Социологическая энциклопедия - харизма
Связанные словари
Харизма
Термин Х. был впервые употреблен в социологических концепциях Трельча и М. Вебера , у которого Х. анализировалась в концепции идеальных типов господства (легальное, традиционное, харизматическое). У Вебера харизматическое господство базируется на аффективном типе социального действия и предполагает авторитет харизматического лидера, постоянно вынужденного заботиться о своей Х. В организациях, построенных по принципу Х., уход лидера практически всегда сопровождается крушением движения в целом. В социологии харизматические социальные группы нередко даже выделяются в особый разряд социальных групп (либо в контексте вычленения только целевых и референтных социальных групп традиционно относят к первым), т.к. их основным конституирующим признаком является личная преданность вождю (лидеру).
Представление о Х. как о силе благодати, исходящей от духов или богов, присуще многим религиям. В ранней христианской традиции Х. содействие, ниспосылаемое Святым Духом избранным людям ("дар" проповеди, чудотворения, пророчества и т.д.). После конституирования церковных организаций учение о Х. было детально разработано богословами в качестве одного из главных пунктов христианского вероучения: постулировалось, что человек как существо греховное склонен ко злу и без наделения Х. для него нет и быть не может спасения и блаженства. Считалось, что Х. дается верующим через церковь, через духовенство, через таинства. Утверждалось, что духовенство наделено особой благодатью священством, которым может быть наделен истинно верующий. Идея о таинстве священства сформировалась в ходе разделения христианских общин на "клир" и "мирян": сословие духовенства было наделено даром посредничества между рядовыми верующими и Богом. Светские идеологии религиозного типа (культы личности, партии, класса, народа и т.п.) заимствовали представления о Х.: харизматическим вождем может выступать особо влиятельный писатель, политик, философ и т.д. (По Г. Гегелю, существующий порядок вещей может быть опровергнут "всемирно-историческими индивидуумами", И. Кант осуждал Х. человека как противоречащую религиозной морали, Ф. Ницше полагал регулярное появление в мире людей носителей Х. абсолютно необходимым для человечества.)
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1498 | |
2 | 1388 | |
3 | 1313 | |
4 | 1282 | |
5 | 1276 | |
6 | 1237 | |
7 | 1207 | |
8 | 1191 | |
9 | 1181 | |
10 | 1161 | |
11 | 1137 | |
12 | 1127 | |
13 | 1057 | |
14 | 953 | |
15 | 942 | |
16 | 914 | |
17 | 914 | |
18 | 875 | |
19 | 864 | |
20 | 817 |