Социологическая энциклопедия - протестантская этика и дух капитализма
Связанные словари
Протестантская этика и дух капитализма
В своем дальнейшем исследовании Вебер исходит из того, что "в такой же степени, как от рациональной техники и рационального права, экономический рационализм зависит и от способности и предрасположенности людей к определенным видам практически рационального жизненного поведения. Там, где определенные психологические факторы служат ему препятствием, развитие хозяйственно-рационального жизненного поведения также наталкивается на серьезные внутренние трудности". В прошлом эти психологические факторы формировались "религиозными идеями и коренившимися в них этическими представлениями о долге" и, следовательно, в центр исследования попадает "обусловленность "хозяйственного мышления", "этоса" данной формы хозяйства определенной религиозной направленностью". Иллюстрацией этой обусловленности, по Веберу, служит связь современного западноевропейского хозяйственного этоса с "рациональной этикой аскетического протестантизма": в начале работы Вебер приводит статистику, которая указывает, что во многих конфессиональных районах Германии именно некоторые типы протестантов обладают (пропорционально остальных верующих) наибольшим процентом богатств и экономически выгодных позиций.
Метод исследования связи религии и хозяйственного поведения определение "избирательного сродства" (термин И. Гёте) между формами религиозного верования и профессиональной этикой, т.е. поиск непротиворечия основных положений протестантской этики такому отношению к хозяйственно-экономической деятельности, которое и выражает дух современного капитализма. Необходимо отметить, что Вебер был далек от одностороннего понимания такой обусловленности: "Мы ни в коей мере не намерены защищать столь нелепый доктринерский тезис, будто "капиталистический дух" …мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон Реформации, будто капитализм как хозяйственная система является продуктом Реформации"; "Мы стремимся установить лишь следующее: играло ли также и религиозное влияние и в какой степени определенную роль в качественном формировании и количественной экспансии "капиталистического духа" и какие конкретные стороны сложившейся на капиталистической основе культуры восходят к этому религиозному влиянию".
Историческими носителями "рациональной этики аскетического протестантизма" (пуританами) являются кальвинизм, пиетизм, методизм и некоторые, вышедшие из анабаптизма секты. Принимая за основу пуританской этики кальвинизм, Вебер приходит к выводу, что именно "пуританизм стоял у колыбели современного "экономического человека ...способствовал установлению буржуазного, рационального с экономической точки зрения образа жизни…".
Аргументы Вебера в пользу этого вывода следующие. 1. Пуританское вероучение (вера в предопределенность спасения или гибели; обязанность любого трудиться во славу Божию; вера в спасение как дар Божий; строгий аскетизм и т.п.) исключает мистицизм и носит антиритуальный характер, т.е. устраняет главные препятствия на пути "расколдовывания мира" трезвого, рационального мировосприятия. 2. Мировоззрение пуританина позволило увидеть верующему признак своей избранности к спасению в успехе своей профессиональной деятельности: понимание своей профессии как неустанного труда во славу Божию и снятие с зарабатываемых (в результате труда) денег клейма греха сребролюбия. 3. Этика пуритан носит ярко выраженный аскетический характер и сводит к минимуму личное потребление, что при постоянном росте зарабатываемых средств автоматически приводит к постоянному инвестированию производства и его непрерывному расширению. Анализ аскезы занимает у Вебера особое место; он отмечает ее исторический путь как смену двух этапов: первый когда "аскеза перемещалась из монашеской кельи в профессиональную жизнь и приобретала господство над мирской нравственностью" (это период одухотворения капитализма этикой Реформации), и второй современный: "По мере того как аскеза начала преобразовывать мир, оказывая на него все большее воздействие, внешние мирские блага все сильнее подчиняли себе людей… В настоящее время дух аскезы… ушел из этой мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре с тех пор, как покоится на механической основе.
На этапе своего генезиса, новоевропейский капитализм, освященный аскетической этикой пуритан, обладал некоторыми особенностями. Во-первых, его носителями были "поднимающиеся средние слои ремесленников", т.е. представители среднего класса, которым противостоял крупный капитализм старого типа "капиталистические предприниматели из кругов торгового патрициата", воплощением которого выступали благородные наследники купеческого капитала и еврейские финансовые круги: "еврейский капитализм был спекулятивным капитализмом париев, пуританский капитализм буржуазной организацией трудовой деятельности". Во-вторых, социально-этический тип провозвестника нарождающегося капитализма это "люди, прошедшие суровую школу жизни, осмотрительные и решительные одновременно, люди сдержанные, умеренные и упорные по своей природе, полностью преданные своему делу, со строго буржуазными воззрениями и принципами".
Вывод исследования: протестантская этика (с ее понятием "профессионального долга", "внутримирским аскетизмом" и бережливостью, идеалом личной инициативы и ответственности только за себя) наиболее полно выражала основные идеологические и психологические моменты духа новоевропейского капитализма. Дух протестантской этики "нашел в капиталистическом предприятии свою наиболее адекватную форму, а капиталистическое предприятие… нашло в нем наиболее адекватную духовную движущую силу".
Данная работа Вебера породила много дискуссий и комментариев, которые выявили бесспорность методологической установки Вебера на то, "что поведение людей в различных обществах может быть понято лишь в рамках их общего концептуального представления о своем существовании, что религиозные догмы и их толкование составная часть их видения мира, что необходимо понять эти догмы, чтобы понять поведение индивидов и групп…" (Р. Арон ). "Максу Веберу удалось первому достоверно связать саму возможность накопления материальных благ … с выработкой подхода к божескому миру как не имеющему объяснимого отношения к миру реальному" (Ж. Батай).
Д.К. Безнюк
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1498 | |
2 | 1388 | |
3 | 1313 | |
4 | 1282 | |
5 | 1276 | |
6 | 1237 | |
7 | 1207 | |
8 | 1191 | |
9 | 1181 | |
10 | 1161 | |
11 | 1137 | |
12 | 1127 | |
13 | 1057 | |
14 | 953 | |
15 | 942 | |
16 | 914 | |
17 | 914 | |
18 | 875 | |
19 | 864 | |
20 | 817 |