(от полинезийского слова, означавшего запрет) негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.). Совокупность Т., налагаемых жрецами и вождями, охватывала различные стороны жизни и распространялась на слова (запрет произносить имена людей, покойников, духов, богов, названия животных и пр.); людей (женщин, воинов, правителей и др.); тело человека и части тела; общение, сексуальные и брачные отношения, разнообразные формы и виды поведения, действия обыденной жизни (обнажение лица, выход из жилища и пр.); пищу и питье; животных, растения, различные предметы и символы предметов (землю, оружие, амулеты и т.д.), посещение тех или иных мест и мн. др. Согласно существовавшим суевериям и традициям, нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болезни или смерти) и разнообразные социальные санкции со стороны сообществ и их лидеров. В первобытные и последующие времена Т. выступали как средство социального контроля и социального управления. В процессе исторического развития часть трансформировавшихся Т. вошла в виде различных представлений (например, о грехе), ценностей и норм (например, запрет на изображение человека в исламской культуре и т.д.), в мораль, религию, право и обыденную жизнь людей. Считается, что табуирование как обычай, впервые было отмечено в 1771 Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) во время кругосветного плавания.
В ряду концепций, объясняющих существенные моменты происхождения, содержания и функционирования Т. наибольшим влиянием пользуются: 1) магическая: рассматривающая запреты как негативную форму практической магии, отличающуюся от колдовства как позитивной формы магии Фрэзер и др.; 2) религиоведческая: объясняющая Т. как "священные законы" и запреты, связанные с верованиями в духовных существ Тайлор и др.; 3) психологическая: дающая психоаналитическую трактовку Т. как выражения амбивалентных состояний и отношений, и подчеркивающая роль Т. как формы первобытной морали и одного из "пусковых механизмов цивилизации" Фрейд и др.; 4) антропологическая: истолковывающая Т. как форму социального контроля Малиновский и др. и их различные версии и комбинации.
(taboo) — ритуальный запрет на определенные действия. Термин первоначально появился в описании капитана Кука полинезийского обычая. Он может подразумевать предостережение против некоторых людей, мест, объектов или действий, а наиболее часто цитируемым примером последнего выступает универсальное табу на кровосмешение. Многие работы в этой области были выполнены в рамках антропологии в попытке объяснить, почему, например, различные виды продуктов отвергаются многими культурами. Функционалисты предпочитают объяснения табу и тотемизма с точки зрения групповой солидарности, а структуралисты, в частности, М. Дуглас в "Непорочности и опасности" (1966), сосредоточились на табу как на проблеме в классификации двусмысленности. ...
(TABOO, TABU) Термин, появление которого в английском языке связано с путешествиями капитана Кука в Полинезию; обозначает все, что является запретным (пища, место, деятельность). Согласно Э. Дюркгейму, социальным последствием соблюдения табу является объединение социальной группы за рамками общих ритуалов и чувств. Табу является символом членства в группе. Революцию в современных исследованиях тотемизма совершил К. Леви-Стросс, рассматривавший табу как сообщение, символическую систему, выражение обмена между природой и культурой, животным миром и обществом. Данное понятие занимало центральное место в работах М. Дуглас, расширившей антропологическую концепцию табу до теории знания, основанной на идее загрязнения. ...
система социальных запретов, нарушение которых в представлении большинства членов общества карается сверхъестественными силами или достойно сурового наказания. ...