Российская педагогическая энциклопедия - монастырские школы
Связанные словари
Монастырские школы
В 13 в. монахи-францисканцы открывали в городах элементарные школы для детей из беднейших слоев населения и создали Значит. кол-во рукописных учебников и руководств. При сравнительно низком уровне обучения эти школы были более доступными и по численности учащихся намного превосходили бенедик-тинские школы.
Разновидностью М. ш. можно считать школы, готовившие певчих для хоров в капеллах Богородицы монастырских церквей, к-рые получили развитие в 13 в. в связи с распространением культа Девы Марии. Школы размещались в комнате или домике раздатчика милостыни, у ворот монастыря; хористы часто обеспечивались жильём и питанием. Гл. задачей этих школ было религ.-нравств. воспитание и обучение пению, преподавалась также грамматика. В Зап. Европе наиб. Значит. центрами образования были монастыри в Фульде и Хиршау (Германия); Туре, Корби, Беке, Клюни (Франция); Санкт-Галлене (Швейцария); Кентербери (Англия); Монтекассино (Италия). К кон. 12 — нач. 13 в. обучение сосредоточилось в осн. во внутр. школах и ориентировалось на потребности монастырей, ограничивая тем самым круг учащихся. Приоритетное положение в сфере общего образования перешло к более доступным для мирян соборным школам, создававшимся в это время в крупных городах. Однако М. ш. сохраняли своё образоват. значение вплоть до 14—15 вв., а в южнослав. странах -до 16 в.
В Др. Руси с 11 в. монастыри играли ведущую роль в развитии образования и письменности, однако М. ш. не были регулярным уч. заведением, а возникали по мере необходимости для обучения монахов или будущих клириков и могли состоять из 1—3 учеников, прикреплённых к наставнику. Одним из первых центров лит. работы (летописание, агиография) стал Киево-Печерский монастырь (осн. в 1051). В 12 в. при жен. монастырях открывали школы для девочек. Однако они не получили распространения. В 14 в. развивались школы Моск. , и подмоск. монастырей: Чудовского в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Анд-роникова, Троице-Сергиева. Помимо элементарного образования, церк.-слав. языка, в них много внимания уделялось книгописанию. В 17 в. благодаря деятельности Моск. , просветителей Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов к-рого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика. В 1649 боярином Ф. М. Ртищевым было основано уч-ще при Андреевском монастыре, в к-рое для преподавания свободных искв были приглашены иноки из Киевских монастырей. С созданием братских школ, Киево-Моги-лянской и Моск. . Славяно-греко-лат. академий, развитием в 18 в. проф. образования монастыри частично утратили своё просветит. значение.
ЛитИванов К. А., Средневековый монастырь и его обитатели, П.; Т и — хомиров M. H., Средневековая Москва в XIV — XV вв., М., 1957; Карсавин Л. П., Монашество в ср. века, М., 1992; Power E., Medieval English nunneries с. 1275 to -1535, Camb., 1922; Walsh J. J., High points of medieval culture, Freeport (№, Y.), [1969]. M. M. Баришанская.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3229 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |