Поиск в словарях
Искать во всех

Театральная энциклопедия - азербайджанский

 
 

Азербайджанский

азербайджанский
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТР. Истоки театр. искусства азербайджанского народа связаны с древнейшими народными празднествами и плясками. Элементы театральности содержались во многих видах нар. творчества, сопровождавшего трудовые процессы (коллективный посев риса, уборка урожая и т. д.). Эти элементы содержались в календарных празднествах ("новруз" наступление весны, "кэв-сэдж" -подготовка к зиме), в обрядах ("году-году" вызывание солнца в ненастные дни и дождя в дни засухи), в свадебных церемониях ("нишан" обручение, "дуваггапма" снятие вуали с лица невесты, "той"свадебный пир), в играх ("гизлянач" -игра в прятки, "кесалдыгач" игра в поло), игровых песнях ("кэпэнэк" мотылёк, "бэнэфшэ" фиалка). Первичные формы театр. представлений связаны с синкретич. творчеством ашугов; к ним относятся также коллективный мужской танец "яллы", выступления скоморохов, канатоходцев, кяндирбазов (фокусников), мухрадуздов и мухребазов, представления дервишей, "заклинателей" змей и т. д. С давних времён известны представления азерб. нар. т-ра оюн и тамаша" из к-рых наиболее известны: "Кечал-пехлеван" ("Плешивый богатырь"), "Кафтаркос" ("Гиена"), "Ма,-рал-оюну" ("Оленья игра"), "Хан-хан" ("Повелитель судья"), "Тапдыг чобан" ("Пастух Тапдыг"), "Тенбель гардаш" ("Брат лентяй"), "Джейран ханум" ("Госпожа Джейран") и "Кес-кеса" (игра в масках). Древнейшим явлением театр. культуры Азербайджана был кукольный т-р "Килим-арасы" ("Из-за ковра"), представления к-рого высмеивали уродливые явления быта, социальное неравенство, несправедливость. В средние века возник и в дальнейшем получил широкое распространение азерб. религиозно-мистериальный т-р, отражавший в своих многоэпизодных представлениях ("Шабих") идеологию феодального общества.
Воздействие прогрессивной культуры и иск-ва рус. народа, усилившееся с присоединением в начале 19 в. территории Сев. Азербайджана к России, способствовало возникновению профессионального драм. т-ра Азербайджана. В сер. 19 в. начали организовываться спектакли в Шуше (1848), Ленкорани (1850), Шемахе (4857-58) и др. азерб. городах. В это же время комедии М. Ф. Ахундова "Мусье Жор-дан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун", "Медведь, победитель разбойника", Вези р ленкоранского ханства" были показаны в рус. т-рах (в Петербурге-1851, в Тифлисе - 1852). Решающую роль для дальнейшего развития азерб. нац. т-ра имели пост. комедий М. Ф. Ахундова "Ве-зир ленкоранского ханства" и "Гаджи Кара" ("Приключение скряги") в Баку в марте и июне 1873 при участии видного обществ, деятеля Г. Меликова (Зар-даби) и его учеников, будущих драматургов Н. Вези рова, А. Адигезалова. В конце 19 в. спектакли на азерб. яз. ставились в Баку, Шуше, Гандже (ныне Кировабад), Нухе, Сальянах, Нахичевани и др. городах. Организаторами этих пост. были передовые представители азерб. интеллигенции - писатели и учителя Г. Меликов, Ю. Мелик-Ахназаров, Н. и Г. Везировы, Н. Нариманов, Г. Махмудбеков, М. Азиз-беков, С. М. Ганизаде, А. Ахвердов, Г. Бадалбеков, Р. Таиров, А. Велибеков, Р. Эфендиев, Д. Мелик-Ега-нов и др. В 1888 по инициативе Махмудбекова, при активном участии Ганизаде, а затем Нариманова была создана театр. труппа в Баку. В 1897 Меликов сформировал первый проф. коллектив - "Мусульманская драм. труппа".
Репертуар азерб. дореволюц. т-ра строился гл. обр. на пьесах азерб. драматургов - М. Ф. Ахундова, Н. и Г. Везировых, Н. Нариманова, А. Ахвер-дова, Дж. Мамедкулизаде и др. Он обогащался также произведениями русских (Гоголь, Тургенев, Л. Толстой) и зап.-европ. классиков (Шекспир, Шиллер, Мольер). С первых лет своего возникновения А. т. становится центром просветительных и демократич. идей. Такие пьесы, как "Горе Фахреддина", "Из-под дождя, да в ливень" Н. Везирова, "Разорённое гнездо", "Несчастный юноша", "Ага Мухаммед-шах Каджар", "Волшебница пери" ("Пери Джаду") Ахвердова, "Невежество" и "Надир-шах" Нариманова наряду с комедиями М. Ф. Ахундова разоблачали нравы феодального общества, гнёт и деспотизм помещичье-капиталистич. строя, религиозный фанатизм и мракобесие.
Огромное влияние на развитие А. т. оказала революция 1905-07. В эти годы возникают новые театр. труппы, т. н. "товарищества". Наряду с драм. кружками в нефтяных р-нах создаётся специальная труппа при рабочей газете "Текамюль" под названием "Гамийет" для обслуживания рабочих зрителей. В 1907 при благотворительном об-ве "Ниджат" была организована труппа, в к-рой собрались лучшие актёры. Эта труппа располагала своим помещением, гардеробом, реквизитом и т. п. В 1910 новая театр. труппа создаётся при благотворительном об-ве "Сафа". Значит. событиями в истории А.. т. были спектакли "Ага Мухаммед-шах Каджар" Ахвердова (1907), "Кузнец Гяве" Ш. Сами (1908), "Разбойники" (1907); "Мертвецы" Мамедкулизаде (1916), "Отелло" (1910). В этих спектаклях прославился выдающийся актёр и режиссёр Г. Араблинский, искусство которого было проникнуто революц.-романтич. пафосом. Крупнейшим актёром-реалистом, основоположником нац. актёрской школы был Дж. Зейналов.
Рост нац. культуры сопровождался неуклонным ростом популярности т-ра в народе и способствовал возникновению новых форм театр. иск-ва. Развитие азерб. нар. музыки, создание ансамблей сазандаров, ашугов и зурначей, муз. номера к драматич. спектаклям способствовали формированию муз. т-ра. Непосредственной предтечей нац. оперы явились одноактные сценич. картины по поэмам "Лейли и Медж-нун" Физули и "Фархад и Ширин" Навои, показанные в Шуше в 1897-98 и Баку в 1901 и 1902. В 1908 в Баку была поставлена первая нац. опера "Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова. Эта опера положила начало азерб. проф. муз. т-ру. Основу репертуара муз. т-ра в первые годы его существования составляли произведения У. Гаджибекова создавшего в 1908-13 оперы "Лейли и Меджнун", "Шейх Санан", "Рустам и Зохраб", "Шах Аббас и Хуршид Бану", "Асли и Керем" и сценически не осуществлённую оперу "Га-рун и Лейла", а также три муз. комедии: "Муж и жена", "Не та, так эта", "Аршин мал алан". В последующие годы репертуар азерб. муз. театра обогатился новыми произведениями 3. Гаджибекова (опера "Ашик Гариб" и муз. комедии "Пятидесятилетний юноша", "Женатый холостяк"), М. Магомаева (опера "Шах Исмаил"), М. М. Кязимовского (муз. комедии "Молла Джаби", "Вур-а-вур"), М. Амирова (опера "Сей-фельмолк"), Г. Б. Шарифова и Славинского ("Махру и мах") и др.
Однако муз. т-р, располагавший собственным репертуаром, испытывал острую нужду в исполнителях. Наряду с оперными актёрами Г. К.Сарабскил1,М.М.Ма-медовым, Г. А. Гаджибабабековым, М. X. Терегуловым М. Т. Багировым, А. Б. Агдамским в муз. спектаклях участвовали в основном драм. актёры. Муз. и драм. т-ры не имели чёткого разделения, и репертуар трупп включал как драм., так и муз. произведения (в 1910-е гг. преобладали муз. спектакли).
Дореволюц. А. т., тесно связанный с прогрессивными, демократич. идеями, сыграл важную роль в культурном развитии народа. Но развитие нац. театр. иск-ва тормозилось сопротивлением реакции, политикой царизма, ограничивавшего рост нац. культуры народов, подавлявшего прогрессивные устремления. Молодые театр. коллективы были лишены материальных средств, условий для работы. Это тормозило создание репертуара и рост творч. кадров. А. т. нередко подвергался воздействию бурж. идеологии и не мог преодолеть любительства, добиться высокого уровня сценич. культуры. Созданный в 1919 государственный т-р влачил жалкое существование и был использован антинародным мусаватистским правительством в целях пропаганды бурж.-национа-листич. идей.
Только после установления Советской власти в Азербайджане (1920) А. т. вышел на путь свободного развития. Правительство Азербайджанской ССР национализировало все т-ры, объединило разрозненные труппы, зачислило актёров на гос. службу, ассигновало средства на развитие нац. искусства. В 1920 был создан Объединённый гос. т-р, включавший азерб., рус., арм. драматические и оперные труппы. В 1922 драм. азерб. труппа была преобразована в академия, драм. т-р (ныне Азербайджанский акаде-мич. драм. т-р им. М. Азизбекова), а оперная труппа в 1924 - в т-р оперы' и балета (ныне Азербайджанский академии, т-р оперы и балета им. М. Ф. Ахундова). В 1920 организованы рус., а в 1921 азерб. са-тир-агиттеатры; на базе рус. сатир-агиттеатра (см. Бакинский свободный сатир-агиттеатр) возник в 1923 Бакинский рабочий т-р (БРТ), переименованный в дальнейшем в Азерб. т-р русской драмы (см. Бакинский русский театр), а на базе азерб. сатир-агиттеатра в 1925 создан Бакинский азерб. рабоче-крестьянский т-р (в 1927 преобразован в Бакинский тюркский рабочий театр). В 1928 организован рус., а в 1930 - азерб. секторы ТЮЗа (Азербайджанский театр юного зрителя им. М. Горького); в 1938 - Азербайджанский театр музыкальной комедии.
Организационное оформление и укрепление т-ров сопровождалось ростом их идейно-художественного уровня. Два драм. т-ра - Драм. т-р им. Азизбекова и Рабочий т-р - отражали сложный процесс развития нац. театр. культуры. Т-р им. Азизбекова хранил и продолжал лучшие нац. традиции. Он ставил преимущественно классич. репертуар и новые произведения азерб. драматургов, особенно Дж. Джа-барлы и Гусейна Джавида. Очищая свой репертуар от идейно и художественно порочных произведений, т-р разрабатывал важнейшие темы современности. В конце 20-х - нач. 30-х гг. здесь были пост. пьесы Джабарлы-"Невеста огня" и "Севилье (1928), Ал-мас" (1931) и "В 1905 году" (1931), "Яшар" (1932), "Поворот" (1932), а также пьесы "Князь" Джавпда (1930), "Загмук" Глебова (1929), "Любовь Яровая" (1929) и др. Развивая свою сценич. культуру, т-р укреплялся на позициях реализма, но в отдельных спектаклях - "Кузнец Гяве" Сами, обраб. С. Ахундова (1929), "Гаджи Кара" ("Приключение скряги") М. Ф. Ахундова (1930), "Мертвецы" Мамедкулизаде (1933) - отдавал нек-рую дань формалистич. и вуль-гарно-социологич. тенденциям.
Театром нового направления был Рабочий т-р. Его репертуар состоял гл. обр. из переводов и переделок произведений рус. советских драматургов, посв. темам гражданской войны и строительства новой жизни ("Разлом"; "Шторм"; "Рельсы гудят" Киршона, "Воздушный пирог" Ромашова, "Инга" Глебова и др.).
В репертуар т-ра включались произведения и нац. классики ("Мертвецы", "Книга матери" Мамедкулизаде) и совр. драматургов ("Севиль" Джабарлы, "Пожар" Рустама, "Дороги" Назарли, "Тень" Гусейна и др.). Это был театр революц. героики и романтики, спектакли его содержали острую критику старых предрассудков. Коллектив осваивал достижения передовых советских т-ров в области режиссуры и декоративного искусства. Однако в своём стремлении к новаторству т-р нередко испытывал воздействие антиреалистических тенденций (пролеткультовских, конструктивистских и др.). С 1933 Рабочий театр работает в Кировабаде (см. ' Кировабадский театр им. Джабарлы).
В 1930 Т-р им. Азизбекова выступал на Всесоюзной олимпиаде нац. т-ров в Москве, где высокое признание получила драматургия Дж. Джабарлы и мастерство актёров А. М. Шарифзаде и Ульви Раджаб, Давудовой, Алиева, Сидги Рухулла, Идаятзаде, Тах-масиба.
В 30-х гг. А. т. достиг новых успехов, свидетельствующих о его творч. зрелости. Овладевая методом социалистич. реализма, Т-р им. Азизбекова осуществил ряд значит, спектаклей, разнообразных по жанру и стилю. Среди спектаклей о современности и гражд. войне: "Гибель эскадры" (1934), "Платон Кречет" (1935); "Хаят" Ибрагимова /1937); народно-героич. спектакли на историч. темы: "Сиявуш" Джавида (1934), "Шах-наме" Джанана (1936), Вагиф" (1938) и "Хан-лар" (1939) С. Вургуна, "Гачах Наби" С. Рустама (1940) и др. Театр показал первые советские комедии "Свадьба" (1939) и "Счастливцы" (1941) С. Рах-мана. Одновременно т-р успешно осваивал произведения нац., рус. и мировой классики, достигнув больших успехов в постановке шекспировских спектаклей "Гамлет" (1926, 1933), "Отелло" (1932), "Макбет" (1936), "Ромео и Джульетта" (1937).
В 30-е гг. композиторы Азербайджана обогатили репертуар т-ра оперы и балета новыми произведениями. В дни первой декады азерб. искусства в Москве (1938) т-р показал спектакли: "Кёр-оглы", "Аршин мал алан" У. Гаджибекова, "Нергиз" Магомаева и "Шахсенем" Глиэра. После декады, в 1940 был пост. балет "Девичья башня" ("Гыз галасы") Бадалбейли, положивший начало нац. балетному искусству.
В годы Великой Отечеств, войны т-ры Азербайджана ставили спектакли, отражавшие героич. борьбу советского народа против фашизма: "Вэфа" Расула Рзы, "Мухаббет" Ибрагимова, "Месть" Халила, "Львиное логово" Тахмасиба - в драм. т-рах; "Родина ц фрош" У. Гаджибекова, "Вэтэн" Караева и Гаджиева и др.- в оперном т-ре. В 1942 была пост. опера "Хос-ров и Ширин" Ниязи.
Постановления ЦК КПСС по идеологич. вопросам помогли А. т. обогатить идейное содержание своего репертуара. В конце 40-50-х гг. были осуществлены пост. ряда новых пьес, опер и балетов азерб. авторов. В драм. т-рах - "Утро Востока" Мамедханлы, "Светлый путь", "Вешние воды", "В семье Атае-вых" Эфендиева, комедия "Невеста" Сабита Рах-мана, "Глазной врач" Сафарли, "Большая любовь", "Ильдрым" и "Бухта Ильича" Меджнунбекова, "На дальних берегах" Сеидбейли и Касумова, "Джаван-шир" Мехти Гусейна и др. В оперном т-ре - оперы "Низами" Бадалбейли, "Севиль" Амирова, "Азад" Джангирова, балеты "Гюлыпен" С. Гаджибекова и "Семь красавиц" Караева. На сценах драм. т-р(в успешно ставились произведения классич. драматургии: "Двенадцатая ночь", "Отелло", "Зимняя сказка" Шекспира, "Васса Железнова"; "Звезда Севильи" и "Учитель танцев" Лопе де Вега (Т-р им. Азизбекова), "Собака на сене" (Кировабадский т-р и др.).
Расширил свою деятельность и Азерб. театр муз. комедии. В его репертуар, кроме муз. комедий У. и 3. Гаджибековых, написанных в дореволюц. период, вошли: "Пятирублёвая невеста", "Дурна" Рустамова, "Улдуз", "Мухаббет Гюли" Алескерова, "Чья свадьба" Мешадибекова, "Похитители сердец", "Радостная весть" Амирова, "Гызыл-Гюль" ("Роза") С. Гаджибекова, "Песня нашего села" Багирова, "Золотоискатели" Кулиева.
В республике выросла большая плеяда драматургов и композиторов, актёров драмы и оперы, режиссёров, дирижёров и театр. художников. Значит, вклад в развитие нац. иск-ва внесли нар. артисты СССР - У. Гаджибеков, М. А. Алиев, Сидги Рухулла, нар. арт. Азерб. ССР И. Идаятзаде, Кязим Зия. Среди деятелей театр. иск-ва Азерб. ССР (1960): нар. арт. СССР-Ш. Мамедова, Бюль-Бюлъ (Мамедов), М. Да-вудова, А. Искендеров, К. Караев, Г.Алмасзаде, Ниязи, Р. Бейбутов, нар. арт. Азерб. ССР - А. Алекперов, Р. Афганлы, И. Дагестанлы, А. Герайбейли, А. Курбанов, А. Султанов, М. Велиханлы, Л. Ба-дирбейли (драма), А. Буниятзаде, М. Багиров, Г. Га-джибабабеков, К. Баташов, Л. Векилова (опера и балет) и др.
В республике работают: в Баку - Азерб. ака-демич. т-р оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (два сектора - азерб. и рус.), Азерб. акаде-мич. драм. т-р им. М. Азизбекова, Азерб. русские драм. т-р им. Самеда Вургуна, Азерб. т-р муз. комедии (два сектора - азерб. и рус.). Театр юного зрителя им. А. М. Горького (два сектора - азерб. и рус.).
На периферии республики работают: Азерб. драм. т-р им. Джабарлы (Кировабад); Драм. арм. т-р им. М. Горького (Степанакерт); Азерб. драм. т-р им. М. Ф. Ахундова (Нахичевань); Азерб. драм. т-р им. А. Бакиханова (Куба) и многочисленные театр. коллективы при рабочих дворцах культуры, клубах, заводах, фабриках, совхозах, колхозах и др. предприятиях и учреждениях республики. Подготовка молодых театр. кадров с 1923 была сосредоточена в бакинском театр. техникуме, с 1945 - в Азербайджанском театральном институте им. М. А. Алиева (см.).
Лит.: Джафаров Д ж., Театр им. Азизбекова, М., 1951; Азербайджанский драматический театр. Баку, 1959 (на азерб. яз.); Искусство Азербайджана, т. 3, Баку, 1950; Б а-далбейли А., Касимов К., Азербайджанский государственный ордена Ленина театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова, М., 1959; Мамедова III., Пути развития азербайджанского музыкального театра, М., 1931. К,Кас.,Д.Дж
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое азербайджанский
Значение слова азербайджанский
Что означает азербайджанский
Толкование слова азербайджанский
Определение термина азербайджанский
azerbaydzhanskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины