Российская социологическая энциклопедия - конфликта социального уровни анализа
Связанные словари
Конфликта социального уровни анализа
1. Соц.-филос. уровень является самой общей методологич. основой, определяющей направленность исследований соц. конфликта на всех др. уровнях. Исходными положениями анализа здесь выступают: а) принцип диалектич. противоречия как источника любого развития, в т-ч. конкретно-историч. развития и смены обществ. производства и соответствующих им обществ. отношений; б) принцип детерминации источников соц. противоречий и конфликтов объективными закономерностями соц.-экономич. развития об-ва. 2. Социологич. уровень. На этом уровне изучаются причины и динамика объективных конфликтов интересов и целей больших общностей классов, рас, этнич. групп, соц.-профессиональных прослоек и т. п. с т.зр. объективных соц.-экономич. закономерностей и места этих общностей в соц.-экономич. и политич. Структуре данного конкретно-историч. об-ва, к-рые преломляются и отражаются в индивидуальном и групповом сознании членов этих общностей в форме типологич. противоречий ориентации, ценностей, целей, установок и т. п. 3. Соц.-психологич. уровень. На этом уровне изучаются психологич. механизмы осознания противоречивых ценностей, норм, ориентации, целей индивидов и групп в процессе их совместной деятельности, а также формы взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций соц. субъектами, детерминируемые объективными факторами и противоречиями совместной деятельности и отношений участников конфликта. Конечно, и соц.-психологич. уровень, понимаемый в изложенном смысле, с необходимостью включает данные и элементы социологич. анализа, особенно если исследование включает сравнительное изучение двух или более организаций. 4. Индивидуально-психологич. (личностный) уровень. На этом уровне исследуются особенности и характеристики отдельной личности (физич., психофизиологич., психологич. и т. д.) в их влиянии на возникновение конфликта, динамику поведения личности в конфликте и обратное влияние опыта конфликтных отношений на формирование личностных особенностей. Строго "развести" соц.-психологич. и индивидуально-психологич. уровни невозможно. В возможных же пределах это "разведение" состоит в том, что, говоря о соц.-психологич. уровне исследований, хотя здесь учитываются и включаются в анализ как личностные характеристики индивидов, так и объективные параметры соц., производственной деятельности групп, акцент делается на анализе функциональных, сущностных конфликтов в процессе практич. деятельности группы, организации в целом. Соц. психолог главное внимание направляет на анализ причин конфликтов, динамики и методов управления внутрии межгрупповыми конфликтами, возникающих в совместной деятельности. Выделение индивидуально-психологич. уровня в качестве относительно самостоятельного связано с тем, что здесь основной акцент делается на отдельном индивиде, динамике его психологич. механизмов и формах поведения в конфликте. В.А. Соснин
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2268 | |
2 | 1110 | |
3 | 973 | |
4 | 723 | |
5 | 715 | |
6 | 655 | |
7 | 605 | |
8 | 503 | |
9 | 493 | |
10 | 481 | |
11 | 479 | |
12 | 440 | |
13 | 431 | |
14 | 418 | |
15 | 417 | |
16 | 399 | |
17 | 396 | |
18 | 378 | |
19 | 376 | |
20 | 363 |