Поиск в словарях
Искать во всех

Социологическая энциклопедия - сверх-я

 
 

Связанные словари

Сверх-я

сверх-я
(Супер-Эго, Идеальное-Я, Идеал-Я, Я-Идеал) понятие и гипотетический конструкт; традиционно используется представителями интеллектуальных направлений, постулирующих идею о принудительно-репрессивном характере по отношению к человеческому "Я" институтов социализации, а также структур социальности и позиций "трансцендирования" /о последнем в данном контексте 3) настоящей статьи. А.Г., Т.К./.

1) В учении З. Фрейда "С.-Я": А) Часть "Я" (Эго), в котором инициируются и развиваются главные составляющие комплекса совести, моральных черт, идеалов и рефлексивных способностей человека: самоконтроля, самонаблюдения и т.п.; представитель всех моральных ограничений и источник стремлений к нравственному совершенствованию. Б) Сфера осуществления процессов родительных интроекций. Понятие "С.-Я" впервые появилось в работе Фрейда "Я и Оно". Предполагается, что "С.-Я" отлично от сознания тем, что, включая в себя элементы бессознательного, описывается в понятийных рядах общей теории психологии (а не этики). Кроме этого, инициируемые "С.-Я" санкции и табу принадлежат к прошлому опыту индивида и нередко вступают в конфликт с ценностями настоящего. Несмотря на то, что в психоанализе интроекция родителей в сферу "С.-Я" трактуется основополагающим психическим процессом, конституирующим последнее, в современном фрейдизме господствует точка зрения, согласно которой "С.-Я" не может точно воспроизводить интроецированные образы родителей, ибо в юном возрасте ребенок наделяет внешние объекты преимущественно собственными характеристиками и свойствами. Избыточные жесткость и радикализм "С.-Я" нередко объясняются в этом контексте повседневным насилием индивида над собственными чувствами в детстве, а также проявлением черт эдипова комплекса. Энергетической основой "С.-Я" полагаются импульсы агрессии, продуцируемые Оно: в случае направленности агрессивных актов на самого индивида имеет место моральный мазохизм (обращение садизма против себя, присущий неврозам навязчивых состояний или, по Фрейду, когда "желание мучать превращается в самоистязание и самонаказание"). Психотерапевтическая и психоаналитическая коррекция "С.-Я" традиционно осложнена сочетанием в его структуре результатов "архаических" младенческих интроекций, с одной стороны, и компонентов обретенного на базе жизненного опыта человека рефлексивного самосознания с другой.

2) В языковых играх некоторых субъектов контркультуры 1960-1970-х Бог. Репертуары интеллектуально-нравственного террора, осуществляемого идеологами "новых левых", предполагали деструкцию основополагающих общественных идеалов с целью разрушения основ капитализма. В 1960-е ниспровержение "С.-Я"-Бога акцентированно носило карнавально-эротический характер, фундированный романтическим утопизмом и кросс-культурным молодежным языком универсальных символов-паролей. Разрушение большей части сакральных табу в ходе сексуальной революции результировалось в эмоциональном пресыщении значительной совокупности людей и травмирующем проникновении бессознательного в сферу сознания. Коллективные и индивидуальные проблемы рядовых представителей постиндустриального общества были редуцированы бюрократическими социальными институтами до уровня вопросов терапевтического порядка: соответствующие фантазмы и "фанатизмы" устранялись интенсивным психоанализом, пропагандой поведенческих ритуалов и ценностных смыслов реинкарнации, освоением пространств и техник медитации системной многомерной психотерапией эпохи нового нарциссизма . Последний предполагал в качестве собственной сверхзадачи обретение возможности преодоления любящего Другого Бога. По мысли Фуко , данные процедуры поэтапно трансформируют историю как сферу Божественного промысла в сферу осуществления Логоса Другого: соответственно изменяется и статус "С.-Я" в иерархии уровней мотивации человеческого поведения.

3) Согласно М. Мамардашвили, организация человека в качестве "существующего существа" осуществляется посредством "постоянного сознания себя в актах мышления" или в состоянии "трансцендентального сознания" одного из конституирующих начал "С.-Я". По мысли Мамардашвили, "сверхчеловеческое" это некое предельное для человека состояние, лишь устремляясь к которому, лишь через собственное отношение к которому человек способен создать себя в качестве человека. Переинтерпретируя мысль Декарта о том, что для воспроизводства бытия требуется вдвое больше усилий, чем для его творения, Мамардашвили утверждает: "Онтологическое устройство бытия воспроизводит себя лишь с включением нашего усилия...". "Личностные основания" мыслей людей, по Мамардашвили, могут быть охарактеризованы "принадлежностью другому пространству и времени": "нравственность должна иметь де факто некоторые абсолютные основания вневременного". В таком контексте "трансцендирование" предполагает не существование абсолютного вневременного мира, а, напротив, означает "выход человека за данную ему стихийно и натурально ситуацию, за его природные качества, способность соотнести себя с чем-то не в природе лежащем". Как полагал Мамардашвили, трансцендирование позволяет выходить за рамки и границы любой культуры, любой идеологии, любого общества и находить основания своего бытия вне зависимости от их временных изменений: "без форм и изначальных надындивидуальных устоев человек отбрасывается в сферу исторического бессилия, "немоготы".

Ведущими принципами трансцендирования Мамардашвили считает "принципы трех К": а) декартовский принцип cogito любые события происходят не без участия сознания; б) кантовский принцип, постулирующий право человека на осмысленность особые умопостигаемые объекты, дающие возможность совершить акт познания или моральной оценки; в) принцип Кафки, предполагающий ситуацию абсурда и заставляющий человека выходить из нее, искать смыслы. С точки зрения Мамардашвили, трансцендирование это не просто форма, это "бесконечная форма всякой актуальности", это свобода самоосуществления. Последняя в качестве принципиального условия трансцендирования не есть выбор, данная свобода суть "движение, путь человека к самому себе". "Внутренняя свобода", по Мамардашвили, это размышление о том, "что больше тебя", это "реально явленная свобода в смысле освобожденности человека внутри себя от оков собственных представлений и образов". (Ср. у Дж. Брунера в "Психологии познания": "Три вопроса повторяются неизменно: что в человеке является собственно человеческим? Как он приобрел это человеческое? Как можно усилить в нем эту человеческую сущность?")

А.А. Грицанов, Т.В. Комиссарова

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  англ. super-ego; нем. Ober-Ich. По 3. Фрейду один из трех компонентов личности, включающий моральные стандарты, запреты и поощрения и возникающий благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом); проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. См. ИДЕНТИФИКАЦИЯ, СОВЕСТЬ. ...
Большой словарь по социологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):