Российская педагогическая энциклопедия - систематизация
Связанные словари
Систематизация
Стремление к С в виде простейших классификаций возникает уже у дошкольника Дети на предметах осваивают операции отнесения части к целому, включения одной группы объектов в группу большего объема, выражая результаты этого упорядочения своих впечатлений о вещах в словах «все», «некоторые», «один», «ни один» и т.н. Овладение шкалой цветов, ознакомление с элементарными геометрическими формами, «решеткой фонем» родного языка вооружает ребенка системой общественно выработанных «эталонов», используемых для С сенсорного опыта Школьное обучение, направленное на овладение системой знаний, дает богатый материал и средства для формирования С, к-рая развивается от форм, основывающихся на выделении внеш. сходства между предметами и явлениями, к формам, опирающимся на существенные отношения между изучаемыми объектами Напр., С животных учащиеся нач классов производят на основе таких наглядных признаков, как общность среды обитания, способов передвижения В старших классах С знаний о животных базируется на принципе развития орга-нич природы с ее усложнением от низшего к высшему Признаком совершенствования С в связи с накоплением знаний является возможность включать один и тот же объект в разные системы Это позволяет раскрывать в нем новые стороны
С. занимает весьма важное место в развитии и воспитании мышления и памяти Знания и умения только тогда являются действенным аппаратом мышления, когда в сознании учащихся они организованы в системы взаимосвязанных понятий. Объективным условием для С. знаний является логич. структура учебного предмета, в к-ром различаются основные, исходные понятия и более частные От порядка их изучения (вместе с учетом психолого-пед. требований к процессу усвоения). зависит С. Знаний. Являясь формой организации материала, специ-фич человеческим способом познания, С. позволяет более продуктивно использовать и память, т к освобождает от необходимости запоминать материал как сумму частных сведений и фактов за счет группировки их в более крупные единицы Использование С. не только упорядочивает имеющиеся знания, но и является источником новых. Напр., С позволяет сделать вывод о нек-рых признаках неизвестного животного, зная его место в системе живых организмов. Облегчая и расширяя ориентировку в определенной области знания, С является важной формой организации человеческого опыта
С одно из средств повышения эффективности обучения. Она используется в уч. процессе в форме составления схем и таблиц, в к-рых представлены результаты обработки нек-рых фактич данных (напр., хронология таблицы). или обобщены факты, относящиеся к к -л разделу уч материала. Таблицы не только завершают С. уже изученного материала, но могут быть использованы и в процессе его изучения. Напр., при изучении членов предложения можно организовать их в систему, состоящую из 5 членов (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). Целесообразно в каждом из этих понятий выделить родовые признаки, общие для всех понятий системы (его смысловое значение, характер взаимосвязи с др. членами предложения, морфологич. способ выражения и т.д. ), а также указать конкретные видовые признаки этих понятий, индивидуальные для каждого члена предложения. При таком пути изучения материала у учащихся формируются обобщенные и систематизиров знания данного раздела синтаксиса, что существенно влияет на ход и эффективность мыслительных процессов, сообщает им большую гибкость, самостоятельность, широту ориентировки в материале.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3228 | |
3 | 2518 | |
4 | 2165 | |
5 | 2147 | |
6 | 2126 | |
7 | 2060 | |
8 | 1929 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1824 | |
12 | 1770 | |
13 | 1732 | |
14 | 1687 | |
15 | 1633 | |
16 | 1610 | |
17 | 1568 | |
18 | 1523 | |
19 | 1502 | |
20 | 1425 |