Российская педагогическая энциклопедия - развитие психическое
Связанные словари
Развитие психическое
Признавая важное значение для Р. п. ребёнка его общечеловеческих и индивидуальных органич. особенностей, отеч. психология подчёркивает, что эти особенности представляют собой лишь условия, необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики. Как указывал Выготский, ни одно из специфически человеческих психич. качеств (логич. мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т. д.). не может возникнуть лишь путём вызревания органич. задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определённые социальные условия жизни и воспитания. Об этом косвенно свидетельствуют многочисленные данные исследований психич. депривации, когда дефицит общения с окружающими, разл. виды изоляции от воспитат. влияния взрослых людей приводят к резкому нарушению Р. п. уже на ранних возрастных ступенях и обусловливают возникновение глубоких психич. дефектов, к-рые с большим трудом преодолеваются на последующих генетич. стадиях. Наиб. убедительным аргументом в данном аспекте служат исследования слепоглухонемых детей, проведённые И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым. Слепоглухонемые от рождения, обладая нормальным человеческим мозгом и, следовательно, обладая потенциальными возможностями стать полноценными людьми, вследствие слепоты и глухоты лишены тех каналов связи с окружающим миром, к-рые используются при обычных формах семейного и обществ, воспитания. Не подвергнувшийся спец. обучению слепо-глухонемой ребёнок напоминает скорее детёныша животного, чем человеческое дитя. Положение резко изменяется, когда с помощью специально разработанных методов (они основываются на использовании сохранного у этих детей тактильно-кинестетич. анализатора). удаётся наладить их общение с людьми и приобщить к культуре. В этих условиях слепоглухонемой ребёнок способен достичь высш. ступеней Р. п.
Проблема роли среды в Р. п. решается по-разному, в зависимости от понимания общей природы изучаемого генетич. процесса. Отд. авторы, признающие важную роль социальной среды в развитии человеческого индивида, обычно рассматривают её по аналогии с ролью биол. среды для детёнышей животных. В действительности, в обоих случаях различны не только среда, но и способы её влияния на процесс Р. п. Социальная среда (и преобразованная человеком природа). является не просто внеш. условием, а подлинным источником развития ребёнка.
Социальным опытом, воплощённым в орудиях труда, языке, произведениях науки и искусства и т. д., дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Исследования психологов (М. И. Лисина и др.). показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредств. эмоционального контакта, то общения речевого, то совместной деятельности. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребёнком всё новые возможности усвоения от окружающих разл. рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода Р. п.
Усвоение детьми обществ, опыта происходит не путём пассивного восприятия, а в активной форме. Проблема роли разл. видов деятельности в Р. п. ребёнка интенсивно разрабатывается в детской психологии. Изучаются психол. особенности игры, учения и труда у детей разл. возрастов и влияние этих видов деятельности на развитие отд. психич. процессов и формирование личности ребёнка в целом. Исследования ориентировочной части деятельности позволили более глубоко проникнуть в её структуру и более детально выяснить её роль в усвоении нового опыта.
Каждая новая ступень Р. п. закономерно следует за предыдущей, и переход от одной ступени к другой обусловлен не только внеш., но и внутр. причинами. В Р. п. ребёнка возникают противоречия, связанные с переходом от одной стадии развития к другой. Одно из осн. противоречий такого рода — противоречие между возросшими физиол. и психич. возможностями ребёнка и сложившимися ранее видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими людьми. Эти противоречия, принимающие подчас драматич. характер кризисов возрастных, разрешаются путём установления новых взаимоотношений ребёнка с окружающими, формированием новых видов деятельности, что знаменует собой переход на следующую возрастную ступень Р. п.
Лит.: Выготский Л. С., Проблемы психич. развития ребенка, в его кн.: Избр. психол. исследования, М., 1956; его же, История развития высших психич. функций, Собр. соч., т. 3, М, 1983; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [M.], 19814; Запорожец А. В., Осн. проблемы онтогенеза психики, в его кн.: Избр. психол. труды, т. 1, М., 1986. Л. А. Ветер.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3229 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |