Поиск в словарях
Искать во всех

Российская педагогическая энциклопедия - социальная психология

 
 

Связанные словари

Социальная психология

социальная психология
, отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально-психол взгляды разрабатывались в рамках разл филос. концепций, а также внутри конкретных наук, прежде всего психологии и социологии, антропогии, этнографии, криминологии, языкознания, педагогики Лишь ко 2-й пол 19 в относятся первые попытки создания самостоят.социально-психол концепций «психология народов» (М Лацарус, Г Штейнталь, В Вундт), «психология мacc» (С Сигеле, Г Лебон), теория «инстинктов социального поведения» (У Мак-Дугалл). Началом существования С.и. как особой дисциплины считается 1908, когда одновременно появились работы англ. психолога Мак-Дугалла и амер социолога Э Росса, в названиях к-рых содержался термин «С.и. » Возникновение этой науки на стыке двух дисци плин обусловило ее двойственный статус, пограничное положение между системами психол и социологич. знания

После 1-й мировой войны С.и. получила наиб. развитие в США Это обусловило как социальную направленность исследований в прикладной сфере (оптимизация деятельности пром компаний, предотвращение внутр. конфликтов между администрацией и рабочими, повышение эффективности пропаганды и рекламы и т.д. ), так и методологич. принципы, на к-рых базировались экспе-рим исследования Ориентация на философию неопозитивизма, недооценка тео-ретич, мировоззренч аспектов С.и. привели к переоценке количеств методов и к абсолютизации метода лабораторного эксперимента, фокусом исследований стала малая группа Начало развития отеч С.и. в качестве самостоят.дисциплины относится к кон 50-х нач 60-х гг

С. и включает в себя след осн.разделы закономерности общения и взаимодействия людей, С.и. групп, С.и. личности, прикладные области. Сущность общения раскрывается как реализация общественных и межличностных отношений между людьми, исследуются три стороны общениякоммуникативная, где общение выступает как способ обмена информацией, интерактивная, где общение раскрывается как взаимодействие людей, организация разл форм совм. деятельности, перцептивная, где общение предстает как взаимопознание людьми друг друга и возникающее на этой основе взаимопонимание Исследование всех этих процессов важно в реальных социальных группах, производств бригадах, щк классах, спорт командах и т.д. , потому что позволяет посредством воздействия на эти процессы способствовать оптимизации совместной деятельности.

Чтобы конкретизировать знания об общих закономерностях общения, необходимо проанализировать психол характеристики тех реальных социальных групп, в к-рых оно развертывается, как «больших» (наций, этносов, социальных и проф. групп и т и), так и «малых» (трудовые, учебные, спорт коллективы, а также семьи). Важное достижение отеч С.и. вычленение именно социально-психол подхода к изучению групп, выяснение тех условий, при к-рых заданная внеш. обстоятельствами группа становится для ее членов психол реальностью Под этим углом зрения изучаются такие феномены, как сплоченность, лидерство, принятие групповых решений и др. Все эти процессы рассматриваются не просто в связи с той деятельностью, к-рой занимается группа, но и как опосредованные этой деятельностью, что позволяет рассмотреть процесс развития группы как процесс развития этого опосредования Важный компонент этого раздела С.и. психология коллектива, рассматривающая достижение группой такой стадии развития, когда все групповые процессы в ней опосредованы совм. деятельностью, а члены группы принимают цели и ценности группы как свои собственные.

Изучение психол характеристик групп позволяет перейти к анализу социально-психол проблем личности Хотя личность предстает предметом исследования многих наук, прежде всего общей психологии, у С.и. есть собств. задача изучение того, каким образом и в каких конкретных группах личность усваивает социальные влияния, через какую из систем ее деятельности, с др. стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совм. деятельности). При таком подходе особое значение приобретают такие проблемы, как социализация, формирование и смена социальных установок и др.

Все названные фундам проблемы С. и имеют большое практич. значение Социально-психол исследования проводятся в сфере пром произ-ва для изучения психол климата в рабочих бригадах, совершенствования межличностных отношений, повышения трудовой мотивации и пр, а также в спорте, торговле, «службе семьи» и т.д. Особое значение прикладные социально-психол исследования приобретают в области воспитания Все три осн.раздела С.и. представлены, напр., в условиях воспитат. работы в школе Знание закономерностей организации общения учащихся как между собою, так и с учителем способствует сплочению коллектива класса Вооруженность этими знаниями учителя служит для него важным резервом повышения эффективности воспитат. воздействия Это относится и к знаниям законов образования коллектива, формирования социальных установок школьников, подготавливающих их активную социальную позицию Решение этих задач требует усиления социально-психол подготовки учителя, в частности введения соответствующих курсов в пед. ин-тах Однако работа по проведению система-тич социально-психол исследований в школе требует, так же как и в др. прикладных областях С.и., организации спец. «социально-психол службы» В системе воспитания такая служба еще только складывается В ее задачи входит диагностика состояний трудовых и уч коллективов, консультирование руководителей и членов коллективов по разл социально-психол проблемам и, самое главное, обучение руководителей разного звена общению С этой целью в С.и. разрабатываются спец. программы активной социально-психологической подготовки, в т.ч. социально-психологического тренинга

Лит Социальная психология, под ред. Г II Предвечного, Ю А Шерковина, M, 1975, Методология и методы социальной психологии, под ред. E В Шороховой, M, 1977, Методы социальной психологии, под ред. E С Кузьмина, В E Семенова, Л, 1977, Андреева Г М, Богомолова H Н.Петров-с к а я Л А, Совр. социальная психология на Западе, М, 1978, Психол теория коллектива, под ред. А В Петровского, М, 1979, Психол механизмы регуляции социального поведения, под ред. М И Бобневой, E В Шорохо вой, М, 1979, Социальная психология, под ред. E С Кузьмина, В E Семенова, Л, 1979, ШихиревП Н, Совр. социальная психология США, М, 1979, Андреева Г М, Социальная психология, М, 1980, Социальная психология и обществ. практика под ред. E В Шороховой, В II Левкович, М, 1985, The handbook of social psychology, ed by G Lmdzey and E Aronson, v l—2, 4—5, Readmg (Mass), 1968—702, The context of social psychology a cntical assessment, ed by 3 Israel, H Tajfel, L -N V, 1972, ShaverK G, Prmciples of social psychology, Camb, 1977, Introducmg social psychology, ed by H Tajfel, С Fraser, Har-mondsworth, 1978, Psychologie sociale, ed by S Moscovici, P, 1984 Г М Андреева.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Первоначально социально-психологические взгляды выражались в рамках различных философских концепций, а также внутри конкретных наук, прежде всего психологии и социологии, антропологии, этнографии, криминологии, языкознания, педагогики. Лишь ко 2-й половине 19 в. относятся первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций: "психология народов" (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), "психология масс" (С. Сигеле, Г. Лебон), теория "инстинктов социального поведения" (У. Мак-Дугалл). Началом существования С.п. как особой дисциплины считается 1908, когда одновременно появились работы английского психолога У. Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых присутствовал термин "С.п.". Т.о., С.п. присущ двойственный статус, пограничное положение между системами психологических и социологических знаний. Начало развития отечественной С.п. как самостоятельной дисциплины относится к концу 50-х...
Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря
2.
  отрасль психологии, изучающая закономерности поведения общностей людей. Основные направления исследований: 1. Закономерности общения и взаимодействия людей (взаимосвязь межличностных и общественных отношений и место общения в них); атрибуты процесса общения: коммуникация, интеракция, социальное восприятие; способы воздействия в процессе общения; 2. Психология групп (значение группы для развития личности; виды групп, характеристики групп, процессы в больших и малых группах; лидерство, конформизм, сплоченность; развитие группы и образование коллектива). 3. Закономерности проявления психики индивида в социальной среде (социальная детерминация деятельности личности, социализация личности, социальные установки и ценностные ориентации личности). ...
Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
3.
  наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. ...
Словарь по педагогической психологии
4.
  отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к тем или иным социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Задачей социальной психологии является исследование основных психических актов, появляющихся в сообществе: побуждений, инстинктов, форм коммуникации, внушения, любви, дружбы, самоутверждения, воли к власти, а также исследование вопроса о влиянии окружающего мира на психику, о свойствах психики различных социальных групп — крестьян, рабочих и т. п. — и, наконец, вопроса о модах, обычаях и направлении их развития. Ее основные разделы и области: общение и взаимодействие людей, психология группы, психология личности. Отдельный большой блок—практические приложения социальной психологии в производстве, образовании, управлении, сфере массовой информации, семейных отношениях, науке, политике, религии и др. ...
Профессиональное образование

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины