Поиск в словарях
Искать во всех

Российская социологическая энциклопедия - история социологии западной

 
 

Связанные словари

История социологии западной

история социологии западной
история становления и развития социологич. знания в США и Зап. Европе, формировавшегося в процессе борьбы осн. социологич. ориентации, направлений и школ. Социология прошла длительный и сложный путь от безуспешных попыток стать универсальной областью знания о человеч. об-ве до более трезвого осознания своих предметных границ. Название этой науки дал О. Конт, провозгласивший необходимость создания С. как самостоятельной научной дисциплины. Позитивизм Конта (см. Позитивизм в социологии), ограничивая возможности теоретич. мышления, содержал в зародыше все те элементы, к-рые в дальнейшем обусловили переход зап. социологов к описательному эмпиризму. В то же время Конт во многом содействовал обретению социологией своего предмета и своего места среди др. обществ. наук. Г. Спенсер создал опред. предпосылки для понимания об-ва как "живой системы". Однако законы "соц. эволюции", сформулированные Спенсером, не были законами развития в полном смысле этого слова: методология, всецело основанная на аналогии об-ва с биологич. организмом, не давала возможности понять истинную сущность и специфику соц. развития. Тем не менее мн. ошибочные идеи Спенсера были возведены в абсолют такими социологами, как П.Ф. Лилиенфельд, Д. Фиске и др. Из др. социологич. ориентации и школ второй половины XIX нач. XX вв. отметим географич. (Г. Бокль и др.), утверждавшую решающую роль географич. среды в истории; механистическую (Г. Кэри, Г. Скотт и др.), считавшую, что в основе об-ва лежат законы механики; технократическую (Т. Веблен), провозгласившую культ технич. элиты, и др. Возникновение этих школ отражало опред. этап в развитии зап. социологии после Конта и Спенсера, т. е. тот период, когда социология еще не определила предмет своего исследования и в значит с ни сливалась с обществоведением в целом. Прослеживая дальше процесс становле социологии как науки, необходимо уделить внимание именам Л. Гумпловича, Г. Зиммеля и особенно Э. Дюркгейма и М. Вебера, создавших специфически-социологич. методы мышления и с ответствующие социологич. же категории. Всех этих мыслителей объединяет стремлен представить об-во в его специфич. сущности 2 сводимой к сумме его элементов или к простой совокупности индивидов, что позволило бы рассмотреть об-во как систему, вычленив его отдельные компоненты и сформулировав опрел законы функционирования. Л. Гумплович был первым в истории бурж соц. мысли, кто привлек внимание к тому факт, что социология это прежде всего учение о соц. группах, играющих доминирующую роль в обществ. процессе; он же попытался сформулировать осн. законы их существования ("самосохранение" и "солидарность"). Определяя индивида лишь как "продукт группового опыта", Гумплович свел до минимума роль личности в истории. Рассматривая развитие об-ва с позиций биологизма, Гумплович, с одной стороны, примыкали органич. (см. Школа в социологии органическая} направлению в социологии, а с др. к психологич. (см. Направление в социологии психологическое), поскольку объявлял соц. процесс соц.-психологич. процессом группового взаимодействия. Направление в развитии социологич. мысли, заложенное Гумпловичем, стало весьма влиятельным в начале XX в. Из числа его наиболее видных представителей следует назвать Л. Уорда, прямо заявлявшего о том, что силы обществ. силы психические, а потому и социология должна иметь психологич. базис. Уорд интересен и тем, что своим протестом против преобладания соц. статики в известной мере содействовал последующим попыткам создать "генетическую социологию" (В. Парето и др.), хотя сама по себе его социология (определяемая им как соц. философия) еще носит по преимуществу функционалистский характер (см. Анализ функциональный в социологии). В этот период происходят серьезные изменения в проблематике социологич. теории, что связано с влиянием на нее соответствующих филос. концепций. Речь идет, прежде всего, о таком крупном представителе т.наз. "философии жизни", каким являлся нем. мыслитель В. Дильтей, к-рый отверг претензии О. Конта и Г. Спенсера к истолкованию соц. процессов в их единстве, к изучению об-ва как целого. Отождествляя предшествующую соц. мысль с псевдонаучной алхимией, Дильтей настаивал на том, что объектом социологич. исследования должна соц. группа, а место социологич. абстрактных метатеорий призваны занять теории сугубо специализированные. Именно по этому пути пошли такие амер. исследователи, как У. Самнер, считавший соц. неравенство нормальным состоянием об-ва и необходимым условием развития цивилизации; Смолл, пытавшийся создать теорию "соц. процесса" в целом; как создатель учения о "первичи "вторичных" группах Ч. Кули; Ф. Гиддингс с его концепцией "себеподобного сознания" согласно к-рой какое-то существо признает другое сознание таким, какое оно есть у него самого); 3. Росс, вслед за Э. Дюркгеймом утверждавший, го разделение труда  и иерархическая организация это отражение "соц. порядка"; Г. Одум, Томас, Р. Парк, Ч. Эллвуд. С опред. момента азвитие амер. социологии шло под знаком ослабления интереса к общей социологич. теории перехода к частным эмпирич. исследованиям. Сложней обстояло дело в западноевр. социологии конца XIX нач. XX вв. Виднейший пред-гавитель ее в тот период Э. Дюркгейм, буду-позитивистом, настаивал на необходимости полностью отделить от философии "положитель-социологич. науку, предметом исследова-ния к-рой должны быть исключительно "соц. факты", выступающие в виде обществ. учреждений, законов, установлений и т. д., и причинные зависимости между ними. Но природу соц. установлений Дюркгейм видел в "коллективных представлениях", последним же он в духе объективного идеализма приписывал самостоятельное существование. Развитие обществ. сознания им объявлялось осн. содержанием ис-торич. процесса, а степень обществ. солидарности гл. критерием историч. процесса. При этом поведение личности,  по его мнению, целиком детерминируется степенью сплоченности об-ва. Впрочем, подобная т.зр. характерна для всей зап. социологии, в том числе и современной Дюрк-гейму американской (Ч. Кули, Дж.Г. Мид и др.). Труды Дюркгейма долгое время считавшиеся непревзойденными, образцы сугубо социологич. анализа. Характерно, что он отстаивал тезис о необходимости сочетания (поскольку они органически дополняют друг друга) функционального и каузального способов исследования и объяснения соц. действительности. Современником Дюркгейма был М. Вебер, хотя влияние, оказанное им на мировую социологию, обозначилось уже после его смерти. Методологич. позиция М. Вебера нашла выражение в его учении о типах идеальных (см.). Учение об идеальных типах Вебер соединял с методом идиографическим (см.), сводившим историч. законы к описанию специфических индивидуальных явлений. Эта сторона его учения сказала огромное влияние на эмпирич. социологию. Истолковав идеографич. метод в духе психологизма (см. Направление в социологии психологическое) и применив его для истолкования индивидуального человеч. поведения, Вебер заложил основы т.наз. социологии понимающей (см.). Тенденция интерпретировать об-во как систему функциональных связей укрепилась под воздействием веберовской концепции соц. действия. Но Вебер шел дальше функционализма (см. Анализ функциональный в социологии), пытаясь создать возможность для объяснения процесса развития (доказательством чего является, в частности, его классификация соц. действий). Вообще же для Вебера (и для всей классич. западной социологии) функциональный анализ  был лишь одним из принципов социологич. исследования, позволявшим наряду с др. методами объяснять генезис и преемственность различн. форм историч. процесса. Третья видная фигура "классического периода" западноевропейской социологии Г. Зиммель, определявший социологию как науку о формах соц. процесса. Эти соц. формы (гос-во, церковь и т. д.) он рассматривал как рез-т самых различн. соц. отношений, интерпретируя их психологически. Главное внимание следует, по Зиммелю, сосредоточить на формах соц. взаимодействия, осн. рез-том развития к-рых стала дифференциация социальная  (см.) (естеств. отбор создает высшие и низшие соц. группы). Осн. идея Зиммеля нашла свое развитие, детализацию и конкретизацию, представ в виде целой системы социологии, у Л. фон Визе. Опред. влияние на совр. зап. социологию оказали также К. Маннгейм в первую очередь своим тезисом о том, что соц. обусловленность знания есть фактор, ограничивающий и извращающий это знание, и В. Парето с его "законом кругового движения, возникновения и падения элит". В целом для западноевр. социологии предвоенного периода характерно внимание к "глобальным" проблемам и стремление вывести отсюда на основе историч. фактов, а не данных конкретно-социологич. исследования соответствующие "глобальные" или близкие к таковым закономерности. В период после второй мировой войны картина значительно изменилась: западная социология почти совсем отказалась от познания законов соц. развития и превратилась в науку о функционировании об-ва, ограничив свою задачу изучением соц. структур и функциональных связей. На смену методу сравнительно-историческому (см.), посредством к-рого западная классич. социология пыталась отыскать законы обществ. жизни, приходит структурно-функциональный анализ  (см. Анализ функциональный в социологии), требующий в кач-ве своей эмпирич. основы уже не материал соц. истории человечества, а рез-ты строго опред. конкретно-социологич. исследований (здесь, конечно, следует прежде всего выделить школу структурно-функционального анализа, представленную такими социологами, как Т. Парсонс и Р. Мертон). Интерес к общетеоретич. мысли падает, и социология (мы имеем в виду прежде всего американскую) расчленяется на целый ряд "автономных" социологий городской и сельской жизни, социологию этнич. групп (Г. Джонсон, Р. Линд, Ф. Фро-зье и др.), социологию малых групп (Р. Парк, Ф. Трашер, Г. Гольдхамер, Э. Мэйо, К. Левин и др.), социологию семьи (С. Гамильтон, У. Гуд, К. Киркпатрик и др.). Оформление в 60-х гг. т.наз. "радикальной" (или "критической") социологии, ориентированной на различ. версии неомарксизма (см.), привело к изменению ситуации в западной социологии. Вновь была "реабилитирована" соц.-филос. проблематика, проблематика соц. развития и соц. конфликта и т. д. Дело, начатое "радикальной социологией", было продолжено социологией феноменологической (см.), экзистенциалистской социологией и др. социологич. направлениями, ориентирующимися на новые парадигмы, сформировавшиеся под влиянием модных филос. устремлений феноменологии, экзистенциализма, критического рационализма и проч. Зап. социология являет картину "взвешенности" социологич. парадигм, из к-рых ни одна не может считаться безраздельно господствующей. В начале 70-х гг. эта ситуация самими бурж. социологами характеризовалась как кризисная (см. Кризис социологии). С середины 70-х гг. и в особенности в 80-х гг. зап. социологи предлагают различ. варианты выхода из кризиса, из к-рых ни один до сих пор не признан в кач-в

или менее общезначимого. О социологич. дигмах в современной зап. социологии см. Сциология западная. Лит.: Осипов Г.В. Современная буржуазная логия. М., 1964; Кон И.С. Позитивизм в социологии Лгш Андреева Г.М. Современная буржуазная эмпирическая циология. М., 1965; Беккер Г., Босков А. Современная Социологическая теория. М., 1961; Критика современной буржуазной теоретической социологии. М., 1977; Новые направления в социологической теории. М., 1978; История буржуазной социологии XIX начала XX века. М, 1979История буржуазной социологии первой половины XX века! М. Буржуазная социология на исходе XX века. М. 1986. временная западная социология. Словарь. М., 1990Ист социологии в Западной Европе и США (под ред. Осипов ва Г.В.). М., 1993; Современная американская социология. Ы. 1994; Западно-европейская социология XIX века. Текст М., 1996; Западно-европейская социология XIX начала XX веков. Тексты. М., 1996; Монсон П. Современная западная социология. С.-П, 1992; Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993; История социологии (под ред. Елсукова А.Н. и др.) Минск. 1993; Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. С.-П., 1997-История теоретической социологии. В 4-х т. (отв. ред. и сост Давыдов Ю.Н.). М., 1997 1998; Сорокин П. Социологические теории современности. М., 1992. Осипов Г.В. Становление и развитие социологии//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Г.В. Осипов

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):