Российская педагогическая энциклопедия - самонаблюдение
Связанные словари
Самонаблюдение
С. субъективный процесс, опосредованный индивидуально-психол. особенностями наблюдающего, в первую очередь его самооценкой. Это накладывает существ, ограничения на достоверность подобного наблюдения. С. никогда не ограничивается констатацией того или иного ощущения или переживания; его результаты окрашены эмоциональной оценкой. В процессе С. человек стремится не только отметить нек-рый факт, но и дать ему соответствующее объяснение. В качестве такого объяснения человек бессознательно избирает наиб. приемлемое для себя, не позволяющее поколебать сложившуюся самооценку. При этом срабатывают своеобразные механизмы психол. защиты, когда человек старается оградить себя от неприятных переживаний и склоняется к благовидному толкованию своих побуждений и поступков.
Метод, проблема, к-рую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психол. исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер.
Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в эксперим. психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психол. эксперимента и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено «внутр. восприятию», протекающему в естеств. условиях. С др. стороны, С., проходящему при «наивной», обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитич. установке, позволяющей непосредственно постигать психол. реальность. При этом психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов сознания ощущений, представлений, чувств и их атрибутов интенсивности, длительности во времени и протяжённости в пространстве. Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула».
Коренному пересмотру положения «аналитич. интроспекции» подверглись в гешталетпсихологии, согласно к-рой целое не складывается из суммы элементов. Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую» установку на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, к-рыми оно обнаруживает себя наблюдателю.
В целом С. нельзя признать самостоят. методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирич. материал, в к-ром объект изучения представлен в требующей спец. истолкования форме.
Как средство самопознания С. оказывается весьма полезным, если приняты во внимание те неизбежные ограничения, к-рые наложены субъективным характером этого процесса. Рациональные и полезные выводы на основе С. возможны тогда, когда оно совмещается с трезвым и осознанным самоанализом. Для достижения большей объективности последнего необходимы знания о психол. закономерностях становления и функционирования личности.
С. С. Степанов.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3228 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2126 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1824 | |
12 | 1770 | |
13 | 1732 | |
14 | 1687 | |
15 | 1633 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |