Театральная энциклопедия - бельгийский
Бельгийский
бельгийский
БЕЛЬГИЙСКИЙ ТЕАТР. История возникновения театр. представлений на территории будущей Бельгии восходит к религиозным обрядам средневековья, содержавшим элементы драм. действия. В нач. 15 в. возникли и получили распространение в 16 в. (в Ген-те, Антверпене, Брюсселе) т. н. камеры риторов, деятельность к-рых заключалась в сочинении (на фламандском яз.) и постановке пьес (гл. обр. фарсов и моралите). Камеры риторов сыграли важную роль в пропаганде идей гос. независимости накануне восстания против исп. владычества. После подавления восстания камеры прекратили свою деятельность. В 16-17 вв. развитию театр. культуры препятствовали религиозные преследования и войны, происходившие на территории Бельгии. В отдельных случаях (приезд Марии Медичи в 1631 и др.) устраивались придворные празднества, в к-рых гл. место отводилось театр. пред ставя енпям, дававшимся иностр. (франц., англ. и исп.) труппами. В 16-17 вв. в Бельгии выступали иностр. гастролёры (труппа франц. актёров под рук. А. Тальми, труппа "Комедиантов принца Оранского", "Комедианты королевы Франции" и мн. др.). В этот период был выстроен первый театр. зал в Брюсселе (на горе св. Елизаветы), где давались представления. В 1700 состоялось открытие первого бельг. т-ра "Де ла Монне" в Брюсселе (см. раздел Муз. т-ра); т-р имел оперную и драм. труппы; в его репертуар входили произв. Расина, Корнеля, Мольера, Реньяра, позднее Дидро, Вольтера. Среди крупных деятелей т-ра "Де ла Монне" драматург Ш. Фавар, актёр Ж. Н. Сервандони, д'Аннетер, актриса Монтансье, возглавлявшие в течение нек-рого времени этот т-р. В 1782 в Брюсселе было построено театр. здание, позднее получившее название т-ра "Дю Парк", здесь вначале выступали цирковые труппы, ставились пантомимы, с 1870 драматич. спектакли (на франц. яз.). После образования независимого Бельгийского гос-ва (1830) в Брюсселе открылись новые т-ры-"Т-р новинок" (1844), "Водевиль" (1845), "Де Галери" (1846). В Брюсселе и Антверпене возникли т-ры, где играли на фламанд. яз. В 1867 в Брюсселе открылся "Т-р Мольера" (позднее назывался "Бон-боньер дела Порт Намюр"), в к-ром наряду с драм. спектаклями ставились оперы и оперетты. В 1887 было построено спец. театр. здание, в к-ром работал Фламандский т-р (с 1895 Королевский Фламандский театр).
Во 2-й пол. 19 в. ставились произв. драматургов-романтиков В. Жоли, Э. Ваккена, эффектные, но поверхностные пьесы Г. Ваэза, Л. Лабарра и др. и пьесы из репертуара парижских "т-ров бульваров". С конца 19 - нач. 20 вв. большое влияние на развитие Б. т. имело творчество драматургов М. Метерлинка, Ш. ван
Лерберга, К. Лемонье. Получила распространение антиреалистич. теория "искусство для искусства", эстетика символизма, требовавшая замены реалистич. актёра актёром-марионеткой. В'т-ре "Дю Парк" ставились также произв. П. Спаака, М. Дютерм, А. Мобеля, Ф. Кроммелинка, Г. ван Зипа и др. Здесь выступали многие франц. и итал. труппы, возглавляемые Г. Ре-жан, Ф. Жемье, М. О. Люнье-Поэ, Ж. Питоевым, Э. Дузе, Э. Новелли и др. В 1895-97 в Брюсселе существовал т-р "Дома искусств", работавший в 1897-99 под названием "Новый т-р". Этот т-р пользовался популярностью в лит. кругах. Здесь ставились спектакли: "Смерть Тентажиля" Метерлинка, "Жер-мини Ласерте" бр. Гонкур, "Глаза, которые видели" Лемонье и др.
Обществ, подъём 90-х гг., рост рабочего движения в Бельгии определили раскол лит.-театральных кругов. Э. Верхарн поставил в лит.- художеств. секции Бельгийского Народного дома свою пьесу "Зори" (1898), восторженно принятую рабочими зрителями, но запрещённую правительством.
В 1907-14 активизировалась деятельность т-ра "Де Галери", в к-ром выступала постоянная драм. труппа и регулярно гастролировали франц. актёры. В начале 1-й мировой войны этот т-р не работал. С 1916 здесь давались муз. спектакли и вновь выступали различные иностр. труппы. Кризис театр. культуры в Европе отразился на творч. практике бельг. т-ров в нач. 20 в., испытавших модернистские влияния. Это сказалось в деятельности т-ра "Дю Маре" (1922-26), созданного актёром и режиссёром Ж. Делакром. В 20-30-е гг. репертуар белы. т-ров, в т. ч. т-ра "Де Роз", "Плато 33", "Ротайон", характеризовался эклектизмом. Прогрессивные тенденции в театр. иск-ве нашли выражение в деятельности бельг. самодеятельных коллективов, ставивших пьесы, многие из к-рых были запрещены цензурой. В "Рабочем свободном т-ре" (1926-39) в Брюсселе были осуществлены пост. "На дне", "Егор Булычев и другие", "Аристократы", "Женитьба" и др.
В годы немецкой оккупации (1940-44) бр. Ж. и М. Хёйсман, несмотря на преследования оккупантов, организовали в 1940 передвижной "Т-р Сопротивления", в к-ром был пост. патриотич. по направленности спектакль "Четыре сына Эмона" Клоссона.
В Бельгии не сформировалась нац. школа сценич. искусства. Многие известные бельг. актёры и режиссёры работают во Франции (Л. Богерт, А. Карнель, Р. Руло, Р. Жером и др.). Недостаточная финансовая помощь со сторовы государства, отсутствие специального образования у актёров тормозят развитие национального Б. т.
В 1959 в Бельгии работало ок. 50 проф. т-ров, из к-рых 20 - в Брюсселе. Наряду со старейшими т-рами "Де ла Монне", "Дю Парк", "Де Галери" наиболее значительными являются Национальный т-р, "Дю Ридо" (осн. в 1942-43), "Де Пош" (осн. в 1951). В репертуаре драматических т-ров-гл. обр. переводная драматургия: Мольер, Бомарше, Клейст, Шоу, Брехт, Пиранделло, Беккет, Уайлдер и др. Из пьес бельг. авторов ставятся "Великодушный рогоносец" Кроммелинка, "Христофор Колумб" Бертена, "Грех Адама" Клоссона, "Деревня чудес" Мартенса, и др. В репертуар включаются и произв. рус. драматургии - "Ревизор" ("Де Пош"), "Дядя Ваня" (Национальный театр), "Три сестры" ("Дю Ридо"). А. Р.
Музыкальный театр зародился во фламанд. городах в 17 в. в основном как увеселит, придворное зрелище. В последние десятилетия 17 в. в Брюсселе ставились итал. оперные спектакли, а также оперы Ж. Б. Люлли, составлявшие основу репертуара т-ра "Опера на Фуанской набережной". Развитие бельг. музыки находится в тесной связи с муз. культурой Франции. В 1700 по инициативе итальянца Дж. П. Бомбарда в Брюсселе был основан оперный т-р "Де ла Монне", существующий до наст. времени. В репертуаре этого т-ра были драм. и оперные спектакли. Ставились оперы Ж. Б. Люлли, А. Детуша, А. Кампра и др. франц. композиторов, атакжеитал. оперы. В 1759 вт-ребыла пост. первая опера-комедия "Маскарад-пастораль" бельгийского музыканта П. ван Мальдера. После французской революции конца 18 в. репертуар театров обогатился операми и балетами бельг. композиторов, работавших во Франции: А. М. Гретри и Ф. Ж. Госсека, П. Л. Монсиньи, Ф. А. Д. Фи-лидора и др. В нач. 19 в. на брюссельской сцене шли оперы X. В. Глюка, Н. Пиччини, Д. Чимарозы и др. итал. композиторов. После образования независимого Бельгийского гос-ва (1830) началось развитие нац. музыки. Важную роль в развитии бельг. муз. т-ра сыграли бельг. композиторы Ф. Ж. Фетис и Ф.О.Геварт, выступавшие также как историки музыки и муз.-обществ, деятели. Геварт- автор комич. опер в стиле франц. оперы-буфф, среди к-рых наиболее известная "Квентин Дорвард" (1858). Последователем итал. комич. оперы и франц. оперы-буфф был композитор А. Гризар из Антверпена, написавший комич. оперы "Невозможный брак" (1833), "Сара" (1836) и др. В Париже ставились оперы гентского композитора А. Лимнандера де Ниевентрове "Монтенегри" (1849), "Замок Синей Бороды" (1851). В творчестве бельг. композиторов этого периода наметилось стремление к созданию больших, монументальных опер. Таковы, напр., историч. опера Геварта "Хуго из Зо-мергхема" (1848) и более поздняя - "Капитан Анрио" (1864).
Во 2-й пол. 19 в. Влияние франц. музыки постепенно уступает место влиянию Вагнера, чьи муз. драмы оказали значит, воздействие на творчество ряда белы. композиторов как в выборе сюжетов, так и в обогащении муз. языка бельг. опер. В 70-х гг. в Брюсселе были пост. почти все оперы Вагнера. Наиболее значит, представителями "вагнерианского" направления были П. Жилъсон автор оперы "Принцесса Зоннен-шайн" (1903), Л. Дюбуа, автор опер "Смерть" (1894) и "Эдени" (1912), и Э. Бреньер, создавший оперу "Гу-друм" В муз. драмах Э. Матиена ощущается стремление к созданию масштабного героич. спектакля. Несмотря на высокое проф. мастерство композиторов, муз. язык всех этих произв. эклектичен. Особняком стоят оперы крупнейшего бельг. композитора-классика, работавшего во Франции, С. Франка. Движение за создание нац. муз. стиля возглавил композитор П. Вену а (автор опер "Деревня в горах", 1857, "Иза", 1867, "Помпея", 1896), стремящийся использовать в своих произв. фламандский фольклор и нац. сюжеты, освободиться от канонов мелодрамы и создать подлинно нац. оперу. Эти же тенденции получили развитие в творчестве его последователя и ученика-Я. Блокса, автора опер "Принцесса таверны" (1896), "Тиль Уленшпигель" (1900) и др. Большим успехом пользовались пост. в 1877 опера "Чёрный капитан" последователя веристов Ж. Мертенса, оперы Э. Тинеля и др. композиторов.
Большинство опер бельг. композиторов было пост. на сцене т-ра "Де ла Монне" (Брюссель). Во 2-й пол.
19 в.- нач. 20 в. исполнит, уровень значительно вырос. Появляются кадры нац. вок. школы, выдающимися представителями к-рой на рубеже 1920 вв. были певцы Э. Дейк, Э. Блауварт, позднее певица В. Бови и др. Возникают оперные т-ры в крупных городах страны - Антверпене (1893), Генте (1900) и др. Важное значение приобретает деятельность антверпенского т-ра "Королевская фламандская опера", репертуар к-рого составляют преимущественно оперы бельг. композиторов (Блокса, Жильсона,
Дюбуа, Вамбаха и др.). В первые десятилетия 20 в. в Бельгии выдвигается ряд композиторов, активно работающих в жанре сценич. музыки. В т-рах Бельгии ставятся произведения А. Бёка, автора популярных опер, в т. ч. "Сон в зимнюю ночь" (1903), "Рейнские гномы" (1906), "Путь из Эмеруда" (1921), балеты Врёльса, Э. Самуэля-Големана, Н. А. Г. Дене и др. Многие совр. композиторы испытывают разлагающее влияние различных модернистских и формалистич. течений (от додекафонии до электронной и конкретной музыки), что мешает развитию бельг. нац. муз. т-ра.
Лит.: Cohen G., Le theatre francais en Belgique au moyen age, Brux., 1953; F a b e r F., Histoire du theatre francais en Belgique..., v. 1-5, P.-Brux., 1878-1880; Lie-b r e с h t H., Les chambres de theorique, Brux., 1948; L i e-br ec ht H., Le theatre francais a Bruxelles au XVII et au XVIII siecle, P., 1923; Lilar S., Soixante ans de theatre belge, Brux., 1952; Renleu L., Histoire des theatres de Bruxelles, v. 1-2, Brux., 1928; Liebrecht H., Les oriJines de l'opera a Bruxelles, Le Flambeau", Brux., 1921;
olvay L., L'evolution theatrale. II. La musique, Brux., 1922; M о n e t A., Een halve eeuw Nederlandsch lyrisch tooneel en Vlaamsche opera te Antwerpen, Antw., 1939.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое бельгийский
Значение слова бельгийский
Что означает бельгийский
Толкование слова бельгийский
Определение термина бельгийский
belgiyskiy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |