Российская педагогическая энциклопедия - старообрядческие школы
Связанные словари
Старообрядческие школы
Перед С.Ш. стояли 2 осн. задачи дать религ. и нач общее образование, т с восполнить утрату доступа к гос. школе, а также готовить старообрядч церковнослужителей, церк. певчих, иконописцев Обучение сосредоточилось в крупных центрах староверия Одним из первых среди них была Выговская пустынь в Поморье (нач 18 в). Большой вклад в организацию обучения был сделан настоятелем Выговской пустыни А Денисовым (1674—1730), старообрядч богословом и писателем, создавшим при обители богатое книгохранилище, преподававшим богословие и ораторское иск-во.
Начало систематич. образованию детей в С III было положено основателем Преображенского старообрядч (беспоповского). монастыря в Москве И А Ко-вылиным (1731—1809). В нач 19 в в одном из зданий монастыря создана духовная школа, в к-рой обучались мальчики из числа сирот, призреваемых в Преображенском богаделенном доме Воспитание было подчинено задаче подготовки старообрядч наставников и уставщиков Детей обучали чтению на церк. -слав яз по богослужебным книгам Псалтыри, Часослову и др. в определенной манере, принятой при богослужениях, «погласицей», знаменному церк. пению Важным предметом являлся закон Божий, преподававшийся по книгам Большой и Малый Катехизис В богословской подготовке особое внимание уделялось отличиям староверч церкви от новообрядцев Воспитанники, имеющие соответствующие склонности, обучались иконописи, переписыванию богослужебных книг Место общеобра-зоват знаний, в частности арифметики, было достаточно скромным Жизнь уч-ща подчинялась общим правилам монастырского устава учащиеся участвовали в богослужениях, носили принятую в монастыре одежду, соблюдали установленный распорядок жизни, предписывавший, в частности, избегать всякого общения с нестарообрядч миром Важнейшей задачей считалось воспитание учащихся в духе «древлеправославного благочестия», соблюдение традиционных в старообрядчестве норм этики и внеш. поведения
По образцу моек Преображенской школы в 1-й четв 19 в велось обучение в Ярославской, Тверской, Нижегородской, Саратовской, Новгородской, Рижской, Казанской, Симбирской губерниях, на Дону и Кубани в общинах, считавших своим центром Преображенскую староверч общину Школы подобного типа появились в кон 18 нач 19 вв у старо-веров-поповцев в Иргизских монастырях (Саратовская губ). и на Рогожском кладбище в Москве
Во 2-й четв 19 в с началом царствования Николая I С III были запрещены, в результате чего значит. число рус людей оказалось лишенным элементарного образования До 60-х гг 19 в дети староверов обучались в секретных, подпольных школах Численность учащихся (мальчиков и девочек). в них обычно составляла 10—20 чел. Установленных программ не было, курс обучения определялся возможностями преподавателя.
Официально С. ш. были восстановлены в 60—70-х гг. 19 в. Так, в Риге открылось трёхгодичное старообрядч. уч-ще для мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет.н. девочек 7—11 лет. В нём преподавались закон Божий, рус. язык, арифметика, духовное пение, чистописание, история, география, для девочек рукоделие. В 1890 в Риге Об-вом для воспитания бедных детей был открыт старообрядч. приют. Подобные уч-ща и приюты создавались в Москве, др. центрах староверия.
После выхода в 1905 Манифеста о свободе вероисповедания сеть старообрядч. уч. заведений существенно расширилась, были созданы казённо-приходские уч-ща в основном того же типа, что и церк.-приходские школы офиц. церкви. Бело-криницкой иерархией (староверы-по-повцы). был учреждён в 1912 шестиклассный Старообрядческий ин-т в Москве. Его программа включала 30 предметов, из к-рых 12 богословские, остальные общеобразовательные. Организации обучения молодёжи уделили большое внимание 1-й (1909). и 2-й (1912). Соборы старообрядцев-поморцев (беспо-повцев). в Москве. Планы издания учебников, составление программ преподавания обсуждались на съезде наставников-учителей старообрядч. приходов России (1911, Двинск).
При всех сложностях, вызванных преследованиями и ограничениями деятельности, С. ш. достигли значит. успехов в обучении. Старообрядч. население практически повсеместно отмечалось высоким уровнем грамотности как мужчин, так и женщин.
После Октября 1917 в РСФСР. старообрядч. уч. заведения были закрыты. За её пределами крупным образоват. центром оставалась Гребенщиковская старообрядч. община в Риге. В 30-х гг. было организовано два Вселатв. съезда старообрядч. вероучителей. Значит. вклад в образование внёс И. Н. Заволоко (18971984), автор двух учебников по закону Божьему и истории церкви, считающихся лучшими, издатель журн. «Родная старина» (1928—31), основатель кружка ревнителей старины, пропагандировавшего знания об истории и традициях староверия.
В кон. 1980-х нач. 90-х гг. началось возрождение образоват. деятельности старообрядч. церкви. При Центр, совете Древлеправославной Поморской церкви Латвии действует Рижское старообрядч. духовное уч-ще спец. уч. заведение, осуществляющее подготовку причта для молитвенных храмов староверов-поморцев. Переиздан ряд учебников, в т. ч. книги Заволоко. При приходах образованы воскресные С. ш. Для старообрядч. воспитания традиционно стремление не только дать детям нек-рую сумму религ. знаний, но и приучить их к строгому соблюдению норм православной нравственности, обычаев, правил внеш. поведения, активному участию в богослужении, в жизни церк. общины.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3229 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |