Российская социологическая энциклопедия - восприятие социальное (перцепция социальная)
Связанные словари
Восприятие социальное (перцепция социальная)
восприятие социальное (перцепция социальная)
(от лат. socialis общественный и perceptio восприятие, представление) процесс и рез-т отражения человеком соц. объектов: др. людей, групп и общностей различн. видов, самих себя. Термин В.с. ввел Дж. Брунер в 1947 г. для констатации соц. обусловленности восприятия любых объектов, его зависимости не только от свойств отражаемого объекта, но и от личности, ее опыта, знаний, мотивов и целей деятельности, соц. навыков. В дальнейшем понятие В.с. претерпело изменение и в настоящее время им обозначают только восприятие соц. объектов, к-рое в отличие от восприятия неодушевленных предметов имеет ряд специфич. черт. При восприятии соц. объектов процессы оценивания и атрибуции объекту определенных свойств и причин активности слитны с собственно познавательными процессами и превалируют над ними. Собственная активность соц. объектов выражается, в частности, в том, что они стремятся создать у субъекта восприятия благоприятное впечатление о себе. Данное явление наблюдается также в соц.-психологич. экспериментах и препятствует объективному исследованию поведения соц. объектов. При восприятии др. человека особое внимание уделяется его позе, выражению лица и выразительным движениям как психологически наиболее информативным признакам. В 70-е гг. начались исследования В.с, в к-рых субъектом восприятия был не только индивид, но и соц. группа. Расширение исследований В.с. привело к выделению трех его основных разновидностей: а) восприятие межличностное это восприятие отдельным человеком др. человека. Изучается точность и адекватность восприятия людьми друг друга, оценка статуса воспринимаемого, пути формирования первого впечатления о человеке, восприятие взаимоотношений личности в группе. Основными из известных механизмов межличностного восприятия являются: стереотипизация (распространение на воспринимаемую личность устойчивых, стереотипных представлений о членах определенных соц. групп); б) идентификация (психич. отождествление воспринимающего с воспринимаемым индивидом); в) эмпатия (эмоциональное сопереживание, вчувствование в психич. состояние др. человека); рефлексия за другого. В В.с. обнаружен ряд эффектов: а) эффект первичности состоит в том, что для образования представления о человеке важное значение имеет порядок поступления информации о нем: вероятность припоминания первых элементов информации более велика по сравнению со средними, и они зачастую играют решающую роль; б) эффект новизны или недавности: вероятность припоминания последних элементов воспринимаемой информации более высока по сравнению со средними элементами ряда. В процессе В.с. данный эффект проявляется в том, что при оценке знакомого человека наиболее значима более новая информация о нем, тогда как на оценку незнакомого человека большее влияние оказывает первая информация (эффект первичности); в) эффект ореола: влияние первичного впечатления о человеке на восприятие всех его дальнейших поступков. Положительный ореол: если первое впечатление о человеке положительно, тогда все его поступки и черты получают положительную оценку, отрицательные черты не выделяются или вытесняются из сознания воспринимающего. При отрицательном первичном впечатлении (отрицательный ореол) замечаются преимущественно отрицательные черты и поступки человека, а положительные черты или не замечаются, или же недооцениваются. Эти эффекты, участвующие в процессах категоризации соц. объектов, более четко проявляются при недостатке объективной информации о них. Лит.: Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970; Социальная психология личности. Л., 1974; Брунер Дж. Психология познания. М., 1977; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1970;Изард К. Эмоции человека. М, 1980; Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. 1983; Hall E.T. The silent language. Garden City, 1959; Allport G. Pattern and Growth in personality. N.Y., 1961; Mehrabian A. Nonverbal communication. Chicago, 1972; Kleinke C.L. First impression: The social psychology of intergroup relation. Monterey (Cal.), 1979. A.A. Налчаджян
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое восприятие социальное (перцепция социальная)
Значение слова восприятие социальное (перцепция социальная)
Что означает восприятие социальное (перцепция социальная)
Толкование слова восприятие социальное (перцепция социальная)
Определение термина восприятие социальное (перцепция социальная)
vospriyatie socialnoe (percepciya socialnaya) это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2268 | |
2 | 1110 | |
3 | 973 | |
4 | 723 | |
5 | 715 | |
6 | 655 | |
7 | 605 | |
8 | 503 | |
9 | 493 | |
10 | 481 | |
11 | 479 | |
12 | 440 | |
13 | 431 | |
14 | 418 | |
15 | 417 | |
16 | 399 | |
17 | 396 | |
18 | 378 | |
19 | 376 | |
20 | 363 |