Российская педагогическая энциклопедия - обучение
Связанные словари
Обучение
Понятие «О.» многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. Кибернетика понимает О. ещё шире, говоря, напр., о самообучающихся системах.
В ходе социального развития О. становится отдельным, специфич. видом обществ. деятельности, превращается в средство передачи социального опыта.
Возможно выделение разных аспектов понятия «О.». На общепед. уровне О. рассматривается как один из видов деятельности по приобщению человека к совокупности обществ. отношений, в результате к-рой он формируется как личность. В дидактике О. предстаёт в единстве преподавания как деятельности обучающих и учения как деятельности обучающихся при передаче последним социального опыта в форме содержания образования (см. Образование). Методика преподавания рассматривает О. как совокупность форм реализации преподавания и учения на материале конкретного уч. предмета. В психологии О. выступает как совокупность взаимосвязанных действий учителя и ученика, в результате к-рых происходит обогащение интеллекта учащегося, его психич. развитие.
Гл. составляющие процесса О. — преподавание и учение. В их единстве заключается осн. сущностная дидактич. характеристика О. В элементарной форме отношение «преподавание — учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика, однако только к такому взаимодействию не сводится. В опосредованном виде это отношение заложено в программах О. Ученик в системе дидактич. отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. В этой двойственности функций проявляется активность учащегося как действующего субъекта. Объектом по отношению к ученику в данном случае является уч. материал, к-рый учащийся должен усвоить. Деятельность ученика по усвоению уч. материала планируется, организуется, направляется. Во взаимодействии учителя и ученика управляющая роль принадлежит учителю. Он воздействует на ученика, помогая становлению его как личности.
Субъектно-субъектное отношение, характерное для личностно ориентированного обучения, существует внутри субъектно-объектного, им определяется и стимулируется.
Отношение «преподавание — учение» определённым образом реализуется и в заочном обучении. Деятельность преподавания в этом виде О. представлена в виде письм. заданий, учебников и др. материалов.
В условиях непрерывного образования, когда важнейшей задачей школы становится подготовка её воспитанников к самообразованию, по мере того как прямое пед. воздействие заменяется опосредованным руководством, учение всё более принимает форму самостоят. познават. деятельности. Вместе со снижением удельного веса непосредств. преподавания в О. дидактич. отношение «преподавание — учение» становится всё более опосредованным, пока полностью не перейдёт в отношение познавательное.
Главные и определяющие источники пед. деятельности — текущие и перспективные потребности общества, его требования к личности. Эти требования получают воплощение в педагогически проработанном содержании образования, к-рое в отеч. пед. традиции рассматривается в единстве с деятельностью, направленной на развитие личности. См. Развивающее обучение.
Содержательная и процессуальная стороны О. находятся в единстве и влияют друг на друга. В действительности содержание образования существует лишь в процессе О, однако оно может быть представлено в идеализиров виде в абстрактных теоретич. построениях или в уч материалах Объем и структура таких материалов должны соответствовать закономерностям и принципам О, условиям, в к-рых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихся
Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций О выступает как принцип пед.деятельности, нужны спец. усилия педагогов, чтобы его обеспечить Деятельность О должна быть спроектирована и осуществлена так, чтобы и содержательная, и процессуальная ее стороны, реализуемые в преподавании и учении, выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, гос-ва.
В состав содержания образования кроме традиционно предусмотренных знаний, умений и навыков включаются также и элементы, отражающие опыт творческой деятельности и опыт личностного отношения к системе обществ.ценностей Все эти элементы передаются учащимся в процессе О Передавая опыт эмоционально-ценностного отношения, педагог реализует воспитывающую функцию О В ходе О можно целенаправленно формировать определенные качства личности, напр. путем включения в О материала, вызывающего у учащихся затруднения, преодоление к-рых способствует становлению их характера Однако применения только методов обучения недостаточно для формирования поведения в реальных жизненных ситуациях Если отношение «преподавание — учение» опосредовано через множество заранее запланированных, в известной мере, искусственных уч ситуаций, то воспитат. отношение — реальное, жизненное Спец. воспит работа нужна потому, что путем О передаются не сама определенная деятельность и формы отношений, а их идеальная модель, общие принципы, нормы См также Воспитывающее обучение
Существуют разл. системы организации О индивидуальное О, классно-урочная система, лекционно-семинар-ская система, предметно-курсовая система обучения, курсовая система обучения и др. Каждая из них использует характерные организац. формы, способствует созданию специфич. условий О, воспитания и развития учащихся
Лит Лингарт И Процесс и струк тура человеческого учения M 1970, Крае некий В В Проблемы науч. обо снования обучения (методол анализ) M 1977 Дидактика ср школы подред M H Скаткина, M, Теоретич. основы процесса обучения в сов школе, M, 1989 В В Краевский
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3228 | |
3 | 2517 | |
4 | 2165 | |
5 | 2147 | |
6 | 2126 | |
7 | 2060 | |
8 | 1929 | |
9 | 1921 | |
10 | 1840 | |
11 | 1824 | |
12 | 1770 | |
13 | 1732 | |
14 | 1687 | |
15 | 1633 | |
16 | 1610 | |
17 | 1568 | |
18 | 1523 | |
19 | 1502 | |
20 | 1425 |