Театральная энциклопедия - будевская
Будевская
будевская
БУДЕВСКАЯ (Б у д е в с к а), Адриана (13.XII. 1878, Добрич,9.XII. 1955, София)болгарская актриса. Нар. арт. Болгарской Республики (1953). Одна из основ оположниц реалистич. актёрского иск-ва в Болгарии. Окончила в Москве в 1899 Театр. уч-ще Малого т-ра по классу А. П. Ленского и в том же году с товарищами, учившимися вместе с ней в России ('К. Сарафов, Х. Ганчев, Г. Киров), вернулась на родину. Б. дебютировала в Софии в 1899 в т-ре "Слеза и смех" (с 1904 Нар. т-р) в роли Василисы Мелентьевой (о. п. Островского), следующей её ролью была Юлия в "Доходном месте" Островского. Уже тогда игра Б. отличалась свежестью решений, глубиной проникновения в авторский замысел, умением вскрыть подтекст роли, пластичностью и изяществом внешнего рисунка. Вместе с лучшими актёрами Нар. т-ра Б. повела борьбу за утверждение нац. драматургии. В этом репертуаре она уже в первое пятилетие своей работы создала замечательные образы, раскрывающие тему пробуждения болг. женщины, её борьбы за свободу и духовный расцвет личности, против всего тёмного, порабощающего человека (Мария в историч. драме В.Друмева "Иванкуубийца Асеня I", Николица в "Свадьбе в Болярово" и Вела в пьесе "Вампир" А. Страшимирова). Свободолюбивый дух болгарской женщины-патриотки, её мужество, преданность делу народа и неукротимая ненависть к поработителям нашли яркое воплощение в исполнении Б. роли учительницы Невенки в пьесе Миларова "Апостол". В 1904 Б. вместе с группой ведущих актёров, недовольных казёнными порядками Нар. т-ра, предприняла попытку организовать на товарищеских началах свой "Свободный т-р" (Варна). Творческие устремления т-ра сказались уже в выборе репертуара ("На дне", "Мещане", "Власть тьмы", "Без вины виноватые"; "Идиот" по Достоевскому, "Женщина с моря" Ибсена, "Одинокие" и "Ткачи" Гауптмана). В 1906 т-р закрылся, а его актёры вернулись в Нар. т-р, где Б. проработала до 1926. В этот период творческой зрелости Б. были созданы её лучшие роли в нац., рус. и зарубежной классич. драматургии. В роли Свекрови (о. п. Страшимирова) Б. поражала глубиной знания быта и психологии крестьянской женщины. В роли Цены ("Змеиная свадьба" Тодорова) Б. несла страстное, разрывающее все цепи стремление вырваться из домашних пут. Этапным в творческом и идейном развитии Б. явилось создание ею образа борца против турецкого ига, учительницы Рады в инсценировке романа И. Вазова "Под игом". Этот образ в исполнении Б. приобретал революционное звучание, вырастал до символа протеста против всякого гнёта и насилия. Вскоре спектакль был запрещён. Из др. ролей Б. в нац. репертуаре значительны: Рада ("Строители" Тодорова), Елена ("Боян-волшебник" Христова), царица Теодора ("Над пропастью" Вазова), Милка ("У подножия Витоши" Яворова), Галатея ("Когда боги смеются" Михайловского), Раевская ("Загубленная жизнь" Каримы). Образы Б. в рус. репертуаре: Татьяна ("Мещане"), Нина Заречная ("Чайка"), Акулина ("Власть тьмы"). В зарубежной драматургии: Эмилия Галотти (о.п.Лессинга), Юдифь (о.п.Хеббеля), королева Елизавета ("Мария Стюарт" Шиллера), целая галерея ибсеновских героинь г-жа Боркман ("Джон Габриель Боркман"), Нора (о. п.), Ирена ("Женщина с моря") и др. В шекспировском репертуаре лучшими её созданиями были Дездемона, Офелия, леди Макбет. В пьесах Гауптмана, Зудермана, Стриндберга (к-рые широко шли на болг. сцене в первые два десятилетия 20 в.) Б. обычно играла гл. женские роли. Б. подлинная актриса переживания. Каждая её роль была сильна глубиной проникновения в человеческую психологию. Трагические ноты сближали Б. с М. Н. Ермоловой, сильное же интеллектуальное начало в со-нетании с тонкой лиричностью и поэтичностью с В. Ф. Комиссаржевскои. В годы наступления реакции после подавления сентябрьского восстания 1923 Б. была уволена из т-ра. Политич. преследования вынудили её покинуть страну и с 1926 переселиться в Аргентину, где Б. была лишена возможности творчества. В 1948 по приглашению правительства нар.-демок-ратич. Болгарии Б. возвратилась на родину и была горячо встречена общественностью страны. Имя Б. в 1953 было присвоено т-ру, в г. Бургасе.
Лит.: А. Будевска. Юбилеен сборникът. 1899-1924, София, 1925; Адриана Будевска. Книгата юбилеен сборник по случай 25 годишника напървата актриса от народния театър Адриана Будевска, [София], 1934;А. Будевска [Сб.], София. 1958; "Театър", София, 1953, ј 12 (Юбилейный номер, посвященный творчеству Будевской); "Театър", София, 1955, "ј 12 (номер посв. памяти Будевской); Гоневски X., Адриана Будевска в Аргентина, "Театър", София, 1956, .ј 1;
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое будевская
Значение слова будевская
Что означает будевская
Толкование слова будевская
Определение термина будевская
budevskaya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |