Поиск в словарях
Искать во всех

Российская педагогическая энциклопедия - профессия

 
 

Связанные словари

Профессия

профессия
(лат. professio — официально указанное занятие, от profiteor — объявляю своим делом), вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом спец. теоретич. знаний и практич. навыков, к-рые приобретены в результате целенаправленной подготовки, опыта работы. П. отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе обществ. разделения труда и является одной из осн. качественных характеристик его как работника.

Разделение труда, в т. ч. профессиональное, всегда являлось мощным фактором и показателем уровня развития цивилизованного общества, а конкретные формы труда определялись средствами и предметами труда, технологией выполнения работы (технико-технол. факторы), организацией произ-ва, в первую очередь его типом — единичным, серийным, массовым (организац.-экон. факторы), общеобразоват. и культурно-техн. уровнем населения, организацией проф. обучения (социальные факторы).

Проф. специализация работников отражает типовые, многократно воспроизводимые комплексы трудовых функций, к-рые формируются в соответствии с осн. признаками: технол. однородностью работ по их содержанию, их объёмом и возможностью обособленного выполнения.

Содержание работ, свойственных той или иной профессии, является основой для установления её офиц. наименования и закрепления в тарифно-квалификац. характеристике, а также для определения проф. профиля работника (специфич. знаний и навыков, необходимых для эффективной трудовой деятельности) и требований к его квалификации.

Наряду с П. используется понятие «специальность», к-рое конкретизирует более узкий круг работ в рамках данной П. Профессия может подразделяться на две и более специальностей.

Многообразие технол. процессов совр. произ-ва, специфика оборудования и материалов в отд. отраслях экономики, глубина разделения труда предопределяют качественное разнообразие состава занятых в разл. производств. сферах страны. Осн. влияние на изменение проф. состава работников оказывает науч.-техн. прогресс. С введением качественно новых технологий, автоматизи-ров. оборудования появляются связанные с их обслуживанием новые П., к-рые заменяют старые узкоспециализи-ров. П. Вместе с тем общность науч.-техн. основ произ-ва, применение стандартизации и унификации при создании техн. устройств для разл. производств. процессов, широкое использование типовых элементов, блоков, узлов создают предпосылки для сокращения общего числа П. за счет их объединения, интеграции, для формирования П. широкого профиля.

В России и др. странах СНГ состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификац. справочнике работ и профессий рабочих, к-рый включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой П. Разработан новый перечень П. (нач. 90-хтг.), к-рый включает 257 П. вместо 1200 (в перечне 1987).

Для служащих, связанных преим. с умственным трудом, используется понятие «должность», к-рое и означает выполнение определённых проф. обязанностей. Понятие «П.» для служащих связано прежде всего с объёмом и спецификой теоретич. знаний и практич. навыков, полученных в результате обучения, к-рые необходимы для выполнения работ, свойственных широкому кругу должностей.

Группировка П. рабочих и должностей служащих по степени общности и содержания теоретич. и практич. обучения является основой при организации системы профессионального образования и отражена в номенклатуре профессий и специальностей по образованию.

Различия в характере и содержании работ по П. предопределяют специфич. набор психофизиол. качеств, необходимых для эффективного освоения П. и дальнейшего развития способностей работников. Для обоснованного выбора П. с учётом склонностей и задатков каждого человека гос-во обычно организует системы профессиональной ориентации, информации и проф. отбора. В совр. обществе, ориентирующемся на приоритет интересов и прав личности в выборе П., подобные системы строятся на проф. самоопределении. Индивидуальный прогноз проф. предпочтительности для каждого человека может быть осуществлен с использованием профес-сиограмм, разрабатываемых на основе тщательного анализа трудовых процессов.

П., присваемая по завершении обучения, указывается в документе об образовании, к-рый в соответствии с Законом о занятости даёт право на работу согласно профилю и уровню полученного образования. Офиц. наименование П. или должность работника указывается в трудовой книжке. П. имеет большое значение при решении вопросов оплаты труда, предоставления льгот и компенсаций (особенно, когда П. связаны с работой во вредных для здоровья условиях), начисления пенсии. H II Сорокина

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (лат. – объявляю своим ремесло) – это часть личностного потенциала работника, выражающаяся как совокупность развитых способностей и возможностей человека обеспечивать им выполнение определенного рода общественно полезной деятельности. Формируется в процессе специальной профессиональной подготовки и используется как средство существования человека и источник обеспечения его духовного, психического, социального и материального благополучия. Это официально признаваемый уровень готовности человека к выполнению комплекса систематически повторяющихся трудовых функций, требующих соответствующих знаний и навыков. Наименования профессий определяются по производственному принципу, в зависимости от структуры общественного опыта, исторических и социальных традиций, характера и содержания конкретно выполняемой работы или служебных функций. Перечень профессий, получивших государственную стандартизацию, излагается в ЕКС – едином квалификационном справочнике. Существует группа педагогических профессий, среди которых есть профессии воспитателя, учителя, психолога и др. ...
Основы духовной культуры
2.
  (лат. professio официально указанное занятие, от рrofiteor объявляю своим делом)— вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. П. отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из осн. качественных характеристик его как работника. Содержание работ, свойственных определённой П., является основой для установления её официального наименования и закрепления в тарифно-квалификационной характеристике, а также для определения профессионального профиля работника (специфические знания и навыки, необходимые для эффективной трудовой деятельности и требования к его квалификации). Наряду с понятием "П." используется понятие специальности, которое конкретизирует более узкий круг работ в рамках данной П. Профессия может подразделяться на две и более специальностей. В Рос. Федерации состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и П. рабочих, который включает краткое описание работ...
Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря
3.
  род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий наличия определённых знаний, умений и навыков, которые обеспечиваются обучением в соответствующих по профилю учебных заведениях. ...
Словарь терминов по общей и социальной педагогике
4.
  (лат. professio, от profiteer — объявляю своим делом) — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы; является обычно источником существования. ...
Профессиональное образование

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины