Российская социологическая энциклопедия - деятельность научная
Связанные словари
Деятельность научная
деятельность научная
специфич форма трудовой деятельности, предметом и продуктом к-рой является научн. знание. Д.н. является по своей природе всеобщим трудом, т. е. обусловливается частично кооперацией современников, частично использованием труда предшественников. Тем самым задаются главные основания структурирования субъекта Д.н.: совместность труда (научн. коллективы) и его преемственность (научн. сооб-ва). Историч. преемственность Д.н. обеспечивается сохранением и передачей профессиональных норм предметной деятельности и коммуникации в процессе воспроизводства научн. сооб-ва. Выделение Д.н. и ее относительное обособление как самостоятельного занятия в общест разделении труда обусловлено становлением крупного капиталистич. производства, к-рое нуждалось в постоянном притоке нововведений Одновременно началась интенсивная внутренняя дифференциация Д.н. по ее предмету, стадиям и организационным формам. Со спецификой Д.н. связаны трудности определения ее границ. Одни авторы фактически ограничивают Д.н. фундаментальными и прикладными исследованиями, др. включают в нее проектирование и опытно-экспериментальное производство. Третьи наряду с деятельностью по накоплению знаний включают и труд по консервации поколениям, т. е. чтение научн. лекций, составление аналитич. обзоров, подготовку учебников. В этом самом широком смысле слова научн. труд включает в себя не только высококвалифицированный труд по производству научн. знаний (собственно научн. исследование), но и умственный труд по их использованию в процессе обращения и потребления. В настоящее время одна из важнейших особенностей Д.н. ее коллективный характер. Усиление коллективности обусловлено фундаментальными тенденциями развития современной науки. Углубление специализации ученых, развитие междисциплинарных исследований, технизация экспериментальных работ, сближение науки с производством расширяют контакты ученых разных отраслей науки, умножают и делают более устойчивым общение в сфере Д.н. Научн. коллективы становятся основными ячейками научн. сооб-ва. Выдвижение на первый план коллективных форм Д.н. вносит существенные изменения в требования к качествам научн. работника, к-рые связаны с особенностями коллективного труда: контактность, умение уважать чужое мнение, сочетать свои научн. интересы с планом исследовательских работ коллектива. По-видимому, и в будущем удельный вес коллективного компонента в совокупном научн. труде будет возрастать. Но индивидуальный труд не будет вытеснен полностью, не говоря уже о том, что коллективный научн. труд требует сохранения творческой индивидуальности. Лит.: Организация научной деятельности. М., 1968; Основы науковедения. М., 1985; Социальные показатели в системе научно-технической политики. М., 1986; Ученые о науке и ее развитии: творцы о науке. М., 1971; Ученый научный коллектив: социальные аспекты деятельности. М., 1986. П.Б. Шелищ, С.А. Кугель
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2266 | |
2 | 1108 | |
3 | 971 | |
4 | 718 | |
5 | 713 | |
6 | 647 | |
7 | 603 | |
8 | 493 | |
9 | 490 | |
10 | 478 | |
11 | 472 | |
12 | 437 | |
13 | 429 | |
14 | 416 | |
15 | 414 | |
16 | 396 | |
17 | 391 | |
18 | 373 | |
19 | 372 | |
20 | 361 |