Российская педагогическая энциклопедия - тифлотехника
Связанные словари
Тифлотехника
Т. играет существенную роль в трудовой и социальной реабилитации инвалидов по зрению. В зависимости от направления различают учебную, производственную и бытовую Т. Задача учебной Т. развитие уч. материально-техн. базы, способствующей совершенствованию содержания и методов обучения, оптимизации уч. процесса, а также производств, подготовке незрячих. Цель производственной Т. создание возможности инвалидам по зрению выполнять с помощью спец. приборов и приспособлений ранее недоступные им производств, операции и контрольно-измерит. работы.
Бытовая Т. разрабатывает тифлотехн. средства, облегчающие ориентировку слепых и слабовидящих в пространстве и расширяющие восприятие ими окружающих предметов и бытовых явлений, а также создаёт приборы (коммуникаторы), помогающие общению инвалидов по зрению друг с другом и со зрячими.
Совр. Т. разрабатывается на принципах системного подхода к взаимодействию человека с нарушением зрения и используемого им тифлотехн. средства. Назначение тифлотехн. системы получение человеком (оператором). необходимого ему объёма информации, достаточного в заданных условиях для взаимодействия его с окружающей средой. Функции между человеком и тифлотехн. средством распределяются так, чтобы положит, качества, присущие им как звеньям системы, дополняли друг друга.
К применяемым для слабовидящих оптич. средствам коррекции относятся разл. рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монои бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпии диапроекторы). Телевизионные устройства (индивидуального и коллективного использования). для слабовидящих позволяют увеличивать изображение в 60 раз. Яркость и контрастность изображения могут устанавливаться самим пользователем. Дисплеи для слабовидящих работают по принципу преобразования входной кодовой информации в изображение знаков и символов на сегментных, матричных или растровых индикаторах. При трубчатом зрении, гемианопсии применяют оптич. системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения. Для лиц, зрение к-рых ухудшается в условиях повышенной освещённости, используются корригирующие линзы из стекла цветного или из бесцветного с покрытием.
Для слепых разработаны различные по сложности устройства и приспособления: «ниткопродёргиватель» (для вдевания нитки в иголку), спец. трости, способствующие ориентировке при самостоят. передвижении, приборы для ручного письма по системе Л. Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, т. н. говорящие книги тиражированные на грампластинках и магнитофонных лентах записи текстов.
Для самостоят. чтения слепыми обычного печатного или рукописного издания предназначаются «читальные машины», одни из к-рых преобразуют изображение печатных и рукописных знаков текста в рельефно-точечные изображения на рельефных матричных экранах, а также в рельефные условные знаки или знаки рельефной азбуки Брайля, другие в слуховые условные полифонич. сигналы, соответствующие определённым буквам, или в синтезиров. речь.
В школах для незрячих с помощью светои магнитоэлектрич. устройств, преобразующих световые сигналы в слуховые или тактильные, учащиеся могут воспринимать как близко расположенные, так и удалённые объекты, определять их яркость, а также характер их перемещения в пространстве, фиксировать наличие магнитного поля и т. п. При программиров. обучении слепых и слепо-глухонемых применяются дефектологич. обучающие машины и др. техн. устройства типа тренажёров-репетиторов.
Для ориентировки в пространстве перспективны ультразвуковые локаторы, при помощи к-рых слепые получают информацию о расположении предмета и расстоянии до него. В целях улучшения физич. подготовки и развития двигат. активности слепые дети привлекаются к занятиям спортом, для чего разработаны спец. тренажёры, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.
Лит.: Сверлов В. С., Тифлотехника, М., 1960; Алексеев О. Л., Использование обучающих машин при обучении слепых учащихся, Свердловск, 1964; Муратов Р. С., Техн. средства обучения слепых и слабовидящих школьников, М., 1968; Техн. средства обучения спец. назначения, Владимир, 1969; Усик В. А., Техн. средства для инвалидов по зрению, М., 1980; его же, Спец. средства коррекции для лиц с пониженным зрением, М., 1981. О. Л. Алексеев.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3229 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |