Социологическая энциклопедия - безопасности экономической обеспечение
Связанные словари
Безопасности экономической обеспечение
В функциональном аспекте Б.Э. субъектов хозяйствования обеспечивается путем:
определения коммерческих, организационных, технологических и социальных приоритетов (предприятия, отрасли, региона);
налаживания системы оценок реальных и потенциальных угроз своим жизненным интересам;
разработки методов и средств парирования угроз экономическим интересам; а также стратегии применения защитных мер;
создания организационно-правового механизма практической реализации защитных мер.
В качестве исходных методологических принципов обеспечения Б.Э. выделяются:
разработка механизма определения жизненно важных экономических интересов республики или субъекта хозяйствования, сфер и особенностей их реализации;
выявление угроз и субъектов угроз Б.Э. в современных условиях;
определение объектов защиты;
выявление субъектов, чья деятельность наносит ущерб жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства (субъекты угроз-действий), или угроз-процессов и угроз-факторов;
определение признаков, свидетельствующих о совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным экономическим интересам республики или субъекта хозяйствования;
определение основных факторов и условий, складывающихся в сфере обеспечения Б.Э. государства или производителя;
анализ особенностей и механизмов нанесения ущерба жизненно важным экономическим интересам республики или хозяйствующим субъектам;
определение компетенции и взаимоотношений органов, осуществляющих деятельность по обеспечению Б.Э.;
формирование системы мер по реализации жизненно важных экономических интересов;
осуществление мероприятий по противодействию угрозам и локализации их последствий.
Концепция обеспечения Б.Э., построенная на этих принципах, должна включать в себя:
а) систему обеспечения Б.Э. как совокупность мер и деятельность по их реализации субъектов Б. в целях надежного стабильного функционирования экономических отношений в республике и между хозяйствующими субъектами;
б) критерии распределения компетенции отраслевых министерств и ведомств, субъектов хозяйствования по обеспечению Б.Э., учитывающие: сферу деятельности, имеющиеся механизмы обеспечения, характер угроз (угрозы-процессы, угрозы-факторы, угрозы-действия) выполняемым функциям;
в) модель деятельности по обеспечению Б.Э.
Обеспечение Б.Э. осуществляется на каждом ее уровне соответствующими субъектами и методами. Б.Э. государства структурными элементами государственного аппарата. На уровне общества субъектами обеспечения Б.Э. выступают различные общественные образования (например, элиты, общество защиты прав потребителя и пр.). Б.Э. субъекта хозяйствования обеспечивают структурные звенья предприятия, фирмы или сам индивидуальный производитель.
Система обеспечения Б.Э. включает в себя совокупность мер и деятельность по их реализации субъектов Б. в целях надежного стабильного функционирования экономических отношений в республике и между хозяйствующими субъектами по предупреждению возникновения угроз и устранению их последствий.
Таким образом, концептуально построение модели обеспечения Б.Э. должно, на наш взгляд, базироваться на рассмотренных методологических подходах, учитывать структурный и функциональные аспекты и включать создание системы обеспечения Б.Э. государства, общества и субъектов хозяйствования.
Концепция обеспечения Б.Э., так же, как и национальной Б. во всех ее составляющих, должна включать в качестве элементов деятельность и механизмы обеспечивающие:
выявление угроз и субъектов угроз Б.Э. в современных условиях;
определение объектов защиты;
механизм выявления жизненно важных экономических интересов республики или субъекта хозяйствования, сфер и особенностей их реализации;
выявление субъектов, чья деятельность наносит ущерб жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства (субъекты угроз-действий), или угроз-процессов и угроз-факторов;
определение признаков, свидетельствующих о совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным экономическим интересам республики или субъекта хозяйствования;
определение основных факторов и условий, складывающихся в сфере обеспечения Б.Э. государства или производителя;
анализ особенностей и механизмов нанесения ущерба жизненно важным экономическим интересам республики или хозяйствующим субъектам;
определение компетенции и взаимоотношений органов, осуществляющих деятельность по обеспечению Б.Э.;
формирование системы мер по реализации жизненно важных экономических интересов;
деятельность по противодействию угрозам и локализации их последствий.
Угроза есть возможное негативное (с позиций интересов личности, общества или государства) воздействие на сами интересы, условия и механизмы их реализации, на систему отношений. Это воздействие может быть осуществлено различными факторами и процессами (природными, социальными и экономическими) как реальными, уже существующими, протекающими, так и потенциальными.
Воздействие на Б.Э. социальной структуры природных факторов (засуха, наводнение, землетрясение или другие катаклизмы) проявляется в социально-экономических последствиях, к которым они приводят, в нарушении существующей системы общественных отношений. Угрозой Б.Э. являются не сами по себе природные явления или техногенные факторы, а те действия, которые не были предприняты или не обеспечили нейтрализацию последствий.
С этих позиций угрозами для экономических интересов личности, общества и государства являются не только процессы, условия и факторы, но и действия, направленные на ущемление жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства или использующие для этого последствия различных экономических, социальных, политических и природных факторов и процессов. Именно конкретная деятельность, наносящая ущерб интересам общества и государства, вне зависимости от того, осознает это или не осознает лицо или иной субъект отношений возможные негативные последствия, представляет непосредственную угрозу Б.Э.
Поэтому угроза Б.Э. имеет явно выраженный субъектный характер. То есть она является выражением противодействия отдельных личностей, определенных социальных групп, субъектов общественных отношений (государств, общественных организаций, партий и пр.) удовлетворению общенациональных или государственных, а также личных жизненно важных экономических интересов.
Соответственно угрозы с учетом причин их возникновения могут быть классифицированы по видам:
1. Угрозы, вызываемые объективно развивающимися как природными, так и социально-экономическими процессами.
2. Угрозы, вызываемые определенными политическими, экономическими и социальными действиями.
По первой группе угроз их источником являются природные силы или факторы, противодействие которым со стороны общества может осуществляться путем создания резервов, своевременного оказания помощи пострадавшим и пр. В то же время по второй группе угроз их субъектами, "носителями" являются физические и юридические лица, субъекты общественных отношений. В этом случае обеспечение Б.Э. может быть достигнуто или путем правового предупреждения и пресечения незаконных действий по реализации интересов в ущерб интересам других субъектов отношений; или формирования условий деятельности, которые позволят государству не допустить обострения противоречий между общенародными, государственными интересами, с одной стороны, и отдельных субъектов с другой. Иными словами, государственные органы могут активно противодействовать возникновению такого рода угроз через реализацию политики, формируя условия, когда субъектам экономических отношений станет невыгодно действовать вопреки общенародным, государственным интересам.
Для обеспечения Б.Э. важное методологическое значение имеет и вопрос об определении "носителей", источников или субъектов угроз, чьи именно действия и направлены против жизненно важных экономических интересов общества и государства. И если в одном случае их носителями являются природные силы, объективные процессы и факторы экономического развития, то в другом таковыми являются конкретные субъекты хозяйствования.
В качестве же субъектов угроз Б.Э., чьи конкретные действия способны наносить ущерб жизненно важным экономическим интересам республики, следует, на наш взгляд, рассматривать:
юридических лиц (предприниматели, фирмы, фонды и благотворительные организации; государственные предприятия и другие субъекты хозяйствования);
физических лиц, профессионально выполняющие работу экономического характера (частные производители и предприниматели, не имеющие статуса юридического лица; руководители, осуществляющие от имени предприятий хозяйственные операции; сотрудники государственных организаций и учреждений и пр.);
иностранных юридических лиц, организации, фирмы, спецслужбы и т.д.;
организованную преступность, действующую как внутри республики, так и за рубежом.
Следует учитывать, что все субъекты хозяйствования могут иметь противоречащие общенародным и государственным личные, корыстные экономические интересы и использовать формы, методы деятельности, которые им позволяют достигнуть нужного результата. И в этом отношении они функционируют в рамках прав, предоставленных им Конституцией. Однако с другой стороны, их действия могут ущемлять жизненно важные экономические интересы общества, государства или других субъектов хозяйствования, то есть являться угрозой Б.Э. республики или отдельного производителя. Иными словами, они реально выступают субъектами угроз Б.Э. Поэтому при оценке данных субъектов как носителей угроз в современных условиях следует исходить из критерия соответствия их деятельности установленным правовым, хозяйственным нормам и правилам. Степень ответственности за такие действия определяется законодательством, но в современных условиях развития республики ряд деяний закон не определяет как преступные. Во-первых, в силу появления совершенно новых видов экономических преступлений, с которыми общество столкнулось в условиях рыночных реформ и законодатель не успевает за изменяющейся ситуацией. Во-вторых, в связи с тем, что эти действия используются для первоначального накопления капитала и перераспределения общественной собственности, определенные социальные группы не заинтересованы в общественной оценке и законодательном определении этих действий как преступных. Поэтому действия ряда субъектов в соответствии с существующим законодательством не могут быть пресечены на законодательной основе, хотя наносят значительный ущерб Б.Э. общества и производителей.
В этой связи жизненно важным условием обеспечения Б.Э. на современном этапе для республики является не просто законодательное определение приоритетных экономических интересов, но и, соответственно, уголовно-правовая оценка действий, которые могут представлять реальные или потенциальные угрозы Б.Э. государства и субъектов хозяйствования. Только на этой основе, можно четко определить как всех субъектов угроз, так и степень их уголовной, административной или иной ответственности, а также возможные меры противодействия им. Не менее важно также определить и соотношение жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. В противном случае объективно существующие противоречия между ними будут затруднять деятельность государства по регулированию хозяйственной практики: или будут создавать искусственные барьеры в деятельности субъектов хозяйствования; либо государство может потерять контроль и возможности оказывать хоть какое-либо положительное реальное воздействие на экономику. Помимо этого, определение приоритетов в соотношении экономических интересов личности, общества и государства может обеспечить отправные точки для оценки правоохранительными органами тех или иных деяний, отнесения или неотнесения их к преступным и, соответственно, ориентации сотрудников в быстро меняющемся мире рыночных отношений.
Еще одним методологическим положением, которое необходимо учитывать при обеспечении Б.Э., является разграничение объектов Б.Э. и объектов обеспечения Б.Э. (или объектов защиты). Объектом Б.Э. выступают экономические интересы как воплощение экономических отношений. А объектами обеспечения Б.Э. являются носители (материальные и идеальные) экономических отношений, иными словами, те объекты, воздействуя на которые возможно нанесение ущерба экономическим интересам.
Использование понятий объект воздействия и объект обеспечения Б.Э. обусловлено рассмотрением системы взаимоотношений различных субъектов. Об объекте воздействия речь идет при анализе механизма реализации угроз Б.Э., который проявляется в виде деятельности субъектов, ущемляющих интересы республики. Об объекте обеспечения говорится при анализе деятельности государства, его органов или субъектов хозяйствования, направленной на предотвращение воздействия угроз на экономические интересы или экономические отношения. Иными словами, в первом случае рассматривается система: угроза и ее субъект объект воздействия. Во втором: между ними встает субъект, деятельность которого должна предотвратить воздействие угрозы на объект.
В самом общем виде объекты воздействия (защиты или обеспечения) целесообразно подразделить на две большие группы: физические, материальные и идеальные объекты и рассматривать в соответствии с классификацией объектов непосредственно Б.Э. То есть, на разных уровнях, в разных сферах, по видам производственной, финансовой и др. деятельности.
Идеальные объекты существенно отличаются от физических в силу значительного разнообразия средств нанесения ущерба, применяемых в отношении к ним.
Подход к вычленению объектов Б.Э. и объектов воздействия позволяет при анализе: во-первых, выделить конкретные механизмы реализации угроз Б.Э., в которых объекты воздействия являются элементами; во-вторых, раскрыть непосредственные и опосредованные воздействия на объекты Б.Э. и, соответственно, определить наиболее полный перечень угроз, которые необходимо предотвращать для защиты национальных, общественных, государственных и индивидуальных интересов; в-третьих, создать методологическую основу для более четкого разграничения компетенции органов государственной власти и управления в сфере обеспечения Б.Э. Выделяются не только объекты защиты, но становится возможным распределить функции субъектов обеспечения Б. в выявлении, предотвращении и пресечении угроз по отношению к одному объекту, но разными органами.
Обеспечение Б.Э. осуществляется на каждом ее уровне соответствующими субъектами и методами. Б.Э. государства структурными элементами государственного аппарата. На уровне общества субъектами обеспечения Б.Э. выступают различные общественные образования (например, элиты, общество защиты прав потребителя и пр.). Б.Э. субъекта хозяйствования обеспечивают структурные звенья предприятия, фирмы или сам индивидуальный производитель.
Распределение компетенции органов (субъектов), входящих в систему обеспечения Б.Э., должно осуществляться на основе ряда критериев.
Во-первых. Соответствие компетенции той сфере хозяйственной деятельности (отраслевой структуре экономики), в которой субъекты обеспечивают реализацию жизненно важных экономических интересов. То есть соответствующие органы и организации должны обеспечивать Б.Э. в производственной сфере, в рамках внешнеэкономической деятельности, в ходе реализации интересов государства, общества или личности, при проведении приватизации и пр.
Во-вторых. Компетенция должна соответствовать механизмам обеспечения Б.Э., включающим определение жизненно важных экономических интересов, выявление угроз реализации интересов, определение системы мер, направленных на преодоление влияния угроз и т.д.
В-третьих. Компетенция определяется в зависимости от характера угроз, преобладающих, действующих в той или иной сфере деятельности: угрозы-факторы, угрозы-процессы, угрозы-действия.
В-четвертых. Зависимость компетенции от функций, которые то или иное структурное образование выполняет в системе обеспечения Б.Э.: организация взаимодействия всех элементов системы, определение стратегии реализации жизненно важных экономических интересов, организация противодействия возникающим угрозам, пресечение угроз-действий и пр.
В соответствии с данными критериями основными функциями субъектов обеспечения Б.Э. являются:
1) Создание условий для реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства и выбор приоритетов по их защите в конкретно-исторических условиях, а также их корректировка в соответствии с текущими изменениями принципиального характера.
2) Оценка текущего состояния Б. Республики Беларусь, прогнозирование возможных направлений его развития.
3) Разработка и осуществление оперативных и долговременных мер по предупреждению, выявлению и прогнозированию внутренних и внешних угроз, а также нейтрализации источников их происхождения.
4) Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения национальной Б. в целом и экономической в частности, разработка и осуществление организационно-управленческих мер по их эффективному использованию в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях.
5) Контроль за эффективностью деятельности органов и общественных объединений в сфере обеспечения национальной безопасности и Б.Э.
В этом плане алгоритм обеспечения Б.Э. как характеристика деятельности по достижению стабильного, устойчивого состояния и развития экономической структуры реализуется по этапам:
вычленение жизненно важных национальных экономических интересов;
анализ возникающих противоречий между интересами внешних социальных элементов и интересами социального образования, их причин;
выявление (мониторинг) внутренних экономических противоречий между интересами социального организма и интересами его составляющих элементов;
определение путей и возможных механизмов разрешения возникших внешних и внутренних экономических противоречий;
определение субъектов обеспечения Б., действия которых должны обеспечить равновесное состояние экономической системы; принятие управленческих решений, реализацию которых будут осуществлять субъекты;
осуществление мероприятий по разрешению возникших внешних и внутренних конфликтов и противоречий, достижение (восстановление) стабильного, устойчивого функционирования и развития экономической структуры.
Соответственно, модель обеспечения Б.Э. в общем виде включает в качестве своих элементов субъекты, механизмы и деятельность по:
классификации жизненно важных экономических интересов всех субъектов хозяйствования;
выявлению угроз и субъектов угроз Б.Э. в современных условиях;
определению объектов защиты;
прогнозированию и анализу механизмов реализации угроз и признаков их осуществления;
определению компетенции и взаимоотношений субъектов, осуществляющих деятельность по защите жизненно важных экономических интересов;
формированию системы мер (правовых, организационно-экономических и иных) по созданию условий и реализации жизненно важных экономических интересов;
противодействию угрозам Б.Э., локализации их негативных последствий.
Применительно к деятельности различных органов государственного управления по обеспечению Б.Э. наряду с вышеперечисленными элементами включает в себя:
выявление субъектов, деятельность которых представляет угрозу Б.Э.;
определение объектов защиты, основываясь на выявлении механизмов реализации угроз;
определение признаков, свидетельствующих о совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным экономическим интересам;
прогнозирование направлений, сфер, методов и механизмов реализации угроз-действий;
определение и подготовку необходимых сил и средств, использование которых может обеспечить выявление, предупреждение и пресечение угроз Б.Э.;
взаимное информирование органами власти и управления, субъектами хозяйствования друг друга о возникающих угрозах-факторах, процессах и действиях, оказание содействия в реализации планов народнохозяйственного развития;
выявление недостатков экономических механизмов, влияющих на обеспечение Б.Э. республики, и формирование отраслевыми министерствами и ведомствами предложений по их устранению;
Эффективность функционирования такой модели и в целом системы обеспечения Б.Э. определяется, по нашему мнению, степенью защищенности и реализованности жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства.
В.В. Пузиков
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1503 | |
2 | 1395 | |
3 | 1319 | |
4 | 1287 | |
5 | 1280 | |
6 | 1239 | |
7 | 1214 | |
8 | 1196 | |
9 | 1183 | |
10 | 1165 | |
11 | 1142 | |
12 | 1132 | |
13 | 1061 | |
14 | 957 | |
15 | 949 | |
16 | 919 | |
17 | 917 | |
18 | 879 | |
19 | 869 | |
20 | 821 |