Российская социологическая энциклопедия - коммуникация массовая
Связанные словари
Коммуникация массовая
коммуникация массовая
форма коммуникации, развившаяся на основе использования технич. средств размножения и передачи сообщений. К.м. осуществляется специальными организациями (издательствами, агентствами, редакциями, студиями), образующими соц. ин-т (еж. также Средства массовой информации). Особенность процессов К.м. в соединении централизованного, институционально организованного производства информации с ее рассредоточенным массовым потреблением. Вследствие этого К.м. стала одним из наиболее эффективных способов соц. контроля над массовым поведением. Историч. предпосылки возникновения и развития К.м. связаны с развитием капитализма: массовое производство и сбыт товаров потребовали формирования с помощью рекламы стандартизированных запросов массового потребителя; расширение рынка рабочей силы привело к повышению мобильности трудящихся масс и вместе с тем к расширению диапазона их информационных потребностей; необходимость в более квалифицированной рабочей силе способствовала всеобщей грамотности; политич. форма капиталистич. об-ва предполагала распространение политич. влияния ин-тов власти на широкие слои населения не только методами прямого подчинения, но и "обработкой умов"; повышение производительности труда создало предпосылки для уменьшения рабочей недели и вместе с тем породило новые потребности, связанные с проведением свободного времени. В широко распространенных социологич. концепциях технологич. детерминизма утверждается, что К.м. плод усовершенствования только технич. средств переработки и распространения информации, позволяющих получить практически одновременный доступ к соц. значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места жительства и соц. статуса. Т.обр., основная задача К.м. в современном об-ве демократизация обществ. жизни, возникновение "глобальной связи" между людьми. Лит.: Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980; Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Трескова СИ. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1989; DeFleur M., Ball-Rokeach S. Theories of mass communication. N.Y., Z., 1977; McQuail D. Mass comunication theory: An introduction. L., 1987. М.Й. Лауристин
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
англ. mass media; нем. Massenkommunikation. Процесс распространения систематической информации с помощью техн. средств (печать, радио, телевидение, кино-, звукои видеозапись и т. д.) на численно большие и рассредоточенные аудитории. ...Большой словарь по социологии
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2266 | |
2 | 1108 | |
3 | 971 | |
4 | 717 | |
5 | 713 | |
6 | 647 | |
7 | 603 | |
8 | 492 | |
9 | 490 | |
10 | 478 | |
11 | 472 | |
12 | 437 | |
13 | 428 | |
14 | 416 | |
15 | 414 | |
16 | 396 | |
17 | 391 | |
18 | 373 | |
19 | 372 | |
20 | 361 |