Современный Энциклопедический словарь - дзэн
Дзэн
дзэн
(японское, от санскритского дхьяна - самопогружение, созерцание), чань (китайское), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5 - 6 вв., с 12 - 13 вв. получил распространение в Японии, где существует и ныне. Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (6 в.). Для дзэн характерна вера в возможность обретения просветления (у, сатори) посредством размышления над бессмысленным с позиции логики диалогом (вэнь-да, мондо) или вопросом (гун-ань, коан). С середины 20 в. приобрел популярность среди западной интеллигенции (в рамках контркультуры).
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(япон., от санскр. дхьяна - медитация, сосредоточение, созерцание), чань (кит.), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5-6 вв., с 12-13 вв. получил распространение в Японии, где существует до настоящего времени. Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (6 в.). Для Дзэн характерны критическое отношения к тексту как средству передачи истинного знания, вера в возможность обретения "просветления" (у, сатори) посредством размышления над бессмысленным с позиции логики диалогом (вэнь-да, мондо) или вопросом (гун-ань, коан), элементы интуитивизма. С сер. 20 в. приобрел популярность среди западной интеллигенции (в рамках контркультуры). ...Большой энциклопедический словарь
2.
Дзэн, одно из течений дальневосточного буддизма. Само слово «Д.» — японское произношение китайской иероглифической транскрипции санскритского термина дхьяна (медитация, самоуглубление), китайское произношение — чань. Д. сложился в Китае в 6—7 вв. под сильным влиянием даосизма, у которого Д. заимствовал пренебрежение к знанию, убеждение в том, что истина не выразима в словах и ее можно постичь лишь путем внутреннего скачка, освободив сознание не только от проторенных путей, которыми движется мысль, но и от мысли вообще. Для Д. характерны отказ от установленных норм разумного и морального, любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. Основа понятийного и художественного языка Д. — лаконичный намек и ритмическая пауза. На первое место выдвигается импровизация, действие по наитию, без плана. Эти черты Д. могут быть поняты как выражение «свободы духа» в обществе, где свободное мыслимо только как нечаянное, необдуманное, юродское. Первым патриархом Д. в Китае считается индийский проповедник Бодхидхарма (начало 6 в.), но решающую роль сыграли шестой патриарх Хуэй-нэн (638—713), а также Шэнь-сю (605—706). Период расцвета Д. в...Большая советская энциклопедия
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1278 | |
2 | 923 | |
3 | 885 | |
4 | 881 | |
5 | 862 | |
6 | 839 | |
7 | 832 | |
8 | 820 | |
9 | 808 | |
10 | 799 | |
11 | 707 | |
12 | 700 | |
13 | 667 | |
14 | 662 | |
15 | 644 | |
16 | 636 | |
17 | 624 | |
18 | 594 | |
19 | 593 | |
20 | 562 |