Российская педагогическая энциклопедия - школы-коммуны
Связанные словари
Школы-коммуны
Работа лучших Ш.-к. (Ш.-к. Нарком-проса РСФСР. им. П. Н. Лепешинского в Москве, им. К. Либкнехта в пос. Луна-чарское, под Ташкентом, им. Окт. революции в Одессе, Знаменской Ш.-к. в Вятской губ. и др.). свидетельствовала об успешном решении уч.-воспитат. задач. В развитии Ш.-к. выделяются 2 этапа. На 1-м этапе (1918—25). они стремились выработать образцы работы по воспитанию у учащихся начал коллективизма, самодеятельности и активности, умения ориентироваться в окружающей среде. Была начата работа по определению нового содержания образования, разработке методов обучения. 2-й этап (19261937). связан со стремлением школы проводить в период индустриализации поли-техн. обучение, осуществлять связь с произ-вом. Ш.-к. делали упор на решение вопросов трудового обучения, общественно полезной работы учащихся, дет. коммунистич. движения и др. Часть Ш.-к. впервые в нац. условиях проводила эксперимент по совм. обучению мальчиков и девочек. Нац. Ш.-к. разрабатывали новые алфавиты родных языков, создавали учебники. Нек-рые из них одновременно являлись центрами метод, работы [напр., 1-я опытно-показат. Ш.-к. в Казахстане в г. Оренбурге (1920). была превращена Академич. центром Казнаркомпроса в свою метод, базу]. Работа по созданию уч. планов, программ, метод, пособий по заданиям Наркомпроса Узбекистана, а также по организации параллельных классов с обучением на рус. и узб. языках велась в Ш.-к. им. К. Либкнехта.
Своеобразная дет. коммуна «Муравейник» для детей-сирот была создана в с. Алтайское в Сибири (1921). талантливым воспитателем В. С. Ершовым. Большинство Ш.-к. к нач. 30-х гг. было реорганизовано в ШКМ или школы обычного типа.
2). Трудовые коммуны ОГПУ (Объединённого гос. полит. управления при СНК СССР), организованные по инициативе его пред. Ф. Э. Дзержинского с целью перевоспитания и воспитания в производств, коллективе тысяч беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей. Комплектование коммун проводилось органами нар. образования и милиции. Осн. задача трудовых Ш.-к. в первые годы существования заключалась в том, чтобы создать благоприятные условия для физич., нравств. и умственного развития детей, дать им нач. образование. Организовав разл. ремесл. мастерские в 20-х гг., Ш.-к. стали создавать производств, цехи, а в 30-х гг. -заводы и фабрики. С сер. 20-х гг. они давали наряду с проф. подготовкой общеобразоват. знания в объёме неполной ср. или ср. школы.
Одной из первых была Болшевская трудовая коммуна (1924), организованная в с. Костино, под Москвой, по поручению Дзержинского быв. чекистом М. С. Погребинским. Приобрела известность Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, созданная в пос. Новый Харьков, под Харьковом (1927), к-рой руководил А. С. Макаренко. Её ядром явились быв. воспитанники Колонии имени М. Горького (в 1920—28 ею заведовал Макаренко).
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3228 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |