Театральная энциклопедия - буало
Буало
буало
БУАЛО, Буало-Депрео (Boileau-Despreaux), Никола (1. XI.1636, Париж,-13.III.1711, там же)французский критик, поэт-сатирик и теоретик классицизма. Род. в семье зажиточного буржуа, судейского чиновника Парижского парламента. Учился в иезуитской коллегии, затем на богословском и юридич. ф-тах
Сорбонны (Парижский ун-т). С 1663 печатались мелкие стихотворения Б., затем сатиры, наполненные поло-мич. выпадами против отживших и реакционных лит. течений - прециозного и бурлескного. Б. высказывал свои эстетич. суждения и в посланиях (эпистолах), к-рые писал начиная с 1669. Влияние римского поэта Горация проявилось в дидактич. поэме Б. "Поэтическое искусство" (1674), создавшей эпоху в истории европ. эстетич. мысли и лит. критики. Б. привёл в систему положения, выдвинутые предшествующими теоретиками классицизма (Ф. Малербом, Ж. Шапленом, д Юбиньяком и др.), и изложил их в живой, эпиграмм а-тич. форме. Осн. принцип эстетики Б.- преклонение перед разумом. Истина, устанавливаемая разумом, тождественна красоте и находится в "природе" (реальной действительности). Подражание "природе" - осн. задача поэзии, критерий её эстетич. ценности. Однако Б. сужает область применения этого реалистич. принципа, пропагандируя метод абстрактной типизации, направленный на воспроизведение в человеке его неизменной сущности, а не конкретных форм её проявления. Аристократич. ограниченность поэтикиБ. проявилась в том, что он отвергал нар. поэзию и нар. т-р (фарс), считая,что он доставляет удовольствие только "грубой черни". Рекомендуя поэтам-драматургам "изучать двор и знакомиться с город ом", Б. возражает против изображения в драматургии жизни деревни и её обитателей. В третьей песни "Поэтического искусства" Б. устанавливает законы трёх осн. поэтич. жанров - эпопеи, трагедии и комедии. В характеристике трагедии он опирался на творчество Расина, к-рое принимал безоговорочно. Более критично относился Б. к траге диям Корнеля, в к-рых, по его мнению, нарушался принцип "укрощения страстей разумом". В области комедии образцовым драматургом, по Б., был Терен ций, а не Мольер, к-рого он считал "слишком другом народа". Из формальных законов классицист, драматургии Б. настаивал на правиле трёх единств, на правильном распределении материала между диалогом и рассказом, требовал нарастания действия в каждом акте пьесы. Б. выступал за интеллектуальность творчества и рекомендовал драматургам подвергать свои впечатления рассудочной обработке, исключающей всякую жанровую и бытовую окраску. В области актёрского творчества Б. был сторонником напевной декламации, пропагандируемой Расином, и говорил, что "театр требует подобных преувеличенных, широких линий как в голосе, в декламации, так и в жестах". Поэтика Б., сыграв прогрессивную роль в период расцвета абсолютной монархии 17 в., в дальнейшем стала тормозить развитие иск-ва, его сближение с жизнью. Поэтому прогрессивные театр. деятели 18 - нач. 19 вв. вели борьбу с эстетикой Б., мешавшей укреплению в т-ре реалистич. метода.
Соч.: Поэтическое искусство, пер. с франц. Э. Л. Линец-кой, М., 1957; то же, пер. С. С. Нестеровой и др., М., 1937.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М., 1946, с. 523-38; Мокульский С., Французский классицизм, в кн.: Западный сборник, вып. 1, М.-Л., 1937; L a n s on Ст., Boileau, P., 1892; F a guet E., Dix-septieme siecle. Etudes litteraires. P., 1901; Adam A., L'histoire de la litterature rancaise au XVII siecle, v. 3-4, P., 1952-54. С. Мок.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое буало
Значение слова буало
Что означает буало
Толкование слова буало
Определение термина буало
bualo это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |