Социологическая энциклопедия - предприятия культура хозяйствования
Связанные словари
Предприятия культура хозяйствования
Опыт проведенных исследований показал, что в настоящее время в отечественной экономике сложились два основных типа культуры хозяйствования предприятий. Первый тип характерен для так называемых "советских" предприятий, созданных до распада Советского Союза. Предприятия данной группы прошли в своем развитии несколько этапов: 1) период становления и развития в условиях планово-административной экономики, когда степень экономической свободы, а соответственно и хозяйственные риски предприятий были минимальными; 2) "перестройку", когда государственные экономические надсистемы в русле новой идеологии ориентировали предприятия на внедрение, преимущественно, организационных инноваций; 3) период социально-экономического кризиса первой половины 1990-х; 4) стабилизация положения в новых экономических условиях. Культура хозяйствования "советских" предприятий, впитав в себя опыт всех перечисленных этапов, сохранила основные дореформенные характеристики, адаптировав их к новым условиям хозяйствования.
Вновь созданные "постсоветские" предприятия прошли в своем развитии две основные стадии: 1) период становления, когда молодые предприятия формировали свою нишу и боролись за "место под солнцем", апробируя различные производственные и организационные способы хозяйствования; 2) этап оформления организационно-производственной структуры и интеграции в экономическую сферу общества. Предприятия этой группы, конкурируя с "советскими" предприятиями и друг с другом, были вынуждены форсировать развитие, прежде всего таких качеств культуры хозяйствования, как рыночность и рациональность (с целью минимизации ошибок в выборе стратегии), а также учиться "трудоэкономности" (с целью снижения производственных издержек).
В рамках второго рассматриваемого типа культуры хозяйствования, характерного для "постсоветских" предприятий, выделяются два вида культуры.
Первый вид характерен для предприятий, созданных инициативными работниками бывших советских предприятий на основе привлечения в новый коллектив своих бывших сотрудников. Это путь выделения и "автономизации" субкультуры хозяйствования, которая является модернизированным и адаптированным к новым условиям видом, порожденным в результате форсированного выполнения культурой селекционной и инновационной функций.
Второй вид культуры характерен для "постсоветских" предприятий, созданных "с нуля". Для них в большей степени характерно заимствование западных образцов организационных и производственных структур, а также принципов их функционирования, которые в процессе работы адаптируются к отечественным особенностям хозяйствования.
Сравнительный анализ основных типов культур хозяйствования предприятий показал, что их общими содержательными доминантами, являющимися "проекцией краеугольных камней" отечественной культуры в целом на сферу общественного производства, являются: авторитарность, неформальность, замкнутость. Очевидно, эти компоненты имеют глубинную природу и слабо подвержены изменениям даже в условиях значительных социально-экономических трансформаций. Вместе с тем выявлены элементы культуры хозяйствования, в той или иной степени поддающиеся регулятивному воздействию. Их содержательные характеристики варьируют в диапазонах: "технократичность рыночность", "интуитивность рациональность", "трудозатратность трудоэкономность", смещаясь в область "рыночно-рационального" спектра.
Данные процессы в постсоветской экономике обусловлены прежде всего возрождением действия закона конкуренции, который в "советский" период был редуцирован до своего частного проявления закона социалистического соревнования (4).
Вполне закономерным представляется то, что "рыночные" элементы культуры хозяйствования, в наибольшей степени характерны для "постсоветских" предприятий, непродолжительная, но бурная история которых это история конкурентной борьбы. По всей видимости, в случае дальнейшего поступательного развития постсоветской макроэкономической системы по пути эволюционных инноваций произойдет "диффузия" двух типов культуры хозяйствования в один "рыночный", позволяющий формировать эффективные программы индивидуального развития предприятий всех отраслей и форм собственности в русле действия объективных социально-экономических законов.
О.В. Кобяк
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1498 | |
2 | 1388 | |
3 | 1313 | |
4 | 1282 | |
5 | 1276 | |
6 | 1237 | |
7 | 1207 | |
8 | 1191 | |
9 | 1181 | |
10 | 1161 | |
11 | 1137 | |
12 | 1127 | |
13 | 1057 | |
14 | 953 | |
15 | 942 | |
16 | 914 | |
17 | 914 | |
18 | 875 | |
19 | 864 | |
20 | 817 |