Российская педагогическая энциклопедия - трансактный анализ тpансакционный анализ
Связанные словари
Трансактный анализ тpансакционный анализ
В основе Т. а, лежит представление о структуре личности как сочетании трёх качественно своеобразных уровней организации человеческого «Я» (эго-состо-яний). Этим трём уровням, или компонентам личности, Берн присвоил назв. «Родитель», «Ребёнок» и «Взрослый». Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Согласно Берну, каждый из этих компонентов несёт в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.
«Родитель» (аналогичен «сверх-Я» в фрейдистской структуре личности). выступает носителем социальных норм и предписаний, к-рые человек некритически усваивает в детстве (гл. обр. под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. «Родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования и др. Им также регулируются сложившиеся авто-матизиров. формы поведения, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования «Родителя» определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.
«Ребёнок» выступает носителем биол. потребностей и основных ощущений человека. Он также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними дет. впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества спонтанность, творчество, интуиция; негативные отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность.
«Взрослый» наиб. рациональный компонент, функционирующий относительно независимо от прошлого, хотя и с использованием информации, к-рая заложена в «Родителе» и «Ребёнке». «Взрослый» олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций. Становление зрелой личности связано, по Берну, гл. обр. с оформлением полноценно функционирующего «Взрослого». Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственно психотерапия должна быть направлена на установление баланса трёх названных компонентов и усиление роли «Взрослого».
В отличие от психоанализа, сконцентрированного на индивидуальной психике, Т. а, уделяет особое внимание межличностным отношениям. Согласно Берну, в общении друг другу противостоят все три компонента личности каждого из общающихся людей. Непосредств. акт межличностного взаимодействия (трансакция). может быть адресован любому из состояний партнёра. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (т. н. дополнительная трансакция). Напр., один из партнёров выступает с позиций «Родителя» и ведёт себя назидательно, директивно, адресуя своё обращение к «Ребёнку» другого; тот в свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с дет. позиции, адресуя свой ответ «Родителю». В этом случае общение протекает гармонич. но и удовлетворяет партнёров. Но возможна и т. н. перекрёстная трансакция, когда ответ без учёта источника и направления обращения осуществляется на ином уровне. Напр., «Взрослый» одного jn партнёров обращается к «Взрослому» другого с рациональным предложением,,1 тот избирает дет. реакцию, адресуемую «Родителю» партнёра. При этом возникает дисгармония отношений, нарушается взаимопонимание, возрастает вероятность конфликта.
Исходя из э гой модели, Берн разработал теорию «mi р», под к-рыми понимаются неконстр). ктивные формы общения. «Игры» порождаются стремлением партнёров к достижению преимуществ за счёт других участников общения. Берн и его сотрудники разработали обширную типологию «игр». В основе мн. игр лежат «сценарии», программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состоянии «Ребёнок», плохо осознаются и потому делают человека несвободным, психологически зависимым.
Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставления им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью Т. а, является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями.
В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, Т. а, предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положит. эффект. Одной из осн. сфер приложения Т. а, является коррекция внутрисемей-ных отношений, как между супругами, так и между родителями и детьми.
Осн. понятия Т. а, и технику их применения может освоить и ребёнок, что даёт возможность всей семьёй познавать и понимать себя творчески и весело. Т. е, осн. задача помощи родителям научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в др. социальных сферах.
Последователь Берна амер. психотерапевт Т. Харрис в своих исследованиях подчёркивает необходимость отношения к ребёнку как к части семейного сообщества. Дети не могут решать свои проблемы вне семьи. Поэтому ребёнок, постигший язык Т. а., легче решит свои проблемы, т. к. будет больше знать о себе самом и лучше разбираться в окружающем его мире.
В модели воспитания, основанной на Т. а., подчёркивается, что ключ к изменению поведения ребёнка лежит в изменении взаимоотношений между ребёнком и родителями. Несмотря на то, что тео-ретич. положения Т. а, уязвимы для критики, его практич. использование демонстрирует позитивные результаты.
Лит.: Берн Э., Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, пер. с англ., М., 1988; его же, Трансакционный анализ и психотерапия, пер. с англ., СПБ, 1994; его же, Трансакционный анализ и психотерапия, пер. с англ., СПБ, 1994; Д ж с и м с М., Джонгвард Д., Рожденные выигрывать, пер. с англ., М., 1993; Харрис Т., Я хороший, ты хороший, пер. с англ., М., 1993; Психология воспитания, под ред. В. А. Петровского, М., 1995 С. С. Степанов.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3229 | |
3 | 2519 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1428 |