Поиск в словарях
Искать во всех

Театральная энциклопедия - араблйнский

 
 

Араблйнский

араблйнский
АРАБЛЙНСКИЙ (наст. фам.Х а л а ф о в), Гусей н Мамед оглы [1881, Баку,март 1919, там же] азербайджанский актёр, режиссёр. Род.. в семье моряка. Учился в русско-татарской школе, где участвовал в спектаклях ученич. театр. кружка под рук. педагога и театр. деятеля Г. Махмудбекова. Изучал рус. и зап.-европ. драматургию, посещал спектакли рус.т-ро. Впервые выступил в ученич. спектакле в 1897 в Баку; играл эпизодич. роль конюха в комедии "Везир ленкоранского ханства" Ахундова. С 1905 выступал как проф. актёр (первая значительная роль Рустамбек в "Горе Фахред-дина"Везирова). Играл в первых проф. азербайджанских труппах об-в "Ниджат", "Сафа" и др. Был режиссёром и организатором спектаклей; гастролировал в городах Закавказья, Поволжья, Сев. Кавказа, Закаспия, в Иране.
А. был основоположником азерб. театр. иск-ва, боролся за демократич. передовое направление нац. т-ра против бурж. руководителей трупп, насаждавших реакц. тенденции, пропагандировал азерб., рус. и мировую классич. драматургию. Творчество А. выражало прогрессивные демократич. и гумани-стич. идеи, он создал пламенные эмоциональные образы передовых людей, выступающих против феодального гнёта, косности и бесправия,Фахрад ("Несчастный юноша" Ахвердова), Фахреддин ("Горе Фахреддина" Везирова), Бахадыр ("Бахадыр и Сона" Нариманова, 1916). Величие и мощь народа А. воплотил в образе ку: еца Гяве (о. п. Ш. Сами, в обработке С. Ахундова (1908). Острые обличительные характеристики тиранов и деспотов были даны А. в ролях - Ага Мухаммед-шах Каджар (о. п. Ахвердова, 1907) и Надир шах (о. п. Нариманова, 1906). Обличение деспотии было продолжено А. и в образе Франца Моора (1907). Сатирнч. сила дарования А. проявилась в исполнении ролей Гейдарбека ("Гаджи-Кара", или "Приключение скряги", Ахундова), Наджаф-бека ("Разорённое гнездо" Ахвердова): Хлестакова, к-рую он играл с успехом в течение ряда лет. Выдающееся создание А.образ Отолло (1910), отмеченный благородством, величием, человечностью. Вдохновенное, поэтичное пск-во А. поражало реа-листич. выразительностью, мастерством сценич. характеристик. Игре его были присущи огромный темперамент и глубокая правда. Выступая как режиссёр, А. ставил пьесы Ахуп 'sa,. Ахвердова, Везирова, муз. драмы У. Гаджибе( !. переводную классич. драматургию: пьесы Гоголя, Тургенева, Шекспира, Шиллера, Сундукяна, Ширванзаде, с к-рыми он впервые познакомил азерб. зрителя. Особый интерес представляет пост. А. (в 1916) комедии Мамедкулизаде "Мертвецы". Осуществлял пост. спектаклей как на проф. сцене, так и в любительских кружках (Балаханский и др.). А. оказал воздействие на творчество многих видных азерб. актёров (А. М. Шарифзаде, С. Рухулла, М. Давудова и др.). Был первым азерб. актёром, снимавшимся в кино ("В царстве миллионов и нефти"). Выдающийся азерб. трагик, утверждавший своим творчеством народность и передовую идейность искусства, А. был убит мусаватистом.
Лит.: С а б и т Р а х м а н, Гусейн Ара-блинский, в сб.: Искусство Азербайджана, т. III. Материалы по истории Азербайджан-ского театра, Баку, 1950, с. 243-251; Д ж а-фа ров Дж., Азербайджанский драматический театр. Баку, 1959; С а б и т Р а х м а н, Г. Араблинский. Баку, 1949; С а р а б-ский Г. К., Бир актерун хатилэлэри, Бакы, 1930; Hycejn Эрэблински Мэгалэлэр, Бакы, 1949.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое араблйнский
Значение слова араблйнский
Что означает араблйнский
Толкование слова араблйнский
Определение термина араблйнский
arablynskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины