Поиск в словарях
Искать во всех

Социологическая энциклопедия - опрос

 
 

Связанные словари

Опрос

опрос
метод непосредственного (интервью ) или опосредованного (анкета ) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

В настоящее время метод О. является наиболее распространенным способом получения первичной социологической информации. В силу этого О. порой отождествляется со всеми социологическими исследованиями в целом, а иногда и с самой социологией как наукой (то есть происходит отождествление науки с одним из ее методов). Метод О. является весьма эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях). Главное достоинство данного метода массовость, репрезентативность и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Разумеется, данный метод не является универсальным: его роль и значение тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению. Степень значимости метода О. связана с изучением сферы общественного сознания. Именно поэтому следует постоянно иметь в виду, что социолог постоянно получает информацию о социальных явлениях только в том виде, в каком она отражается в сознании людей и вербализуется респондентом в ситуации О.

На качество полученной методом О. информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью самого респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы  психики, отношение к исследуемой проблеме и к человеку или организации, проводящей О.), а с другой факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации). На результаты О. негативно влияет присутствие при О. посторонних лиц, неудачно выбранное время и место О., несоблюдение принципов анонимности, плохая организация самой процедуры О.

Для нейтрализации факторов негативно влияющих на результаты О., следует строго исполнять нормативные требования по использованию метода О., что предполагает: 1) четкую фиксацию исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования) с обеспечением адекватности им вопросника; 2) доступность предлагаемых формулировок вопросов респондентам, обеспечение их понимания опрашиваемым; 3) обеспечение принципов социально-психологического общения социологов (анкетеров, интервьюеров) с респондентами, что предполагает использование технических и организационных приемов, направленных на создание оптимальных условий, в которых происходит О. Речь идет и о технике О. (т.е. о наборе приемов, имеющих целью стимулировать достоверность ответов респондентов), и о знании особенностей среды респондентов, и об освоении психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста при заполнении анкеты; 4) точность фиксации ответов респондентов; 5) стандартизация условий проведения О.; 6) побуждение интересов респондентов и интервьеров (анкетеров) к результатам О.

Виды О. можно выделять по различным основаниям:

По способу получения информации и ее интерпретации 1) анкетный О. (когда опросный лист  напечатан и непосредственно социологом или опосредованно через почту, прессу вручается респонденту для заполнения); 2) социологическое интервью (как наиболее гибкую форму работы с респондентом, основанной на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме; 3) экспертный О. (когда в качестве респондентов выступают эксперты).

По степени охвата генеральной совокупности 1) сплошные О. (ситуация, когда опросом охвачена вся генеральная совокупность) ; 2) выборочные О. (ситуация, когда О. охвачена часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки).

По процедуре проведения О. 1) индивидуальные О. (проходят в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном, но всегда конфиденциальном, один на один способе общения социолога и респондента); 2) групповые О. (когда социолог работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой с целой группой.

По форме проведения О. 1) устные О. (разные виды интервью); 2) письменные О. (анкетный О.).

По способу коммуникации социолога и респондента 1) контактные О. (интервью и некоторые виды анкетных О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения О.); 2) бесконтактные О. (почтовые или прессовые О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения О.).

По частоте проведения 1) разовые О. населения по определенным проблемам; 2) повторные (мониторинг, лонгитюд).

Е.Е. Кучко

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  метод сбора первичной социологической информации посредством устного или письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации. ...
Краткий социологический словарь
2.
  метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. ...
Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
3.
  – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Бывает сплошным и выборочным. ...
Социология глоссарий к книге
4.
  способ получения социальной информации о мнениях и мотивах людей, связанный с постановкой определенных вопросов респондентам (опрашиваемым). ...
Социология права словарь специальных терминов
5.
  Метод сбора первичной информации в виде стандартизованной системы вопросов, применяемый в социальных, педагогических, валеологических, психологических и др. исследованиях. Основными видами О. являются анкетирование и интервьюирование. ...
Адаптивная физическая культура
6.
  метод сбора первичной информации, целью которого является получение сведений об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых. ...
Словарь терминов по общей и социальной педагогике
7.
  – метод исследования, в рамках которого участники отвечают на ряд утверждений или вопросов анкеты или интервью. ...
Словарь справочник по социальной работе

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):