Российская педагогическая энциклопедия - толстой дмитрий андреевич
Связанные словари
Толстой дмитрий андреевич
Увлекаясь в молодости либеральными идеями (был другом А. Н. Плещеева до ссылки последнего, товарищем M. Е. Салтыкова-Щедрина, одним из ближайших сотрудников мор. министра либерально настроенного великого кн. Константина Николаевича), по-видимому, уже к кон. 1850-х гг. перешёл на консервативные позиции: выступал последовательным защитником дворянских интересов, считая, что благородное сословие должно сохранять в обществе свои полит. позиции и культурно-нравств. влияние.
При участии Т. проведена реформа православных уч. заведений (1866—69), выпускники получили право поступать в уч. заведения гражд. и др. ведомств, были обновлены уч. программы, гл. обр. за счёт расширения курсов общеобразо-ват. предметов, введения педагогики, увеличения кол-ва уч. часов на древние языки. При Святейшем Синоде учреждён Училищный к-т. Признавая роль духовенства в нравств. воспитании народа, Т. считал невозможной передачу в его руки всего нач. образования. Вместе с тем правильно поставленную систему образования считал важнейшим инструментом для предотвращения распространения рев. идей. i
В годы министерства Т. проведены образоват. реформы, определявшие облик рос. шк. системы почти до нач. 20 в. Приняты Устав гимназий и прогимназий (1871), преследовавший цель повысить уровень подготовки поступающих в ун-ты, но на деле укрепивший позиции т. н. классицизма в ср. образовании и привилегии дворянства (см. Гимназии, Классическое образование, Пансионы), Положение о гор. уч-щах и учительских ин-тах (1872), упорядочившее систему обучения детей из разл. слоев гор. населения (см. Городские училища), Положение о нач. нар. уч-щах (1874), давшее основу для расширения сети гос. школ в сел. местности; получили правовую базу деятельности реальные уч. заведения; учреждены высшие жен. курсы, жен. гимназии и прогимназии. Были также введены Правила о мерах к образованию инородцев (1870), распространившие систему Н. И. Ильминского, Положения о т. н. казённых евр. уч-щах и др. Активно велась подготовка нового университетского устава. Т. считал необходимым гос. контроль за содержанием и процессом обучения и воспитания, был сторонником жёсткой дисциплины в уч. заведении. Добивался унификации уч. программ, укрепления единоначалия в уч. заведениях, усиления роли губернского дворянства в надзоре за ср. и нач. образованием. Устойчивого интереса к пед. проблемам Т. не имел, назначение на посты обер-прокурора Святейшего Синода и министра нар. просвещения рассматривал гл. обр. как ступени адм. карьеры. При разработке правительств, политики в области образования испытывал сильное влияние М. Н. Каткова и К. М. Леонтьева.
Стремление сохранить гос. контроль за нар. просвещением объясняет нек-рую противоречивость политики Т. в конкретных вопросах. Так, относясь отрицательно к высшему жен. образованию, участию гос-ва в организации нач. обучения, он в условиях пореформенной России был вынужден выделять субсидии высшим жен. курсам, пойти на создание образцовых сел. «министерских» уч-щ и учительских семинарий.
Автор исследований по истории образования: «Взгляд на уч. часть в России в XVIII столетии до 1782 г.» и др. (опубл. в сб. ОРЯС Петерб. АН). В них использовал мн. архивные источники, нек-рые полностью опубликовал. С 1882 мин. внутр. дел и одновременно през. Петерб. АН.
Лит.: Рождественский С. В., Ист. обзор Мин-ва нар. просвещения за 100 лет. 1802—1902, СПБ, 1902; Феоктистов Е., За кулисами политики и лит-ры, М., 1991. К. Г. Боленко.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3229 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |