Российская педагогическая энциклопедия - народный комиссариат просвещения рсфср
Связанные словари
Народный комиссариат просвещения рсфср
комиссию по просвещению, преобразованную в 1919 в Государственный учёный совет (ГУС). НКП осуществлял установление единых принципов организации нар. образования в РСФСР. В его ведении находились уч. заведения (кроме отраслевых технических для взрослых) и дошк. учреждения. С нояб. 1918 в НКП входило 5 секций (к-рые делились на 24 отдела и 94 подотдела и группы): школьная, проф.-тех. образования, внешк., худож., научная. После упразднения Нар. комиссариата просвещения Союза коммун Сев. области (май 1919) в НКП полностью сосредоточилось руководство осн. областями и учреждениями просвещения и культуры (школы, ВУЗы, дет. приюты, а также академия художеств, кино, музеи, театры и др.). В 1919 при НКП учреждено Гос. изд-во РСФСР (Госиздат); в 1920 при НКП осн. чрезвычайная комиссия, возглавившая работу по ликвидации неграмотности.
К 1920 сформировались огромный бюрократич. аппарат и сложная структура НКП (466 подразделений, 8,5 тыс. сотрудников), во многом парализовавшие его работу. Управленч. стиль в духе воен. коммунизма, классово-парт. подход к науч.-пед. кадрам привели к чрезмерному централизму и нарушению демокр. принципов в работе. Для реорганизации НКП по инициативе В. И. Ленина было разработано «Положение о Наркомпро-се» (1921). Были созданы 2 центра — академический (в составе ГУСа, Главнауки, Гл. управлений — по архивным делам и музеям) и организационный. К НКП также относились Гл. управление гос. изд— в (с 1930 ОГИЗ), Центр. фотокино-предприятие (в 1926 передано в Сов-кино), Совет по делам просвещения нац. меньшинств. Учреждались Главсоц-вос, Главпрофобр, Главполитпросвет. Науч.-пед. базой НКП были Академия коммунистического воспитания, ряд Н.-и. ин-тов, в т. ч. организаторов просвещения, методов шк. работы, методов внешк. работы с детьми, ин-т науч. педагогики при 2-м МГУ (все в Москве), науч. педагогики (Петроград), опытно-показательные учреждения. Печатными органами НКП были еженедельник «Нар. просвещение» (1918—30), ежемесячник того же названия (см. Журналы педагогические) и «Учительская газета» (с 1924). НКП стал центром координации работы наркомпросов союзных республик, организатором Всес. съездов учителей (см. Съезды педагогические).
В 1925 образовано адм.-организац. бюро (вместо академич. и организац. центров) с целью усиления значимости главков НКП; повышена роль НПС главков НКП. Во 2-й пол. 20-х гг. в науч.-пед. секции ГУСа разработаны усовершенствованные уч. планы, позже служившие образцовыми для нач. и ср. школ др.-союзных республик СССР. В интересах преемственности образования ГУС стал (1927) органом, координирующим программно-метод. деятельность Главсоц-воса и Главпрофобра. С 1928 началась новая реформа НКП, способствовавшая усилению внутриведомств. централизма и организац. единства. В 1929 в обстановке резкой и во многом не обоснованной критики снят нарком Луначарский, в отставку ушла почти вся коллегия НКП. Ряд его работников подвергся «чистке» (как «идеологически чуждые элементы»). С кон. 20-х гг. деятельность НКП жестко контролировалась центр. аппаратом ВКП(б).
С 1930 гл. направлением в работе НКП было введение в стране всеобщего нач. обучения и программно-метод. обеспечение общеобразоват. школы. Из ведения НКП другим гос. органам переданы высшие (кроме пед. вузов и ун-тов) и ср. спец. уч. заведения, ми, науч. учреждения. В НКП входили 7 секторов: идео-лого-метод. (программный), науки и иск-ва, массовой шк. и полит.-просвет. работы, пед. кадров и др. В 1931 для единого руководства всеми высш., ср. и нач. уч. заведениями создан уч.-метод. отдел. Аппарат НКП сократился до 355 чел. Самостоятельность сохранили ГУС (ликвидирован в 1933), К-т по просвещению национальностей (Совнацмен ликвидирован в 1934), ОГИЗ, цензурные органы — Главлит, Главрепертком.
С завершением введения всеобщего обязат. обучения началась новая реорганизация НКП (19 сент. 1933). Его функции постепенно сводились к вопросам дошк. воспитания, общеобразоват. школы и подготовки пед. кадров. Были созданы: управления — нач. и ср. школы, руководства работой секторов ОНО и отделов наркомпросов авт. республик и школ, подготовки учителей, ун-тов и Н.-и. учреждений (в 1941 преобразовано в Управление высш. школой, в 1945 реорганизовано в ГУВуз); библиотечное и театрально-зрелищных предприятий; отделы — дошкольный (с 1940 управление по дошк. воспитанию); дет. домов; уч. пособий; школ и курсов взрослых (с 1944 управление школ рабочей и сел. молодёжи и школ взрослых). Общий штат НКП составлял св. 420 чел. Продолжалось сокращение функций НКП. В 1933 перешли в систему Совнаркома Главлит, в 1936 — Главрепертком, в 1940 — ОГИЗ. Подготовкой рабочих кадров стали заниматься отраслевые наркоматы. С 1935 при наркоме просвещения действовал особый орган для рассмотрения наиб. важных вопросов — обществ. совет (св. 90 педагогов и руководителей нар. образования). Во 2-й пол. 30-х гг. в обстановке идеологизации системы нар. образования (чему способствовали парт, пост, о школе 30-х гг.) НКП в возрастающей степени сосредоточивался на инспекторских функциях, часто в ущерб собственно пед. проблемам. В 1936 в нем организованы отд. управления по нач. и ср. школе (вместо единого), управление высш. школой (вместо управлений подготовки учителей и ун-тов), управление по образованию взрослых (вместо соответствующего отдела). При НКП работали Н.-и. ин-ты методов обучения, психологии, дефектологии, педагогики (в Москве и Ленинграде), Центр б-ка, Музей нар. образования, Центр ин-т повышения квалификации руководящих кадров нар. образования Издавался журн «Сов педагогика» (с 1937, ныне «Педагогика») и др. В 1937 отстранен от должности наркома А С Бубнов, массовым репрессиям подверглись работники центрального аппарата.
В мае 1940 в НКП действовало 13 управлений, в т.ч. вновь образованные воен и физич. подготовки и воен обучения студентов вузов, пед.училищ, техникумов, учащихся нач. и ср школ, полит -просвет. работы Штат насчитывал ев 1 тыс чел (Центр аппарат — 640 чел).
В годы Вел. Отеч. войны НКП направил усилия на сохранение и развитие нач. и ср школы, осуществление перехода к обучению детей с 7 лет, создание новой системы общего образования взрослых В 1943 при НКП учреждена Академия педагогических наук В 1945 функции НКП по руководству культ -просвет. учреждениями были переданы К-ту по делам культ -просвет. учреждений при СНК В 1946 НКП преобразован в Мин-во просвещения РСФСР. Наркомы просвещения 1917—29 — А В Луначарский, 1929—37 — А С Бубнов, 1937-10 — ПА Тюр-кин, 1940—1944 — В II Потемкин
Лит. Паначин Ф Г, Управление просвещением в СССР, M, 1977, К с и p и м-Маркус M Б, гос. руководство культурой Стр во Наркомпроса (ноябрь 1917 — сер. 1918 гг.), M, 1980, III т а м м С И, Управле ние нар. образованием в СССР (1917—1936), М 1985, ФоминА И Культурное стр во в первые годы Сов власти (1917—20 гг.), Хар, 1987 М В Богуславский.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3228 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |