Российская педагогическая энциклопедия - сартр жан поль
Связанные словари
Сартр жан поль
Изображение человека, выпутывающегося из сетей «неискренней веры» и снова запутывающегося в них, составляет особенность худож. творчества С., и прежде всего его «театра ситуаций», как он называл свою драматургию. Наибольший обществ, резонанс получили его пьесы «Грязные руки» (1948), «Дьявол и Господь Бог» (1951), «Затворники Аль-тоны» (1960). Здесь на передний план выходит проблема полит. морали, особенно морали рев. действия. С. удалось воплотить идею неотчуждаемой личной ответственности не только за действие, но и за бездействие, равносильное соучастию в преступлениях.
Одновременно с этим в процессе интенсивной фил ос. работы С. приходит к выводу, что в совр. обществе, расколотом классовым антагонизмом, подлинная мораль «невозможна». После 1952 началось его сближение с марксизмом. Желая преодолеть догматич. окостенение марксизма, С. создал «Критику диалектического разума» (т. 1 вышел в 1960, т. 2, оставшийся незаконченным, в 1985). С. поставил своей задачей обосновать возможность и необходимость материали-стич. диалектики, полагая, что в трудах основоположников марксизма диалектика выступала только как «сумма примеров». В соответствии с идеями раннего Маркса он рассматривает марксизм как «философию практики», и прежде всего практики классовой борьбы. Поставив на службу марксизму инструментарий экзи-стенциально-феноменологич. герменевтики, С. непреклонно и последовательно проводит материалистич. точку зрения, усматривая в «индивидуальной практике» основу и принцип организации всех социальных институтов и связей. Опираясь на фактич. материал из истории франц. и рус. революций, С. утверждал, что в условиях кризиса легитимно-сти социальное единство партии, класса, страны в целом может быть обеспечено только «концентрацией террора» в одной личности. Однако задуманная им филос. программа осталась неосуществлённой, вероятно, вследствие невозможности объяснить исключительно средствами материалистич. диалектики существование таких естеств. целостностей, как «народ», «культура», «история».
В творчестве С. поднят ряд пед. проблем. Концепция «неискренней веры» в её разл. преломлениях затрагивает как индивидуальное самосознание, так и межличностные отношения. Особое значение имеет исследование морали борьбы, допустимости и границ насилия. Анализ детства и его роли в формировании творческой личности получил отражение в разработанном С. жанре биографий (Г. Флобера и др.), интегрирующем филос. культурно-герменевтический и социально-ист, методы.
Лауреат Нобелевской пр. по лит-ре (1964; от премии отказался).
Соч.: Letre et le neant, Р., 1943; Situations, t. l—10, P., 1947—76; Critique de la raison dialec-tique, t. l—2, P., 1960—85; Lidiot de la famille. Gustave Haubert de 1821 a 1857, t. 1—3, P., 1971; Ecrits de jeunesse, P., 1990.
Лит.: С o n t a t M., R у b a l k a M., Les ecrits de Sartre, P., 1970; Schupp P. A. [ed.], The philosophy of Jean-Paul Sartre, La Salle, 1981; Aronson R., Sartres second cri-tique, Chi.-L., 1987; H а у m a n R., Sartre: a life, N. Y., 1987; Thiel M., Jean-Paul Sartre: SchriftsteUer oder Philosoph, Hdlb., 1987; Киссель M. А., Дороги свободы Ж. П. Сартра, «Вопросы философии», 1994, № 11.
М. А. Киссель.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3229 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |