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое вахтангов
Значение слова вахтангов
Что означает вахтангов
Толкование слова вахтангов
Определение термина вахтангов
vahtangov это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |