Российская педагогическая энциклопедия - славяно-греко-латинская академия
Связанные словари
Славяно-греко-латинская академия
К 1680 кол-во учащихся возросло до 200 чел., процесс обучения делился на 3 этапа («школы»): словенское и греческое письмо, семь свободных иск-в и богословие. До 1690 преподавание на старших ступенях велось на греч. яз., позднее на греч. и лат. языках по уч. пособиям, подготовленным Лихудами. Школы Лихудов строились и содержались на средства Патриаршего казённого приказа, отчасти на частные пожертвования.
С отстранением Лихудов от дел «Спасских школ» в 1694 функции преподавателей были возложены на учеников Лихудов Ф. П. Поликарпова-Орлова, Н. С. Головина и др.
Согласно «Привилегии», в академию принимались «всякого чину люди»; среди учащихся были выходцы с терр. Украины, Польши, Грузии и др. В 18 в. началась переориентация академии на лат. язык, хотя круг дисциплин оставался прежним. В 1701 уч. заведение переименовано в Славяно-латинскую академию, в 1775 С.-г.-л. а. Ректоров академии приглашали из числа учёных-монахов (выпускников Львовской братской школы, Киево-Могилянской академии), известных писателей, проповедников, полемистов (Палладий Роговский, Сильвестр Крайский, Феофилакт Лопа-тинский, Стефан Яворский). В штате кроме ректора состояли префект, отвечавший за порядок и дисциплину, 6—7 учителей и 2 проповедника. Ряд гос. указов (1708, 1710 и др.). содействовал превращению академии в духовное уч. заведение. По указу 1727 в С.-г.-л. а, было запрещено принимать «солдатских, поме-щиковых и крестьянских детей». С образованием Святейшего Синода (1721). уч. заведение перешло в его ведение. Однако большинство студентов по-прежнему составляли светские лица, к-рые по окончании обучения привлекались к гос. службе (переводчиками в Посольский приказ, Коллегию иностр. дел и др.). посылались за границу для продолжения обучения или переводились гл. обр. в мед. школы, где необходимо было знание лат. языка. При академии силами студентов был организован театр, ученики участвовали в «триумфах» празднованиях воен. побед.
В 1-й пол. 18 в. академия стала одним из крупнейших центров рус. культуры и просвещения. Формирование в дальнейшем сети светских уч. заведений, открытие в Москве ун-та способствовали постепенной эволюции академии в центр рус. религ. мысли и проповедничества. В 1814 академия указом Синода преобразована в Моск. духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру (ныне г. Сер-гиев-Посад Моск. обл.).
Среди выпускников академии были виднейшие руководители Рус. православной церкви, мн. деятели рус. культуры, в т. ч. зодчий В. И. Баженов, дипломат.н. поэт князь А. Д. Кантемир, поэт.н. переводчик Е. И. Костров, географ и путешественник акад. С. П. Крашенинников, акад. М. В. Ломоносов.
Лит.: Смирнов С., История Московской Славяно-греко-лат. академии, М., 1855; Сменцовский M. H., Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни кон. XVII и нач. XVIII вв., СПБ, 1899; Галкин А., Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913; Рогов А. И., Новые данные о составе учеников Славяно-греко-лат. академии, «История СССР», 1959, № 3; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. с древнейших времен до кон. XVII в, М., 1989, с. 74—88.
А. В. Лаврентьев.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3229 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |