Российская педагогическая энциклопедия - социально-критическая педагогика
Связанные словари
Социально-критическая педагогика
Значит. влияние на ориентиры С.-к. п. оказали идеи свободного воспитания (гл. обр. в интерпретации А. Нила), а также филос. и социологич. теории «Франкфуртской школы» (Т. Адорно, Ю. Хабер-мас и др.). Основой социальной доктрины идеологи С.-к.п. признают познание как «истинный регулятор поведения человека, направленный на изменение общественной действительности». Понятия «эмансипация», «свобода», «самоопределение» рассматриваются как пед. и политич. категории. Функцию педагогики представители С.-к. п. усматривали в «перманентной критике» общества и его авторитарных структур; педагогика должна давать лишь теоретич. анализ возможностей разл. моделей воспитания как «воспроизведения потенциала обществ, изменений в молодом поколении» (Молленхауэр). Значит. влияние получили и идеи «новых левых».
Наиб. радикальные представители С.-к. п. призывали к замене традиц. школы сетью обществ, институтов, построенных на принципах неформального общения детей в разл. видах деятельности (см. Дескулизация). и обосновывавших прежнюю школу теорий (см. Антипедагогика). Попытка реализации этих идей (в кон. 60-х гг.). была предпринята нек-рой частью радикально настроенного студенчества и интеллигенции, организовавших семьи-коммуны как альтернативу нуклеарной семье.
К сер. 80-х гг. популярность и влияние С.-к. п. снизились. Отд. её идеи вошли в контекст преобладающих в Зап. Европе пед. доктрин, другие стали использоваться в практике альтернативных школ.
Лит.: Я p к и и а Т. Ф., Критич. анализ состояния и тенденций развития бурж. педагогики в ФРГ, М., 1979 (есть библ.). Т. Ф. Яркина.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3228 | |
3 | 2517 | |
4 | 2165 | |
5 | 2147 | |
6 | 2126 | |
7 | 2060 | |
8 | 1929 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1824 | |
12 | 1770 | |
13 | 1732 | |
14 | 1687 | |
15 | 1633 | |
16 | 1610 | |
17 | 1568 | |
18 | 1523 | |
19 | 1502 | |
20 | 1425 |