Театральная энциклопедия - богуславский
Богуславский
богуславский
БОГУСЛАВСКИЙ (Boguslawski), Войцех (9.1 V.1757, Глинно,23.VII.1829, Варшава) -польский режиссёр, драматург, либреттист, педагог, артист драмы и оперы (бас), театральный деятель. Создатель польского профессионального драм. и муз. т-ра. Родился в шляхетской семье. Обучался в начальной школе в Варшаве, где участвовал в школьных спектаклях. По окончании школы был одним из участников домашних спектаклей при дворе краковского епископа К. Солтыка (у к-рого Б. был пажем). В 1775-77 Б.-на военной службе. В 1778 он поступил в драматическую труппу Ф. Монбрена в Варшаве. Одновременно с успешными выступлениями на сцене активно участвовал в первых опытах по созданию польской национальной оперы, написал (на основе комедии Ф. Богомольца) либретто для оперы М. Каменского "Осчастливленная нищета" (пост. в 1778 в Варшаве силами польской драм. труппы с участием самого Б.). В 1780-82 Б. работал во Львове. В 17831784 был директором труппы "Национальные актёры" (впоследствии-Польский "театр Народовы") в Варшаве. В 1785 организовал т-р в Вильне и совершил с ним гастрольные поездки по стране (Гродно, Калиш, Познань, Львов, Люблин, Краков). Эти поездки имели большое значение для укрепления польского нац. т-ра. С 1789 Б. снова в Варшаве, где в 1790 вновь возглавил "Т-р Народовы". Б. успешно осуществил на его сцене постановки произведений лучших зарубежных писателей, нескольких пьес польских авторов (в т. ч. "Возвращение депутата" Немцевича, 1791), а также пьес собств. сочинения (комедия "Генрих VI на охоте", 1792).
Б. внёс важнейший вклад в развитие польской оперы и оперного т-ра, переведя либретто и поставив на сцене ряд опер западноевропейских композиторов. В 1794 Б. сочинил либретто и пост. на сцене "Т-ра Народовы" комич. оперу "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" (композитор Стефани), народную по сюжету и муз. языку. Эта пост. в условиях нац.-освободительного восстания 1794 была воспринята зрителями как призыв к оружию. В наши дни опера сохраняется в репертуаре польских т-ров. Б. был активным участником восстания Костюшко. После подавления восстания Б. переехал во Львов, где в трудных условиях возродил деятельность местного т-ра. Здесь он ставил собств. комедии ("Модные спазмы", 1797, и др.), переводы на польский яз. классич. произведений ("Гамлет", 1797), оперы польских композиторов, для мн. из к-рых сам сочинял либретто ("Искахар, король Гуаксары" и "Амазонки" Эльснера и др.). Он же выступил инициатором постановок массовых оперных спектаклей под открытым небом: "Амазонки" Эльснера (1796), "Агатка" Радзивилла (1797). В 1799 Б. возвратился в Варшаву и вновь возглавил "Т-р Народовы", директором к-рого оставался до 1814. Б. начал свою актёрскую и режиссёрскую деятельность в русле франц. классицистской школы. В дальнейшем всё более полно и последовательно утверждал в своём творчестве принципы сценич. реализма, заслужив имя "отца польского театра". Он выступал с равным успехом на драм. и оперной сценах. В его репертуаре - роли короля Лира, Гамлета; Саула (о. п. Альфьери), оперные партии - Аксур (о. н. Сальери), Фабрицио ("Фраскитянка" Паизиелло), Бардос ("Мнимое чудо..." Стефани) и др. Особое значение имеет борьба Б. за передовой репертуар: он не только переводил и ставил лучшие пьесы иностранных авторов (Шекспир, Мольер, Вольтер, Бомарше, Гольдони, Лессинг), но и неизменно уделял внимание национальной польской драматургии. Не менее значительна и роль Б. в создании и пропаганде нац. оперного искусства; под его рук. в Варшаве и др. городах были пост. оперы польских композиторов Ю. Эльснера, Я. Стефани, Ю. Липинского и др.
С 1811 Б. наибольшее внимание уделяет театрально-педагогич. деятельности в созданной им варшавской "Драматической школе" (в 1817 преобразована в "Школу музыки и драматич. иск-ва"). Из учеников этой "Школы" выросли кадры проф. польских актёров и певцов, создавших передвижной драм. т-р (успешно гастролировал в Калише, Кракове, Вильно и др. городах). В 1814 Б. оставил руководство Нац. т-ром, но продолжал до 1827 с неизменным успехом выступать на его сцене.
Б. был автором первого в истории Польши учебника актёрского мастерства - "Драматургия, или Наука о сценическом искусстве" (1812).
Соч.: Dziela dramatyczne, t. 1-12, Warsz., 1820-23;
Cud mniemany czyli Krakowiacy i Gorale, "Ossolineum"" Wroclaw, 1957.
Лит.: II г н а т о в С. С., Деятельность В. Богуславского, в кн.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, M., 1957, с. 722-88; Galle L., Wojciech Boguslawski i repertuar teatru polskiego w pierwszym okresie jego dzialalnosci, Warsz., 1925; B r u m e r W., Sluzba narodowa Wojciecha Boguslawskiego, Warsz., 1929; S w i e г с-z e w s k i E., Wojciech Boguslawski i jego scena, Warsz., 1929; его же, Teatr Wojciecha Boguslawskiego w latach 1799- 1814, Wroclaw, 1954; Сборники: Wojciech Boguslawski, PIW, Warsz., 1954; "Pamietnik Teatralny", Warsz.. 1954, ј 3-4 (W 126 rocznice smierci Wojciecha Boguslawskiego); H u b n e r Z., Boguslawski-czlowiek teatru, "Wiedza powszechna", Warsz., 1958; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. l. M.-Л., 1954, с. 231-56. Б. Рос.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое богуславский
Значение слова богуславский
Что означает богуславский
Толкование слова богуславский
Определение термина богуславский
boguslavskiy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |